Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

ГЖД о тарифах на перевозки: «Татарстан придерживается демократичной позиции…»

«Хабировского» поезда из Уфы не будет, Казанская кольцевая ждет денег, а грузы теперь едут в ОАЭ и Африку «Получается очень большая петля — доехать до Агрыза, развернуться, ехать до Бугульмы. Это сутки практически. А на автобусе 5–6 часов сейчас. Мы там не конкуренты», — объяснял сегодня замначальника Горьковской железной дороги Александр Черемнов, почему прямые поезда Казань – Уфа вряд ли поедут снова. Еще в 2022-м запуск анонсировал глава Башкортостана Радий Хабиров, но теперь, с появлением трассы М12, смысл в нем теряется. Не появилось за год ночных аэроэкспрессов до аэропорта «Казань», зато вчера приехал первый за 6 лет поезд из Ташкента. О том, какая ситуация с Кольцевой железной дорогой столицы РТ и грузовыми перевозками, — в материале «БИЗНЕС Online». До конца года осталось уже менее недели, а подведение итогов все еще продолжается. Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД). Однако в составе спикеров в последний
Оглавление

«Хабировского» поезда из Уфы не будет, Казанская кольцевая ждет денег, а грузы теперь едут в ОАЭ и Африку

«Получается очень большая петля — доехать до Агрыза, развернуться, ехать до Бугульмы. Это сутки практически. А на автобусе 5–6 часов сейчас. Мы там не конкуренты», — объяснял сегодня замначальника Горьковской железной дороги Александр Черемнов, почему прямые поезда Казань – Уфа вряд ли поедут снова. Еще в 2022-м запуск анонсировал глава Башкортостана Радий Хабиров, но теперь, с появлением трассы М12, смысл в нем теряется. Не появилось за год ночных аэроэкспрессов до аэропорта «Казань», зато вчера приехал первый за 6 лет поезд из Ташкента. О том, какая ситуация с Кольцевой железной дорогой столицы РТ и грузовыми перевозками, — в материале «БИЗНЕС Online».

   Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД).   
Фото: Анна Скрып
Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД). Фото: Анна Скрып

Итоги года от Горьковской железной дороги

До конца года осталось уже менее недели, а подведение итогов все еще продолжается. Сегодня на заключительную пресс-конференцию журналистов по традиции собрала Горьковская железная дорога (ГЖД). Однако в составе спикеров в последний момент произошла замена — вместо вынужденного выехать на линию замначальника Горьковской железной дороги Александра Черемнова ответ перед журналистами держал заместитель главного инженера ГЖД по Казанскому территориальному управлению Евгений Ананьин.

«Год был достаточно хороший, интересный в работе», — взял слово Ананьин и далее коротко доложил об итогах. Вот цифры:

  • Грузооборот ГЖД этого года — 180 млрд т на один километр.
  • Пассажирооборот — 10 млрд человек на километр.
  • Инвестирование в 2025 году — более 19 млрд рублей.

О последнем пункте спикер высказался, что ГЖД обновляют подвижной состав — новые поезда, которые приходят на смену советским, позволяют перевозить в 1,5 раза больше грузов. «Сегодня поезда, которые курсируют по Горьковской железной дороге, достигают веса свыше 7 тысяч тонн», — указал он.

Также происходит замена электросетей. При росте перевозок ГЖД удается снижать потребление электрической и топливной энергии, отметил Ананьин. Это политика железных дорог, связанная с экологией и позиционированием компании среди других предприятий.

Большая работа ведется и в сфере безопасности. Например, в Казани дополнительный забор был установлен на станции «Восстание», а на центральном вокзале «практически полностью» исключена возможность несанкционированного проникновения, заявил Ананьин. Большую роль играют и камеры, которые оснастили искусственным интеллектом для обнаружения лиц в розыске.

