Об авторе: Инна Подколзина, к.э.н., с.н.с. Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
На протяжении нескольких недель центральной темой британских экономических новостей оставался скандал вокруг правительственного бюджета на следующий финансовый год. Обычно представление бюджета в палате общин – важнейшее экономическое событие года – являет собой упорядоченное действие, основанное на многолетних традициях. Однако на этот раз что-то пошло не так: разработка бюджета сопровождалась многочисленными слухами и утечками информации; преждевременная публикация оценки бюджетных мер уполномоченным «кванго»[1] потребовала показательной отставки; последующие разбирательства между учреждениями породили обвинения канцлера во лжи, а премьер-министра – в некомпетентности.
Прежде чем рассматривать произошедшие события, отметим несколько специфических черт британского бюджетного процесса. Дважды в год канцлер Казначейства выступает в парламенте с речью об основных направлениях экономической и бюджетной политики. Один раз – в так называемый «бюджетный день», который в последние годы приходится на осень, – он представляет бюджет на следующий финансовый год. Второй раз – весной – озвучивает корректирующие бюджетные меры с учетом изменившихся за полгода условий. Также дважды в год Управление бюджетной ответственности (Office for Budget responsibility, OBR) – специальное «кванго», созданное в 2010 г., – оценивает бюджетные меры с точки зрения их влияния на состояние государственных финансов и экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе. В тот момент, когда канцлер заканчивает речь в парламенте, OBR публикует отчет на своем сайте.
События, которые предшествовали «бюджетному дню»
Слова, слова, слова.
У. Шекспир. Гамлет
Вскоре после победы лейбористов на выборах в июле 2024 г. новый канцлер Казначейства Рейчел Ривз заявила об унаследованной от консерваторов «черной дыре» в государственном бюджете. Эта «дыра», которая по утверждению Ривз составила 22 млрд ф.ст., стала одним из обоснований рекордного повышения налогов – в общей сложности на 40 млрд ф.ст. – в первом лейбористском бюджете, представленном в октябре 2024 г. Кроме того, Ривз установила фискальные правила, основное из которых, так называемый «фискальный мандат», требует обеспечить сбалансированный или профицитный бюджет к 2029/30 финансовому году (ф.г.). В контексте событий, о которых пойдет речь далее, необходимо подчеркнуть, что OBR при оценке бюджетных мер также рассчитывает, какой резерв, или «запас прочности», эти меры обеспечат Казначейству в 2029/30 ф.г. в соответствии с указанным правилом. Следует иметь в виду, что этот расчет производится на основе прогнозов и допущений относительно динамики экономических показателей и стоимости заимствований на рынке государственных долговых обязательств, и с появлением новых данных размер этого резерва может меняться кардинальным образом.
Прошлогодний прием с пугающей историей о «бюджетной дыре» был использован и в текущем году, однако новостной фон формировался не столько за счет явных заявлений официальных лиц, сколько за счет многочисленных утечек из Казначейства. В середине июня газета Guardian опубликовала информацию о том, что OBR пересмотрит показатель по росту общей факторной производительности с 2010 г. в сторону понижения, и это создаст очередную «дыру» в 20 млрд ф.ст. Соответственно, в новом бюджете Ривз придется пересмотреть планы относительно доходов и расходов, чтобы выполнить установленные ею же фискальные правила[2]. В начале августа «дыра» достигла 40 млрд ф.ст., виной чему, согласно National Institute of Economic and Social Research (NIESR), стали американские тарифы, дорогое обслуживание госдолга и неудачные попытки правительства сократить социальные расходы[3].
