Найти в Дзене
Посмотрим, почитаем?

Магия на экране, мистика в жизни: Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий в фильме "Зависть богов"

Не стало двух актеров из фильма, который мне очень нравится - "Зависть богов". Я знаю, что его принято критиковать за возраст актрисы, ее внешние данные, якобы протекцию со стороны мужа. Но не написать о них просто не могла. Его не стало 20 декабря, ее сегодня. Ей стало плохо на прощании с Анатолием Лобоцким, актрису госпитализировали. Трагическая симметрия этих дат - словно финальный кадр не снятого никем драматического фильма. Но эта новость - не просто некролог. Это повод заново взглянуть на работу, которая, возможно, стала для неё самой личной и самой выстраданной - на фильм "Зависть богов". Ту ленту, где 58-летняя актриса сыграла 44-летнюю женщину, осмелившуюся на позднюю страсть, и за это её безжалостно критиковали. В 2000 году Владимир Меньшов выпустил свой последний фильм - "Зависть богов". Картина, которая могла стать камерной драмой о поздней любви, моментально превратилась в поле боя для критиков. Главной мишенью стала не режиссура и не сценарий, а Вера Алентова. И главным
Оглавление
Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий
Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий

Они сыграли двух главных героев фильма "Зависть богов". Я знаю, что его принято критиковать за возраст актрисы, ее внешние данные, якобы протекцию со стороны мужа. Но не написать о них просто не могла. Всего пять дней разницы. Мистическая симметрия этих дат - словно финальный кадр не снятого никем драматического фильма. И это повод заново взглянуть на работу, которая, возможно, стала для Веры Алентовой самой личной и самой выстраданной - на фильм "Зависть богов". Ту ленту, где 58-летняя актриса сыграла 44-летнюю женщину, осмелившуюся на позднюю страсть, и за это её безжалостно критиковали.

«Нельзя в 58 сыграть 44-летнюю»: за что на самом деле критиковали «Зависть богов» Меньшова и почему фильм выжил

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

В 2000 году Владимир Меньшов выпустил свой последний фильм - "Зависть богов". Картина, которая могла стать камерной драмой о поздней любви, моментально превратилась в поле боя для критиков. Главной мишенью стала не режиссура и не сценарий, а Вера Алентова. И главным аргументом - её возраст. На момент съёмок актрисе было 58 лет, тогда как её героине Соне - всего 44. Разница в 14 лет стала для многих приговором. Но если отодвинуть в сторону цифры и ханжество, можно увидеть настоящую историю, которая, вопреки всему, нашла своего зрителя.

Сюжет, который раздражал: Москва-1983, запретный плод и политика

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Действие фильма происходит в 1983 году. Это важная деталь - время глухого застоя, железного занавеса и тотального дефицита, в том числе дефицита чувств. Героиня Соня работает на телевидении. Её жизнь - это образцово-показательная советская успешность: уютная квартира (правда, доставшаяся от родителей), стабильный брак с писателем, взрослый сын. Всё правильно, всё благополучно, всё - как у всех.

Но под этой гладкой поверхностью - скука и внутренняя пустота. Меньшов мастерски показывает это через детали. Например, сцену, где благополучные друзья собираются на тайный просмотр запрещённого фильма Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". Откровенные кадры вызывают у Сони не интерес, а паническое бегство. Это не просто стыд - это страх перед самой возможностью такой страсти, такой наготы чувств в её собственной выхолощенной жизни.

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

В эту законсервированную реальность врывается Андрэ (Анатолий Лобоцкий) - французский переводчик, человек из другого мира. Он моложе, открыт, в нём чувствуется дыхание другой, свободной жизни. Но дело даже не в этом. Он красив и крайне привлекателен, что уж греха таить. Их встреча - не любовь с первого взгляда, а медленное, неотвратимое взаимное притяжение. Андрэ не скрывает своего интереса, он преследует Соню с упрямством, которое кажется ей одновременно пугающим и пьянящим.

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

И здесь начинается главный нерв фильма. Соня сопротивляется не только из-за страха перед мужем или свекровью. Она сопротивляется самой себе, тому, что в ней вдруг проснулось и требует выхода. Это борьба между долгом и желанием, между правильностью и подлинностью. Их роман - это не серия пошлых встреч, а череда украденных у системы и у расписания моментов настоящей жизни. Пиком становится знаменитая сцена танца в полупустой электричке. Это момент чистой магии, где время останавливается, а вокруг существует только они двое.

