Расцвет хард-рока и хэви-метала в восьмидесятых совпал с серьезными изменениями в том, как тяжелая музыка не только записывалась и сводилась, но и представлялась. По мере того, как группы становились громче и амбициознее, продюсеры играли все более важную роль в студийных сессиях, которые могли бы передать эту интенсивность, одновременно удовлетворяя требованиям радио, масштабных гастрольных проектов и растущей коммерциализации хэви-метала.
Самые влиятельные метал-альбомы десятилетия часто были результатом тесного, доверительного сотрудничества между артистами и продюсерами, которые понимали не только продюсирование, но и мастерство музыкантов.
В это время продюсирование быстро развивалось. Произошли бесчисленные усовершенствования в звукозаписи: многоканальная запись, студийные технологии и методы микширования, позволившие получить больший контроль над процессом. Продюсеры стали центральными фигурами в балансе между тяжестью и структурой и помогли группам усовершенствовать аранжировки и определить свою уникальную идентичность на метал-сцене.
Эти десять продюсеров сыграли решающую роль в этом процессе. Благодаря своей работе с некоторыми из самых влиятельных и значимых групп жанра, они помогли сформировать звучание метала восьмидесятых и установили стандарты продюсирования, на которые ссылаются и по сей день, спустя почти полвека. Их влияние выходит за рамки отдельных альбомов и формирует то, как тяжелая музыка той эпохи продолжает звучать и восприниматься.
От сырых дебютных альбомов до готовых к стадионным выступлениям записей, эти десять продюсеров помогли определить, каким станет метал восьмидесятых.
Макс Норман
Макс Норман заявил о себе в конце семидесятых и начале восьмидесятых как один из самых влиятельных продюсеров и звукоинженеров хэви-метала. Норман начал свою студийную карьеру в лондонской Ridge Farm Studio, где получил практический опыт работы со сложным звукозаписывающим оборудованием той эпохи.
Норман впервые получил всемирное признание в индустрии благодаря своей работе с легендарным Оззи Осборном. После работы над дебютным и вторым сольными альбомами Оззи, Blizzard of Ozz и Diary of a Madman, он безраздельно занял кресло продюсера для альбома Bark at the Moon. После смерти Рэнди Роадса он помог Оззи изменить направление и перейти к более отточенному звучанию, отражающему растущие стандарты продюсирования того времени.
Затем Норман работал с гигантами трэша MEGADETH над альбомами Countdown To Extinction и Youthanasia (он также занимался сведением Rust in Peace). Хотя его критиковали за превращение MEGADETH в более «радиоориентированную» группу, он помог спродюсировать некоторые из самых больших хитов группы типа Symphony of Destruction и Sweating Bullets.
Что отличало Нормана, так это его внимание к деталям и готовность глубоко вникать в аранжировку и звучание. Музыканты часто описывали его как перфекциониста и человека, который не боялся переделывать отдельные части или настаивать на повторных дублях, когда это было необходимо. Его наследие – образ продюсера, который помог преодолеть разрыв между олдскульным аналоговым звучанием и зарождающимся современным металом.
Рик Рубин
Рик Рубин не является типичным метал-продюсером, но его влияние на жанр просто огромно. Выйдя из мира панка и хип-хопа, Рубин привнес более прагматичный подход, который пробил грань излишней продакшен-стилистики восьмидесятых и помог создать одни из самых знаковых альбомов метала.
Тон задало его сотрудничество со SLAYER. На альбоме Reign in Blood Рубин подтолкнул группу к более плотной игре, более чистым тонам и чистой интенсивности, что привело к созданию одного из самых влиятельных альбомов экстремального метала того времени. Он продолжил это сотрудничество на South of Heaven и Seasons in the Abyss, помогая формировать эволюцию группы, не размывая при этом ее индивидуальность.
Позже Рубин применил ту же философию к ранним записям DANZIG, а спустя годы – к Death Magnetic группы METALLICA, поощряя обе группы вернуться к более сырым, агрессивным инстинктам. Его минималистичный стиль, включающий меньшее количество слоев и акцент на ощущениях, а не на отточенности, иногда вызывал споры, но он придал металу ясность.
В мире метала наследие Рубина сводится к тому, чтобы напоминать группам, что тяжесть – это не только громкость гитар в миксе, но и энергия и намерение, которые имеют наибольшее значение.
Роберт Джон «Матт» Ланг
Если и есть в этом списке продюсер, который едва ли нуждается в представлении, то это Роберт Джон «Матт» Ланг. Его маниакально детальный подход, высокие стандарты и безошибочно узнаваемый многослойный звук записи помогли переосмыслить то, чем мог быть хард-рок и метал восьмидесятых.