То, что повышения налогов не избежать, стало очевидно в сентябре, когда были опубликованы предложения приближенного к лейбористам аналитического центра Resolution Foundation по привлечению в бюджет дополнительных 30 млрд ф.ст.[4]. Документ вызвал особый интерес, поскольку ранее этот центр возглавлял Торстен Белл, который при новом правительстве перешел в Казначейство и теперь занимается разработкой бюджета, а действующим руководителем является Рут Кертис, ранее работавшая в Казначействе. В октябре канцлер в очередной раз акцентировала внимание на неблагоприятном состоянии государственных финансов, обвинив в этом «режим жесткой экономии[5], брекзит и последствия мини-бюджета Лиз Трасс»[6]. СМИ также продолжили развивать тему о нехватке бюджетных средств[7]. Постепенно в информационном пространстве сформировалось мнение о неизбежном повышении налогов в целом и ставок подоходного налога в частности, что Ривз напрямую не подтверждала, но и не отрицала[8]. Проблема в том, что в ходе предвыборной кампании лейбористы обещали не повышать подоходный налог, а также взносы в фонд социального страхования и НДС. И только незадолго до «бюджетного дня» появились намеки на то, что ставки подоходного налога затронуты не будут.
Сложно судить, развернулась ли эта информационная кампания спонтанно или была спланирована, однако по мере приближения к «бюджетному дню» едва ли у кого оставались сомнения в том, что налоги значительно вырастут. Единственный беспокоивший всех вопрос: на каких именно налогах (и, соответственно, налогоплательщиках) это повышение скажется в наибольшей степени.
«Бюджетный день» 26 ноября
Заманивают всяким честным вздором,
Чтоб в глубочайшем деле обмануть.
У. Шекспир. Макбет
Эффектный выход Р. Ривз с красным министерским чемоданчиком в руке из резиденции канцлера на Даунинг стрит, 11 контрастировал с колоннами тракторов и арестами фермеров, наблюдавшихся на улицах Лондона. Дело в том, что одной из мер, принятых в первом лейбористском бюджете в октябре 2024 г. стало резкое ограничение льгот по налогу на наследство в отношении фермерских хозяйств и семейного бизнеса с 6 апреля 2026 г. Пока еще действующие льготы фактически освобождают наследников от уплаты налога. Идея льгот заключается в том, чтобы после смерти владельца предприятия его дело, обеспечивающее рабочие места и налоговые поступления, продолжало развиваться без искусственно созданных помех. Решение сократить эти льготы до 1 млн ф.ст. вызвало резкое недовольство фермеров.
Во всех регионах, за исключением Уэльса, стоимость среднего фермерского хозяйства превышает 1 млн ф.ст., а в Северо-Восточной Англии составляет 3,0–3,9 млн. Эти цифры относятся только к стоимости земли, тогда как для расчета налога также учитываются нежилые сельскохозяйственные постройки, сельскохозяйственная техника и инструменты, скот, удобрения. Поскольку фермерство является сложным, зависимым от многих обстоятельств и жестко регулируемым видом деятельности, оно не приносит стабильных и высоких доходов, а занимаются им преимущественно потомственные фермеры. Для многих семей реформа 2024 г. делала налог на наследство неподъемным.
На протяжении года фермеры пытались добиться отмены решения и периодически выражали свое недовольство в «тракторных» демонстрациях. Ярким представителем фермерского движения стал Дж. Кларксон – некогда ведущий популярной программы “Top Gear”, а сейчас – не менее популярного шоу “Clarkson’s Farm”. В «бюджетный день» демонстрация была намечена у стен Вестминстера, однако, несмотря на заблаговременное уведомление, столичная полиция запретила использовать тракторы из-за возможных «серьезных помех», которые они могут создать для «предприятий, служб экстренной помощи и жителей Лондона, занимающихся своими повседневными делами». В итоге столичная полиция подтвердила арест «ряда лиц», нарушивших ограничения. Комментируя сложившуюся ситуацию, Н. Фарадж заявил, что возглавляемая им партия «Реформировать Соединенное Королевство» оплатит юридическую помощь каждому протестующему фермеру.