-2

Кроме того, есть небольшой рост в пригородных перевозках — на 1%. «Много это или мало? Это достаточно», — рассудил спикер, добавив, что с января по ноябрь данным типом транспорта воспользовались 37 млн граждан. А в дальнем следовании по дороге перевезены более 8,5 млн пассажиров. Самый большой рост отмечается на маршруте Казань – Санкт-Петербург — 14%. Из Казани в Москву — рост в 4,9%.

В период повышенного спроса в новогодние и рождественские праздники ГЖД запустят дополнительные поезда в популярных направлениях: Казань – Москва, Казань – Пенза, Казань – Адлер, Казань – Санкт-Петербург. Кроме того, через столицу Татарстана пройдут 30 дополнительных транзитных рейсов в направлении Москвы из Ижевска, Екатеринбурга, а также поезд Ижевск – Санкт-Петербург. Для пассажиров, встречающих новогоднюю ночь в поездке, а также ожидающих на вокзалах, ГЖД приготовили сюрпризы.

Гендиректор «Содружества» Азат Ахметшин в своем докладе прошелся по новым тарифам. «Сразу хочу сказать, что Татарстан придерживается в этом вопросе демократичной позиции», — предварил он цифры. С 1 января на первые две зоны (20 км) они составят 46 рублей, что равно проезду в общественном транспорте Казани. Сегодня сумма — 44 рубля. Сравнил он ситуацию с Чувашией (4,3 рубля за километр, что в 2 раза больше Татарстана), Кировской областью (37 рублей за 10 км).

Есть, по словам Ахметшина, «определенные моменты», связанные с участком Казань – аэропорт. Так, от начальной до конечной станции будет действовать фиксированная стоимость проезда, она по сравнению с действующим тарифом поднимется почти вдвое — с 76 до 150 рублей. Однако для жителей, у кого станции расположены внутри данного участка, будет действовать зонный тариф, т. е. 46 рублей за 20 километров.

   Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Черемнов.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Черемнов. Фото: «БИЗНЕС Online»

Возобновили поезд до Ташкента, но до Уфы его не будет

Накануне РЖД и АО «Узбекистан темир йуллари» возобновили прямое железнодорожное сообщение между Казанью и Ташкентом. Его прервали в 2020 году из-за пандемии коронавируса, но восстанавливать поезд не спешили. Миндортранс РТ вчера отметил, что это республика проявила инициативу. В ведомстве надеются, что запуск поезда станет «импульсом» для укрепления сотрудничества между Татарстаном и Узбекистаном. На деле железная дорога, очевидно, должна помочь с трансфером рабочей силы.

Раньше поезд ехал четыре дня через Екатеринбург, а теперь дорога идет через Самару и Оренбург и занимает 2,5 суток. Поезд №315 Ташкент – Казань будет курсировать один раз в неделю: отправление по воскресеньям из столицы Узбекистана в 23:55, а прибытие в столицу РТ в среду в 13:47. Обратно состав отправляется по четвергам в 10:33, а прибывает в Ташкент в воскресенье в 04:23. Поезд состоит из 7 вагонов (пять плацкартных, двух купейных) и рассчитан на 342 пассажира. Но если будет спрос, вагонов будет больше.

Поедут ли туристы? Узбекские коллеги считают, почему бы и нет. «Самолет летит быстро — сел и уже на месте. А мы пересекаем границу, пустыня, вода, мост, горы», — заявил накануне в беседе с журналистами начальник поезда Хасан Ниязметов. Место в плацкарте стоит 16,9 тыс. рублей, в купе — 24,2 тыс. рублей. Если брать, к примеру, период новогодних каникул, то это сопоставимо со стоимостью перелета, но после праздников самолет получается вдвое дешевле. Но стоит понимать, что это также прямое сообщение с Оренбургом и Самарой.

Планируется ли запускать новые международные маршруты по примеру Узбекистана? На сегодня устоялись маршруты и «практически все» направления охвачены, отметил Черемнов.