Ланг не просто дорабатывал за группами, с которыми сотрудничал, он перестроил музыкальный ландшафт целиком, взяв жесткий, гитарный жанр и превратив его в нечто достаточно отшлифованное для глобального радио, но при этом достаточно доступное, чтобы покорять стадионы.
Его прорывной период с AC/DC остается одной из важнейших глав в истории хард-рока, а его мастерство изучается до сих пор. Альбом Highway to Hell отточил звучание группы, не жертвуя при этом ее крутостью, а Back in Black, их первый альбом с Брайаном Джонсоном, установил новый стандарт того, как может звучать хард-рок. Эти записи не только разошлись десятками миллионов копий, но и полностью переписали правила хард-рока.
Ланг еще больше усовершенствовал свою формулу, работая с DEF LEPPARD. На альбоме Pyromania и особенно на четвертом студийном альбоме Hysteria он создал тщательно продуманные аранжировки, запоминающиеся припевы и действительно плотные вокальные гармонии, которые вывели группу на территорию полноценного поп-метала. Гитары по-прежнему присутствовали, но вместо этого их звучание было более масштабным и продуманным, чем все, что когда-либо видел этот жанр.
Нравится вам это или нет, но стиль Матта стал одним из определяющих саунда восьмидесятых, и бесчисленное количество групп в течение следующего десятилетия пытались догнать его гений.
Майкл Вагенер
Майкл Вагенер стал одним из ключевых архитекторов хард-рока и метала восьмидесятых. Родившись в Гамбурге, Германия, он перешел от игры на гитаре к работе за пультом, помогая привнести понимание музыканта в процесс записи.
Переехав в Соединенные Штаты в конце семидесятых, он ворвался на сцену, находившуюся на пороге крупного коммерческого успеха, и быстро заслужил обоснованную репутацию продюсера, способного помочь громким гитарно-ориентированным группам.
Прорывные работы Вагенера с DOKKEN, ACCEPT, GREAT WHITE, WHITE LION, SKID ROW и даже шок-рокером Элисом Купером – и это лишь некоторые из имен – помогли кодифицировать звучание, которое мы ассоциируем с глэм-металом. Его миксы делают акцент на чистоте звука, особенно гитар, что помогает группам с несколькими сильными, индивидуальными музыкантами отточить свое звучание, сделав его более подходящим для мейнстрима, не теряя при этом своей остроты.
Такой подход сделал его идеальным кандидатом для работы с такими гитаристами, как Джордж Линч и Вито Братта, чей стиль выиграл от отточенного Вагенером внимания к балансу.
Наследие Майкла не только пронизывает каталог мультиплатиновых записей, но и отражается в том, как рок- и метал-группы концептуализируют масштабное продюсирование. В последние годы работы в своей WireWorld Studio в Нэшвилле он продемонстрировал свой профессионализм, адаптировавшись к работе с новыми звуками и молодыми музыкантами, а не только с ветеранами жанра.
Мартин Берч
Немногие рок-продюсеры оставили такой большой след в хард-роке и хэви-метале, как Мартин Берч. Родом из Уокинга, графство Суррей, Англия, Берч стал известен как надежный и авторитетный специалист за микшерным пультом. Он вошел в мир звукозаписи в период быстрых технологических изменений в музыкальной индустрии, включая переход от четырехдорожечных магнитофонов к восьмидорожечным и даже шестнадцатидорожечным, а также почти повсеместный переход от монофонической к стереофонической записи.
Прежде чем глубоко погрузиться в мир продюсирования, Берч начал свою карьеру в качестве звукоинженера. В числе его ранних работ – сотрудничество с такими группами как DEEP PURPLE, FLEETWOOD MAC и даже Джеффом Беком в семидесятых.
Хотя его карьера началась в один из самых переломных периодов в музыке – в конце шестидесятых и семидесятых, наиболее значительный вклад Берча в хэви-метал пришелся на конец семидесятых и начало восьмидесятых. Он стал надежным соратником для некоторых из самых влиятельных групп той эпохи. Он помог сформировать отточенный мелодичный метал-саунд RAINBOW, руководил WHITESNAKE в записи некоторых из самых важных альбомов их карьеры и сыграл важную роль в модернизации BLACK SABBATH во время перехода от фронтмена Оззи Осборна к вокалисту Ронни Джеймсу Дио.
Стиль Мартина Берча основывался на четких гитарных партиях, плотных ритм-секциях и миксах, которые подчеркивали сильные стороны каждого музыканта, не перегружая общий звук. После ухода из музыкальной индустрии в 1992 после продюсирования девятого студийного альбома IRON MAIDEN под названием Fear of the Dark Берч отошел от публичной жизни.