Другим эксцессом «бюджетного дня» стала публикация на сайте OBR документа с оценкой бюджетных мер почти за час до начала выступления канцлера. Поскольку информация о состоянии государственных финансов является важным фактором, определяющим динамику доходностей долговых обязательств, утечки информации неизбежно влияют на стоимость государственных заимствований – ключевую на данный момент проблему британской экономики. После того, как выложенный файл был обнаружен журналистами Reuters, OBR извинилось за «техническую ошибку» и удалило его. Тем не менее событие оказалось беспрецедентным в своем роде. В 1947 г. просочившаяся в прессу информация лишь о некоторых статьях бюджета стоила Хью Далтону поста канцлера Казначейства. На этот раз утечка касалась всего бюджета, а уйти в отставку пришлось главе OBR Р. Хьюзу.
Как показал отчет OBR, вместо «бюджетной дыры» в 20–30 млрд ф.ст., которой пугали в течение нескольких месяцев, к 2029-30 ф.г. Казначейство получит резерв в размере 21,7 млрд ф.ст.[9]. Этот неплохой в целом результат вызвал неоднозначную реакцию по двум причинам. Во-первых, он был обусловлен не улучшением экономической ситуации, а ростом налогов и инфляционным раздуванием налоговой базы. Во-вторых, как выяснилось спустя несколько дней, информация, которой на протяжении нескольких месяцев владело Казначейство (и Ривз, в частности) и которую оно транслировало публике, различалась.
Формально лейбористам удалось избежать повышения базовой ставки подоходного налога, что стало бы явным нарушением манифеста. Значительный объем дополнительных налоговых поступлений обеспечивается замораживанием пороговых уровней доходов, к которым применяются разные ставки подоходного налога и с которых взимаются страховые выплаты. Фактически такой механизм означает скрытое повышение налога: в условиях инфляционного роста заработной платы все большее количество британцев становится плательщиками налога по базовой ставке 20% (то есть доходы начинают превышать личный налоговый вычет в 12570 ф.ст.) или переходят в категорию плательщиков налога по ставкам 40% и 45%. Стоит отметить, что от категории, к которой относится налогоплательщик, зависит размер льгот и уровень ставок, действующих в отношении других источников доходов, в частности, процентов и дивидендов.
Принятая еще консерваторами мера должна была закончить свое действие в 2027/28 ф.г., однако лейбористы продлили ее еще на три года. Между тем, годом ранее Ривз утверждала: «Я выполняю все обещания по налогам, которые дала в манифесте, поэтому замораживание порогов подоходного налога и страховых взносов не будет продлено после того, как закончится срок действия этой меры, принятой предыдущим правительством. С 2028/29 ф.г. пороги подоходного налога снова будут повышаться в соответствии с инфляцией. Когда дело доходит до выбора налоговых мер, это правительство всегда встает на защиту трудящихся»[10].
Дополнительные поступления к 2029/30 ф.г. составят 26,1 млрд ф.ст., из них за счет заморозки порогов будет получено 8 млрд ф.ст. Количество плательщиков налога по базовой ставке увеличится на 780 тыс., повышенной – на 920 тыс., дополнительной – на 4 тыс. человек. Несмотря на обещания Ривз повысить уровень жизни, реальные располагаемые доходы домохозяйств будут расти медленнее, чем прогнозировалось ранее[11].
Среди других налоговых мер – введение с апреля 2028 г. сборов с электромобилей и гибридных автомобилей в зависимости от пройденного расстояния (так называемая «плата за милю») и дополнительного муниципального налога в размере 2500–7500 ф.ст. в год на жилую недвижимость стоимостью более 2 млн ф.ст. Последний еще на этапе разработки получил неофициальное название «налога с поместий» и к настоящему времени обусловил резкое падение цен на жилую недвижимость в элитных районах Лондона.
Налоговые меры и их влияние на доходную часть бюджета в 2029/30 ф.г.
Чтобы понять реакцию британцев на новые налоговые меры, необходимо иметь в виду, что для большинства из них основным источником доходов является заработная плата, и именно на нее растут налоги. При этом часть дополнительных налоговых поступлений направляется на создание запаса бюджетных средств для выполнения фискального правила канцлера, а часть – на финансирование социальных выплат тем, кто по каким-либо причинам не работает.