А что с прямым поездом до Уфы? О планах запустить новый пассажирский поезд между столицами Татарстана и Башкортостана еще в 2022 году объявил глава Башкортостана Радий Хабиров. «Это очень интересный поезд будет, с национальным орнаментом, татарским и башкирским, украшающим вагоны», — пообещал Хабиров. Правда, продвижения долгое время не было, а в июне 2024 года в РЖД заявили, что отложили проект поезда до 2027-го из-за сложившейся геополитической ситуации. Были сомнения в экономическом смысле, но казалось, что политически вопрос решен.

Однако сегодня стало известно, что поезд, вероятно, вообще не поедет. «В Уфу навряд ли [будет прямой поезд из Казани]. Он ведь [раньше] ходил, и ходил пустой. Он невостребованный. Там получается очень большая петля — доехать до Агрыза, развернуться, ехать до Бугульмы. Это сутки практически. А на автобусе 5–6 часов сейчас, тем более с новой трассой [М12 „Восток“]. Мы там не конкуренты», — признал замначальника ГЖД. Прежде говорилось, что дорога в пути будет занимать 12 часов, а не сутки.

   Все еще стоит вопрос с отсутствием аэроэкспрессов из Казани до аэропорта ночью. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Все еще стоит вопрос с отсутствием аэроэкспрессов из Казани до аэропорта ночью. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ. Фото: «БИЗНЕС Online»

Ночных аэроэкспрессов из Казани все еще нет, зато в 2026-м модернизируют составы до Удмуртии и Кировской области

В целом потребность в железнодорожных перевозках остается высокой, а вопрос увеличения пропускной способности встает каждый год, продолжил Черемнов. В ГЖД постоянно анализируют направления, где требуется нарастить пропускную способность, и ищут оптимальные пути решения. Отчасти поток вырос по той причине, что аэропорты временно закрывают из-за налетов, но сильного всплеска не видно.

«Скажем откровенно: объем пассажиропотока в авиаперевозках не снизился [из-за закрытий аэропортов]. Часть какая-то, наверное, перешла, но мы не сможем сказать, насколько это большое количество, они же не маркированы», — отметил Черемнов.

В контексте воздушных перевозок вспомнили о недавней мысли Ханифова о том, что электрички из соседних регионов, прибывающие в Казань, дальше должны сразу идти в аэропорт. Так будет удобнее для пассажиров. Когда от мысли перейдем к делу? Поручение отработать соответствующую тему есть, но есть и вопросы. Например, поезду из Ижевска надо для заезда в аэропорт приехать на железнодорожный вокзал в Казани, «поменять кабину» и ехать в обратную сторону. Это не очень удобно. С другой стороны, технически проработан вопрос с вечерним поездом из Нижнего Новгорода, ему никуда поворачивать не придется. Сейчас «Содружество» обсуждает с Татарстаном включение в региональный заказ. Проще говоря, если республика даст заказ и средства, поезда поедут.

   По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро». Фото: «БИЗНЕС Online»

Но бог с ними, жителями других регионов. Все еще стоит вопрос с ночными аэроэкспрессами из Казани до аэропорта. За год ситуация не изменилась, и в «Содружестве» ранее ссылались на отсутствие возможностей со стороны РТ. Технически сделать можно, но заказа от республики нет. Так что пока ночью — только такси.

По словам Ахметшина, вопрос дефицита подвижного состава сегодня стоит «очень остро». Наиболее сложная ситуация складывается на участке Йошкар-Ола – Казань и связана прежде всего с отсутствием рельсовых автобусов — «их просто физически нет». По электропоездам вопросов нет. Замена составов, выбывающих по сроку службы, запланирована на 2028 год. А по договоренностям с Удмуртией и Кировской областью решено начать модернизацию поездов уже в 2026 году. Используемые там составы морально и технически устарели: в них нет климат-контроля, условия не соответствуют современным требованиям.