Его уход из жизни в 2020 в возрасте 71 года вызвала волну соболезнований в рок-мире в связи со смертью одного из тех, кто помог сформировать звучание хард-рока и хэви-метала, которое мы знаем и любим.
Том Верман
Том Верман был одним из самых влиятельных и одновременно самых противоречивых продюсеров метала восьмидесятых. Начав свою карьеру в сфере A&R, прежде чем полностью перейти за микшерный пульт в качестве продюсера, Верман обладал острым слухом к запоминающимся мелодиям и общему коммерческому потенциалу.
Его стиль продюсирования, как и у многих в то время, отдавал предпочтение плотным аранжировкам и радиоформатной отполированности, что помогло вывести андеграундные метал-группы на мейнстримную сцену в то время, когда MTV и имидж становились главным критерием успеха.
Влияние Вермана практически невозможно игнорировать. Он спродюсировал некоторые из определяющих альбомов десятилетия, включая Shout at the Devil группы MÖTLEY CRÜE, Stay Hungry группы TWISTED SISTER и Dream Police группы CHEAP TRICK. Эти записи не только хорошо продавались, но и помогли сформировать звучание и структуру мейнстримного хард-рока и хэви-метала того времени. В то же время подход Вермана делал его крайне уязвимым для критики. Некоторые артисты считали, что его акцент на ярком звучании идет в ущерб «сырости», в то время как другие хвалили его за то, что он подталкивал их к написанию лучших песен и в целом к более качественным выступлениям. Это противоречие, к лучшему или к худшему, стало частью его наследия. Будь то сглаживание острых углов группы или помощь в усилении того, что делало группу уже великой, Верман неизменно выпускал альбомы, которые оказывали неизгладимое влияние.
В контексте метала восьмидесятых, продюсерская работа Тома Вермана помогла хард-року и металу проникнуть в поп-культуру в огромных масштабах. Его влияние на самые успешные метал-альбомы десятилетия неоспоримо.
Майк Клинк
Майк Клинк сыграл незаметную, но значительную роль в формировании звучания хард-рока и метала конца восьмидесятых. Как и многие продюсеры того времени, Клинк изначально получил образование звукоинженера, прежде чем перейти к продюсированию. Он привнес в студию технически точный, ориентированный на детали подход, а его опыт звукоинженера позволил ему эффективно управлять сложными сессиями, сохраняя при этом их целенаправленность.
Клинк наиболее известен своей работой с GUNS N' ROSES над Appetite for Destruction, самым успешным альбомом группы и в целом одном из лучших дебютных альбомов в истории рока. Вместо того чтобы пытаться смягчить звучание группы, Клинк сохранил сырой настрой песен и выступлений в студии, придав релизу ясность и мощь, необходимые для того, чтобы стоять в одном ряду с более мейнстримными современниками GUNS N' ROSES. Этот баланс оказался решающим для долговечности и влияния альбома.
Помимо GUNS N’ ROSES Клинк работал с довольно широким кругом хард-рок и метал-исполнителей, включая WHITESNAKE и MEGADETH (Rust in Peace [1990]).
В его работах часто делались акценты на сильных ритм-треках, четком расположении вокала и гитарных тонах, которые прорезают микс, не перегружая его. Хотя его звучание не ассоциировалось с броским или легко узнаваемым брендом, Клинк заслужил репутацию надежного продюсера, способного создавать профессионально звучащие и коммерчески конкурентоспособные записи.
В более широком контексте жанра и времени важность Майка Клинка заключается в его тактичной сдержанности. Альбомы, которые он продюсировал, до сих пор широко цитируются и любимы, отражая работу продюсера, который понимал, когда нужно отточить звучание группы, а когда просто позволить ей творить чудеса.
Боб Рок
Боб Рок: одновременно почитаемый и противоречивый за то, как кардинально он изменил звучание жанра в критический момент. После раннего успеха в работе с рок-группами в Канаде, продюсер привлек к себе более широкое внимание, поскольку тяжелая музыка двигалась в сторону больших бюджетов и более отполированного студийного звучания.
Его прорыв в метале произошел с альбомом Dr. Feelgood [1989], первым релизом MÖTLEY CRÜE в обновленном, улучшенном и более сдержанном виде, ознаменовавшим поворотный момент для группы. Продюсирование Рока отточило их сильные стороны, в результате чего звучание стало более тяжелым, более сфокусированным и в целом более «продюсированным». Успех альбома позиционировал Рока как продюсера, способного сбалансировать тяжесть с доступностью в то время, когда метал достиг своего коммерческого пика.