Следует отметить, что серьезной проблемой британского рынка труда становится рост экономической неактивности. Среди основных причин – произошедшее в период пандемии ослабление критериев, по которым человек признается нетрудоспособным, и широкое распространение социальных пособий, получение которых не связано с необходимостью поиска работы. На неработающих по состоянию здоровья лиц трудоспособного возраста приходится три четверти выплат по болезни и инвалидности. Общие расходы на эти выплаты с 2024/25 ф.г. до 2029/30 ф.г. увеличатся на 35% и составят 103,6 млрд ф.ст.[12]. Предпринятая летом попытка правительства реформировать систему социального обеспечения таким образом, чтобы замедлить рост этих расходов, встретила сильное сопротивление левого крыла лейбористской фракции.
Кроме того, социальные расходы увеличиваются в связи с отменой с апреля 2026 г. ограничений на получение пособий на третьего ребенка и последующих детей в семье. Эта мера была воспринята неоднозначно, поскольку при действующей системе социального обеспечения ее косвенным результатом является снижение стимулов к труду. Так, согласно расчетам, после введения этой меры работающие родители с тремя детьми должны будут зарабатывать около 71 тыс. ф.ст. до вычета налогов, чтобы доходы сравнялись с доходами семьи с тремя детьми, в которой родители не работают и получают все доступные в этом случае пособия[13].
В общей сложности, на растущие социальные расходы Казначейству потребовалось к 2029/30 ф.г. найти дополнительно 9,3 млрд ф.ст. Вопреки предвыборным обещаниям не повышать налоги на тех, кто работает, именно этих британцев изменения затронули в первую очередь. С учетом мер, принятых лейбористским правительством за полтора года нахождения у власти, к 2031 г. налоги вырастут более, чем на 60 млрд ф.ст., а налоговое бремя (доля налоговых доходов в ВВП) установит исторический максимум на уровне 38,3%[14].
Преждевременная публикация отчета OBR в «бюджетный день» отвлекла на себя все внимание депутатов, и первые полчаса Ривз пришлось выступать в практически не слушающей ее палате общин. Традиционно выступление канцлера сопровождается ответной речью лидера оппозиции, и день, оказавшийся проблемным для Р. Ривз, стал «звездным часом» Кеми Баденок.
Лидер консерваторов начала с издевательского поздравления «достопочтенной Леди с ее вторым бюджетом», который «должен стать последним». После чего припомнила прошлогодние обещания: «Это полное унижение. В прошлом году она [Рейчел Ривс – прим. автора] увеличила налоги на 40 млрд ф.ст., что стало крупнейшим налоговым рейдом в британской истории. Она утверждала, что больше к этому не вернется, она поклялась, что это было единственный раз, она обещала стабильность и рост. Сегодня она нарушила все до единого обещания. Если бы у нее была хоть капля порядочности, она бы ушла в отставку».
Говоря о канцлере в третьем лице, Баденок продолжала нападать: «Сегодня она могла бы сократить расходы на социальное обеспечение и привлечь к работе больше людей. Вместо этого она предпочла повышать налог за налогом: налог на рабочих, налог на вкладчиков, налог на пенсионеров, налог на инвесторов, налог на жилье, отдых, автомобили, и думаю, даже на молочные коктейли. Налоги на всех, кто поступает правильно». И конечно же, Баденок не упустила возможности обвинить Ривз в преждевременной публикации отчета OBR: «Она обещала стабильность, а принесла хаос... Она стала первым канцлером в истории, который досрочно обнародовал весь бюджет. Это экстраординарный случай. Он говорит обо всем, что нужно знать о её влиянии на казначейство. Она превращает страну в посмешище для инвесторов…»[15].
Словесная перепалка между канцлером и лидером оппозиции, завершился победой Баденок. Ее довольно яркое и весьма ядовитое выступление в палате общин вселило в сторонников консерваторов некоторую надежду на восстановление утраченных партией позиций.
События, которые произошли после «бюджетного дня»
Трактирщик пива не разбавит…
У. Шекспир. Король Лир
Через два дня после представления бюджета профильный комитет палаты общин обнародовал письмо председателя OBR Р. Хьюза о том, что еще в сентябре организация сообщила канцлеру о существенно меньшей, чем считалось на тот момент, бюджетной «дыре»[16]. После этого письма обсуждение бюджета переместилось из фискальной плоскости в морально-этическую.