По просьбе «БИЗНЕС Online» Ананьев прокомментировал и судьбу Казанской кольцевой железной дороги. Разработка проекта уже завершена, он проходит госэкспертизу, уточнил спикер. «Сегодня ищутся пути финансовой реализации этого проекта — как правильно сформировать оплату затрат на его реализацию, как это правильно провести. И, после того как это решение будет принято, пойдет субсидирование, проект будет реализовываться», — ответил Ананьев. На уточняющий вопрос, можно ли ожидать старта строительства в наступающем году, спикер добавил: «Поживем — увидим». Помимо этого, свои коррективы в реализацию кольцевого движения, скорее всего, внесет строительство высокоскоростной магистрали Казань – Москва.

   Рост грузопотока обеспечивается за счет более использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Рост грузопотока обеспечивается за счет более использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов. Фото: «БИЗНЕС Online»

Грузы из Татарстана едут в ОАЭ, Китай и Африку, а за профицит вагонов взялся минтранс РФ

Однако основной пласт работы ГЖД — это грузовые перевозки, отметил Ананьин. По итогам работы 2025-го перевезено более 26 млн т грузов, а по погрузке нефтепродуктов, зерновых и контейнерным перевозкам в текущем году достигнуты рекордные показатели за прошедшие пять лет, похвастал спикер. В целом перевозки зерновой продукции растут стабильно, специально для этих целей восстанавливались либо открывались новые маршруты.

Объем перевозки грузов в контейнерах в 2025 году составил 2 млн т, рост к прошлому году 21%. Всего за 11 месяцев в Татарстане сформировано 122 контейнерных поезда. «Это не предел. Контейнерные перевозки сегодня переживают очень интересный этап своего развития. Если раньше понимали, что контейнерные перевозки — это когда в контейнер что-то нагрузили в коробках, то сегодня в контейнерах поехало зерно, сыпучий груз, наливной груз», — указал Ананьев и добавил, что потенциал контейнерных перевозок еще до конца не реализован. Любопытно, что во время пресс-конференции во вторник о необходимости развивать данное направление говорил и раис Татарстана Рустам Минниханов.

Другое направление работы — формирование грузовых экспрессов. Это поезда, которые перевозят груз только от одного получателя к одному отправителю, пояснил спикер. Это позволяет ускорить срок доставки и снизить экономическую нагрузку на отправителя и получателя. В текущем году в республике было сформировано 6 таких составов.

В 2025 году с полигона ГЖД отправили более тысячи графиковых поездов, реализовали 13 новых направлений для контейнерных поездов, в том числе разработаны маршруты перевозок по графику (а не по наполняемости) в Новороссию.

В то же время существующие маршруты сложились исторически, а их основательное переустройство будет экономически нецелесообразно. Поэтому рост грузопотока обеспечивается за счет большего использования существующей инфраструктуры, например за счет увеличения длины поездов. Так и справляются с потоком, который «сегодня диктует экономика государства».

Продолжает развиваться и международное грузовое сообщение. Лидерами по увеличению объемов поставок стали такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Тунис, Южная Африка, Мексика и Египет. На экспорт идет масло, удобрения. Недавно со станции Юдино через порт в Санкт-Петербурге в Африку отправили зерно. «Так что когда в Эфиопии стряпают блины, то жарят на нашем масле», — пошутил Ананьев.

Он также отметил, что на таможенно-пограничных пунктах отсутствуют критические заторы. Даже несмотря на изменение географии грузопотоков, «европейский груз едет хуже, чем восточный». А для снижения нагрузки и перераспределения потоков продолжается развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Под особый контроль минтранса РФ в текущем году попало движение вагонного парка, отметил Ананьев. Для того чтобы обеспечить пропуск вагонопотока при его профиците, используют несколько инструментов. К примеру, адресовка вагона становится возможной, только если он получит обратный адрес с грузом. Кроме того, появилась возможность хранения невостребованных вагонов на специальных «парковках», рассказал он. Для этих целей используются тупиковые и пути, по которым сейчас не идет движение. Для клиентов с профицитом вагонов предлагается другое решение — вагоны снимают с путей и хранят до востребования на специальных банкетках из шпал.