Наиболее обсуждаемой работой Рока стал шедевр Metallica [1991], более известный как Черный альбом.
Выступая одновременно в роли продюсера и соавтора, он призвал группу замедлить темп, упростить аранжировки и сосредоточиться на ритме и динамике. В результате этого сдвига мнения давних поклонников разделились, вызвав много критики как в адрес Рока, так и в адрес группы, но в целом значительно расширило аудиторию METALLICA. Долгосрочное коммерческое и культурное влияние альбома закрепило за Роком место продюсера в истории хэви-метала.
На протяжении девяностых и позже Рок продолжал сотрудничать с исполнителями метала и хард-рока, включая THE CULT и BON JOVI, адаптируя свой стиль к меняющимся тенденциям. Независимо от того, хвалят его или критикуют, влияние Боба Рока остается центральным для хэви-метала и не только.
Флемминг Расмуссен
Флемминг Расмуссен, проживающий в Дании и работающий в основном в своей студии Sweet Silence Studios в Копенгагене, прославился невероятно глубоким уважением к мастерству музыкантов. Его опыт работы звукоинженером дал ему методичный, детально-ориентированный подход, но его работы были основаны на исполнении и аранжировке, а не на студийных трюках и эффектах.
Хотя одной из самых первых записей, спродюсированных Расмуссеном, был альбом Difficult To Cure группы RAINBOW, он пошел совершенно в другом направлении. Вместо этого он наиболее известен своей работой с METALLICA в период их становления, когда группа объединила силы с лейблом Megaforce Records.
Начиная с Ride the Lightning и продолжая релизами на крупных лейблах, такими как Master of Puppets и …And Justice for All, он помог сформировать переход группы от агрессивных трэш-новичков к одной из самых амбициозных метал-групп. В его продюсерской работе особое внимание уделялось четкой структуре, включая, помимо прочего, плотные ритм-гитары и четкое взаимодействие баса и ударных.
Эти альбомы стали эталоном не только для METALLICA, но и для метал-продакшена в целом.
Помимо METALLICA Расмуссен работал с такими группами как BLIND GUARDIAN, MORBID ANGEL и ARTILLERY, укрепляя свою репутацию продюсера, понимающего как классический хэви-метал, так и его более экстремальные поджанры.
В его работах часто отдавался приоритет ясности звучания над коммерческой отполированностью, что позволяло записям звучать мощно, не создавая ощущения чрезмерной обработки и не заставляя фанатов чувствовать, что их любимая группа «продалась». Этот баланс сделал Sweet Silence Studios местом притяжения для групп, стремящихся к более аутентичной репутации.
В более широком контексте метала Флемминг Расмуссен помог создать записи, которые до сих пор считаются эталонами того, как тяжелая музыка может быть одновременно агрессивной и тщательно проработанной.
Том Аллом
Том Аллом стал одним из определяющих продюсеров британского хэви-метала конца семидесятых и восьмидесятых. Он был тесно связан с подъемом одной из величайших хэви-метал групп всех времен, JUDAS PRIEST, и всего движения NWOBHM в целом. Аллом привнес в студию отточенный, дисциплинированный и точный подход в то время, когда метал-музыка расширяла свою аудиторию. Его работа подчеркивала структуру и – что наиболее важно – позволяла музыке обрести силу, что помогало группам трансформировать сырые и агрессивные выступления в полноценные записи.
Долгосрочное сотрудничество Аллома с JUDAS PRIEST стало его самым значительным вкладом в метал-музыку. Начиная с Unleashed in the East и заканчивая British Steel, Point of Entry, Screaming for Vengeance и Defenders of the Faith, он помог сформировать переход группы от тяжелого, блюзового звучания к более лаконичному и риффовому. В частности, British Steel стал поворотным моментом как для группы, так и для Аллома, сочетая гениальное написание песен с чистым, жестким стилем продюсирования, который оказал влияние на бесчисленные метал-группы в течение следующего десятилетия.
Помимо работы с JUDAS PRIEST, Аллом сотрудничал с целым рядом метал- и хард-рок-исполнителей на протяжении своей карьеры, включая BLACK SABBATH, KROKUS и ранний студийный альбом On Through The Night группы DEF LEPPARD. В своих работах он чаще всего отдавал предпочтение сильным ритмическим основам и прямым гитарным тонам, что позволяло песням звучать тяжело без излишнего наслоения или студийных украшений.
В контексте метала восьмидесятых важность Тома Аллома заключается в его способности оттачивать и фокусировать тяжелую музыку в решающий момент ее развития, помогая создать бескомпромиссное звучание.
Читайте больше в HeavyOldSchool