В ходе брифингов и многочисленных интервью Ривз готовила британцев к резкому повышению налогов и нарушению предвыборных обещаний, что, как она утверждала, необходимо из-за пересматриваемых OBR в сторону понижения данных об общей факторной производительности. Как оказалось, пока источники из Казначейства информировали журналистов о «дыре» в государственных финансах в размере от 20 до 30 млрд ф.ст., дефицит, который в перспективе грозил бюджету, не превышал 2,5 млрд ф.ст. За несколько дней до пресс-конференции 4 ноября, где канцлер намекнула на повышение ставок подоходного налога, и почти за месяц до представления бюджета OBR сообщило Ривз о наличии резерва в 4,2 млрд ф.ст. Это значит, что повышения налогов и нарушения обещаний для выполнения фискального мандата не требовалось. Огромная «черная дыра», о которой на протяжении нескольких месяцев предупреждало Казначейство и писали СМИ, не материализовалась.
Информационная кампания вокруг бюджета
Таким образом, повышение налогов не было продиктовано необходимостью, а являлось политическим действием с целью избежать явного раскола внутри лейбористской фракции.
В декабре профильный комитет палаты общин возбудил расследование по поводу многочисленных утечек, произошедших в период разработки бюджета. Оппоненты обвинили Ривз в том, что она ввела общественность в заблуждение, преувеличив проблемы государственного бюджета для того, чтобы оправдать повышение налогов. Эта мера требовалась для финансирования более высоких расходов на социальное обеспечение, на которых настаивало левое крыло Лейбористской партии.
В ходе слушаний в комитете 10 декабря Ривз заявила о том, что решение о замораживании пороговых уровней подоходного налога было принято совместно с премьер-министром, с которым они действовали «вместе, как команда». Они встречались два-три раза в неделю для обсуждения бюджетных мер: «Я признаю, что канцлеры и премьер-министры не всегда так поступают, но между нами сложились очень тесные партнерские отношения»[17]. Фактически, ответственность за повышение налогов была перенесена на К. Стармера.
В тот же день на парламентской сессии «вопросов премьер-министру» лидер тори К. Баденок нанесла Стармеру еще один удар, заявив, что премьер-министр не имеет поддержки даже в лейбористской фракции: «Может ли достопочтенный джентльмен объяснить Палате, почему собственные депутаты называют его “исполняющим обязанности премьер-министра”?… Позвольте мне ответить на вопрос от имени премьер-министра. Его называют исполняющим обязанности, потому что все видят, что он потерял контроль над своей партией, и эти ребята на “правительственной скамье[18]” заняты поисками замены»[19]. Подобные нападки для Стармера весьма болезненны, учитывая низкие рейтинги Лейбористской партии, растущую по всей стране поддержку партии «Реформировать Соединенное Королевство» и предстоящие в мае 2026 г. местные выборы.
Проблемы в Лейбористской партии также подтвердились провалившимся голосованием за принятие законопроекта о бюджете в первом чтении. «Камнем преткновения» стали изменения в налогообложении наследства. Тридцать депутатов-лейбористов воздержались, Маркус Кэмпбелл Сейвус голосовал против и был исключен из партии.
В середине декабря на заседании специального парламентского комитета Стармер признал, что слышал о намерении некоторых фермеров покончить жизнь самоубийством, чтобы избавить наследников от налога. Показательно, что вопрос о том, известно ли премьер-министру, что «некоторые фермеры с неизлечимыми заболеваниями сейчас активно планируют ускорить свою смерть», задала депутат от Лейбористской партии. Никто не должен чувствовать, что ему «было бы лучше умереть» до апреля, – с этим Стармер согласен, но тем не менее, «…правительства должны проводить разумные реформы»[20].