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Фильм не даёт хеппи-энда. Роман грубо, почти в slapstick-манере, обрывает большая политика - высылка иностранца из СССР после инцидента с южнокорейским «Боингом». Страсть оказывается бессильна перед железными правилами холодной войны. Соня возвращается в свою старую жизнь, но уже другой. Не сломленной, а понявшей что-то. Она позволила себе быть живой, и этот опыт уже не вычеркнуть. И в этот момент я все время думаю - как, ну как она будет жить дальше. После того, что поняла какой может быть жизнь...

Разбор полётов: почему критика била мимо цели

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Когда фильм вышел, его атаковали. Но если разобрать главные претензии, становится ясно: критика часто била не по кино, а по собственным табу зрителей.

Возраст Алентовой: «58 — это не 44!»

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Да, разница была. Но упрёк «видно, что пожилая женщина играет молодую» несправедлив. Алентова не играла «молодую». Она играла уставшую, затурканную жизнью женщину, в которой внезапно просыпается чувственность. Морщины и возраст здесь не недостаток, а преимущество. Они показывали, насколько глубоко было это погребение чувств. Её героиня выглядела не как девочка, а как ухоженная, интересная дама, для которой 44 года - время кризиса и поиска, а не заката. Проблема была в том, что зрители хотели видеть условную «красотку», а не живого, сложного человека. Иначе, по их разумению, с чего бы такой красавец, которого воплотил Лобоцкий, вообще обратит внимание на Соню.

«Пошлые сцены для её лет»

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

А еще ведь были и откровенные сцены. И они нужны в этом фильме. Не для эротики, а для правды. Это была история о пробуждении плоти, которое невозможно показать одними взглядами. И здесь критики упустили техническую деталь, которую Алентова раскрыла позже: в двух самых откровенных кадрах (подъём с постели и рука на теле в сцене массажа) снималась дублёрша. Мировая практика, о которой тогда не говорили. Гнев был направлен на иллюзию, а не на работу актрисы над эмоциями, которые как раз были подлинными.

«Меньшов снял жену из-за кумовства»

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Самый слабый аргумент, как по мне. Меньшов снимал не «жену», а свою актрису, ту, чью психологическую тонкость и диапазон он знал лучше всех. Достаточно вспомнить, что именно он раскрыл в Алентовой Катерину из «Москвы слезам не верит». Их творческий союз был инструментом, а не семейной услугой. И если уж на то пошло, Анатолий Лобоцкий в роли Андрэ был настолько обаятелен и убедителен, что его работа полностью оправдывала любой выбор партнёрши.

Личное измерение: почему, несмотря на всё, фильм цепляет

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Здесь стоит перейти от общего к частному. К тому, почему эта картина, при всех её шероховатостях, остаётся с тобой.

С годами отношение к "Зависти богов" меняется. В юности может раздражать медлительность, кажется, что всё слишком "взросло" и сложно. Но потом, с опытом, начинаешь ловить другие ноты. Та самая сцена в электричке - не про страсть, а про волшебство. Про то, как два одиночества создают на краю света (в данном случае - в вагоне метро) свой хрупкий, совершенный мир. Это один из самых поэтичных кадров в отечественном кино о любви.

Фильм - не про измену. Хотя да, что тут отрицать, она есть. И да, она жила без этого, но вот взыграло "взыграло ретивое". Не без этого тоже. И все же, эта история не так проста. Она про выбор и смелость. Позволить себе чувствовать, когда общество, возраст и обстоятельства говорят "нельзя". История Сони - не о том, как она разрушила семью. Она о том, как она нашла себя и сохранила этот опыт, даже вернувшись в привычные рамки.

Кадр из фильма "Зависть богов"
Кадр из фильма "Зависть богов"

Поэтому сегодня, когда кино уже стало историей, а его главных создателей - режиссёра и главных героев - нет с нами, есть смысл посмотреть "Зависть богов" заново. Не как на провальный эксперимент Меньшова, а как на смелую и неудобную попытку рассказать о самом сложном - о позднем, запретном, но оттого не менее настоящем чувстве. И увидеть в актрисе не "пожилую женщину не в своём амплуа", а ту, которая не побоялась быть неудобной и искренней. А это в искусстве дорогого стоит. И полюбоваться еще раз игрой тех, кто сделал фильм прекрасным - Анатолия Лобоцкого и Веры Алентовой.

Очень жаль двух прекрасных актеров. Будем помнить, а они будут жить в ролях...

Спасибо, что нашли время и прочитали статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.