В целом к реформе налога на наследство представители разного политического спектра относятся противоположным образом. Левые аргументируют эти меры преимущественно в контексте формирования более справедливой налоговой системы. Правые рассматривают их как один из инструментов ослабления фермерства и института частной собственности. В любом случае, обострение отношений между фермерами и властью не является исключительно британской проблемой, а затрагивает разные страны Европы, включая Бельгию, Нидерланды и Францию.
Помимо фермеров, бюджетные меры остро задели владельцев отелей, пабов и ресторанов, которые столкнулись с растущим налогом на коммерческую недвижимость. По расчетам отраслевой ассоциации UK Hospitality, в течение трех лет налог на средний паб увеличится на 76%, на средний отель – на 115%[21]. Владельцы пабов предупредили, что без скидки по налогу закроются сотни заведений и тысячи человек останутся без работы. В середине декабря две с половиной сотни пабов в стране запретили депутатам от лейбористской партии посещать их заведения. На дверях и окнах этих пабов теперь красуются стикеры с надписью «Нет депутатам от Лейбористской партии». Среди тех, кто участвует в акции, – все тот же Дж. Кларксон, основавший на своей ферме популярный ресторан, и М. Ноулз, владелец паба the Marsh Inn в округе, где избирается Р. Ривз. В ходе предвыборной кампании Ривз неоднократно посещала этот паб и фотографировалась с Ноулзом.
В середине декабря 2025 г. законопроект прошел второе чтение и был направлен на рассмотрение в специальные парламентские комитеты. В отношении налога на наследование фермерских хозяйств добавилась возможность передачи между супругами дополнительной скидки в размере 1 млн ф.ст. Еще через несколько дней, 23 декабря, правительство сообщило об увеличении льготы до 2,5 млн ф.ст. Многие фермеры, вероятно, вздохнули с облегчением. Для Дж. Чарльсворта, чей отец, 78-летний фермер из Йоркшира, покончил жизнь самоубийством год назад, решение оказалось запоздавшим. Ферма площадью 70 акров принадлежит семье Чарльсвортов с 1957 г., ее стоимость составляет 2 млн ф.ст.
В следующем году ожидается обсуждение законопроекта в третьем чтении. Затем он будет передан в палату лордов, которая после реформы 1911 ничего принципиально изменить не может, разве что несколько затянуть процесс, а затем – на подписание королю. Между тем, в интервью The i Paper, опубликованном 19 декабря, Ривз не исключила дальнейшего повышения налогов, ограничившись замечанием о том, что теперь подобные действия «не так необходимы, как ранее»[22].
***
О чем говорит этот скандал вокруг британского бюджета? Во-первых, несмотря на красочное шоу в палате общин с участием Ривз и Баденок, лейбористы продолжают многие направления налоговой политики, сформированные при консерваторах: импульс к повышению налогов на личные и корпоративные доходы и общему увеличению налогового бремени был задан предыдущим правительством. Лейбористы только добавили давление на частную собственность. Во-вторых, предвыборные обещания партий настолько размыты, что впоследствии могут трактоваться широко и при фактическом нарушении считаться формально соблюденными. В-третьих, информация о реальном положении дел просачивается в широкий доступ только тогда, когда возникает конфликт между государственными и/или окологосударственными структурами.
Примечания:
[1] Quango – Quasi-autonomous non-governmental organization – полуавтономная неправительственная организация.
[2] Reeves braced for OBR forecasts to blow £20bn hole in tax and spending plans. The Guardian. 15 June 2025. URL: https://www.theguardian.com/business/2025/jun/15/reeves-obr-revised-forecast-tax-spending-plans-20bn-hole-autumn-budget (дата обращения: 25.12.2025).
[3] Rachel Reeves needs to put up taxes to cover £40bn deficit, thinktank says. The Guardian. 6 August 2025. URL: https://www.theguardian.com/politics/2025/aug/06/tax-rises-budget-deficit-rachel-reeves-niesr (дата обращения: 25.12.2025).
[4] Call of duties. Revenue and reform for Autumn Budget 2025. Resolution Foundation. 23 September 2025. URL: https://www.resolutionfoundation.org/app/uploads/2025/09/Call-of-duties.pdf (дата обращения: 25.12.2025).
[5] Этого режима придерживалось коалиционное правительство Д. Кэмерона в первой половине 2010-х годов.
[6] Chancellor Rachel Reeves admits tax rises and spending cuts considered for budget. Sky News. 15 October 2025. URL: https://news.sky.com/story/chancellor-admits-tax-rises-and-spending-cuts-considered-for-budget-13450207 (дата обращения: 25.12.2025).
[7] Reeves faces £20bn hit to UK public finances from productivity downgrade. Financial Times. 27 October 2025. URL: https://www.ft.com/content/0e2de708-f7b5-470d-a716-93eb3b1ac174 (дата обращения: 25.12.2025).
[8] Rachel Reeves refuses to rule out tax rises as autumn budget looms. The Guardian. 4 November 2025. URL: https://www.theguardian.com/politics/2025/nov/04/rachel-reeves-avoids-ruling-out-tax-rises-as-autumn-budget-looms; UK's Reeves paves way for tax rises in her next budget. The Guardian. 4 November 2025. URL: https://www.reuters.com/world/uk/uk-finance-minister-says-she-will-prioritise-fairness-amid-tax-rise-talk-2025-11-04/ (дата обращения: 25.12.2025).
[9] Economic and fiscal outlook – November 2025. OBR. URL: https://obr.uk/docs/dlm_uploads/OBR_Economic_and_fiscal_outlook_November_2025.pdf (дата обращения: 25.12.2025).
[10] Hansard – HC Deb. 30 October 2024, vol. 755, col. 821. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2024-10-30/debates/11809FC2-3FF8-4B3A-9C78-4A56268F0D5E/FinancialStatementAndBudgetReport (дата обращения: 25.12.2025).
[11] Economic and fiscal… Op. cit.
[12] Ibid.
[13] The Benefits Budget: The Need to Repair Broken Britain. Centre for Social Justice. November 2025. URL: https://www.centreforsocialjustice.org.uk/wp-content/uploads/2025/11/CSJ-Benefits_Budget.pdf (дата обращения: 25.12.2025).
[14] Economic and fiscal… Op. cit.
[15] Hansard – HC Deb. 26 December 2025, vol. 776, col. 400-401. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2025-11-26/debates/25112622000001/BudgetResolutions (дата обращения: 25.12.2025).
[16] Letter from Richard Hughes to Dame Meg Hillier MP. 28 November 2025. URL: https://committees.parliament.uk/publications/50477/documents/273416/default/ (дата обращения: 25.12.2025).
[17] Oral evidence: Budget 2025. Treasury Committee. 10 December 2025. URL: https://parliamentlive.tv/event/index/3b977286-7656-443f-9a8b-b6d110c3bc05 (дата обращения: 25.12.2025).
[18] Первый ряд кресел в палате общин, которые на заседаниях занимают премьер-министр и члены Кабинета, называется «правительственной» или «казначейской» скамьей.
[19] Hansard – HC Deb. 10 December 2025, vol. 777, col. 304. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2025-12-10/debates/B4850E8B-98C7-4906-951D-0DB11DA50C39/PrimeMinister (дата обращения: 25.12.2025).
[20] Oral evidence: The work of the Prime Minister. Liaison Committee. 15 December 2025. URL: https://parliamentlive.tv/event/index/5b150344-5bcf-4bd8-9358-51c29ace334b (дата обращения: 25.12.2025).
[21] Business rates rises to cost small hospitality businesses £318m. UK Hospitality. Press Release. 6 December 2025. URL: https://www.ukhospitality.org.uk/business-rates-rises-to-cost-small-hospitality-businesses-318m/ (дата обращения: 25.12.2025).
[22] Reeves won’t rule out more tax rises in 2026 despite £66bn Budget hikes. Vicky Spratt 19 December 2025. The I Paper. URL: https://inews.co.uk/news/reeves-wont-rule-out-tax-rises-budget-hikes-4117731 (дата обращения: 25.12.2025).