На кадровом «ковре» президент требовал убрать «болото» в обучении, предрек исход профессий из-за ИИ и повышал голос
«Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы, которые ничего не умеют, кроме как кнопки нажимать!» — нажимал сегодня Владимир Путин на заседании Госсовета РФ о кадрах для экономики. Из выступления президента РФ сложилось впечатление, что работы здесь непочатый край. Уже сейчас надо думать о переводе рабочих из отраслей, где людей заменят технологии и искусственный интеллект, в востребованные сферы. И уже сейчас таким рабочим нужна переподготовка. Параллельно надо менять программы обучения, а еще составить рейтинг худших вузов по трудоустройству и заняться их оздоровлением или реорганизацией. Времени очень мало, подчеркивал глава государства.
«Ковер» по кадрам
Владимир Путин в четверг собрал в Георгиевском зале Кремля весь кабмин, губернаторов и бизнес. Итоговое заседание Госсовета РФ посвятили подготовке кадров для экономики. Тема наиважнейшая, всем своим видом давал понять президент России, обращаясь со вступительным словом. Вроде бы небольшая речь получилась довольно богатой на яркие цитаты и, если хотите, «нажимы» со стороны российского лидера.
Говоря о ситуации с вузами и колледжами, глава государства призывал повышать качество обучения и не допустить «никакого болота». Создавалось впечатление, что сейчас вопросом занимаются слабо и то самое «болото» присутствует. Нельзя жить по старинке, подчеркивал Путин и призывал научить школьников мыслить самостоятельно, критически оценивать то, что выдает им искусственный интеллект (ИИ). Выходит, сейчас с этим есть вопросы?
«Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы, которые ничего не умеют, кроме как кнопки нажимать!» — повышал голос глава государства и давал понять, что это не какая-то гипотетическая угроза, а вполне реальная, если ничего не предпринимать.
Доля занятых среди экономически активного населения России достигла 97,8%, а безработица снизилась до 2,2%. Это очень высокий показатель занятости и исторически низкая безработица. В некоторых регионах чуть повыше безработица среди молодежи, но и тут есть «положительные сдвиги», и с 2022 года в экономику вовлекли дополнительно 2,6 млн человек. «Это хороший, позитивный результат», — описал президент РФ. Но нужно-то больше. В ближайшие 7 лет необходимо вовлечь в экономику 12,2 млн человек, обозначит позже президент.
На рынке труда дефицит рабочей силы, а в «отдельных направлениях» он многократно превышает предложение. Особенно острая ситуация с квалифицированными рабочими и инженерами, указал Путин. «На одного зарегистрированного безработного с рабочей профессией приходится почти 28 вакансий. Высоко востребованы конструкторы, технологи, проектировщики», — уточнил глава государства.
Чтобы «изменить ситуацию», государство сделало ряд «серьезных шагов». Часть заложена в нацпроектах «Кадры», «Молодежь и дети», меняется система подготовки инженеров, развивается среднее профессиональное образование. Заметим, что изменения скоро коснутся и Татарстана. В наступающем году республика войдет в эксперимент по сдаче ОГЭ только по двум предметам вместо четырех при поступлении в колледжи. Инициатива должна привлечь больше молодежи в колледжи и на технические специальности, но у наших экспертов были к ней вопросы.
Но сделанного недостаточно. Власти должны «еще более активно и результативно отвечать на сложнейшие современные вызовы», подчеркнул Путин и пояснил, что именно нужно будет сделать. Но сразу можно выделить тезис об «оптимизации отраслевой структуры занятости». За такой аккуратной формулировкой скрывался простой тезис о том, что людей надо переводить из отраслей, где человека скоро заменят технологии, в нужные, востребованные, высокотехнологичные.
Читалось, по сути, следующее. У рабочих в сфере торговли, финансов, страхования, госуправления нет серьезной перспективы, им на смену придут машины, и таких людей надо уже сейчас переобучать, пока не стало поздно. Ближе к финалу совещания Путин отдельно попросил губернаторов выделить отдельных помощников под кадровый вопрос, а кабмин — сформировать профильный центр. «Это все у нас не должно повиснуть в воздухе, понимаете! Это все должно исполняться!» — указал президент, имея в виду список поручений по итогам заседания.
«Нельзя допустить ситуацию, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы!»
Начал глава государства с долгосрочного горизонта, предстоящих 10–15 лет. Суть в том, что нужно быть готовыми к вызовам, связанным с внедрением ИИ. И действовать надо быстро. Приведем тезисами дальнейшее выступление президента.
- Предстоящие 10–15 лет — период колоссальной технологической трансформации и стремительного развития ИИ. Случится «крупнейший технологический прорыв», которого мировая история еще не знала, и этот период уже наступил. «Послушайте, все изменится. Мы должны быть к этому обязательно готовы, обязательно», — обратился Путин к правительству, бизнесу и региональным командам. Они, решая текущие кадровые задачи, должны быть готовы к системным изменениям, которые принесет ИИ.
- Обычно технологическая перестройка «отменяет» одни профессии и приводит к появлению новых, но тут перемены носят более глубинный характер. Спрос на отдельные специальности и специалистов высшего уровня «значительно увеличится», отметил Путин. Понадобятся люди, которые умеют ставить задачи и работать с данными, обладают инженерным мышлением, берут на себя ответственность.
- Параллельно ИИ будет «постепенно заменять работников начальных ступеней, в том числе креативного и даже интеллектуального труда». Традиционная траектория поэтапного развития карьеры — от получения образования, затем должности младшего сотрудника и далее до руководителя — будет меняться.
- В таких условиях людям надо обеспечить «понятный для них профессиональный переход», дать им возможности для переобучения и повышения квалификации. «Мы время от времени вспоминаем об этом. Но я обращаю ваше внимание на это, это в высшей степени важно, в высшей степени. Нужно изменить всю парадигму подготовки кадров, всю!» — нажимал Путин.
- «Это не лозунг никакой, не пожелание — это важнейшая задача для государства, бизнеса, системы образования. Для ее решения нам необходимо создавать доступную инфраструктуру, которая сама должна постоянно меняться вместе с прогрессом в экономике, технологиях, в науке».
- Остается мало времени на то, чтобы подготовиться к изменениям. На федеральном уровне и в регионах надо заранее сформировать «подходы к ответам» на вызовы со стороны системы образования и рынка труда. Надо скорее пересматривать существующие и готовящиеся программы и методики обучения, массово переобучать педагогов всех уровней.
- «Нельзя жить по старинке. Очень важно в то же время не терять фундаментальных основ нашей системы образования: это формирование у школьников и студентов самостоятельного, творческого мышления, навыков аналитической деятельности, в том числе способности критически оценивать предложения, сформированные искусственным интеллектом».
- «Ни в коем случае нельзя допустить ситуацию, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы, которые ничего не умеют, кроме как кнопки нажимать. Это очень важная задача для системы образования и подготовки и переподготовки кадров. Очень важная. Здесь нужно вообще очень многие вещи переосмыслить, переносить это на прямую работу с учащимися, со студентами, в аудитории. Там напрямую работать, развивать и поддерживать умение мыслить самостоятельно. Важнейшая задача».
«Никакого болота у нас здесь не должно быть!»
Дальше о среднесрочных и «самых ближайших» задачах. Также приводим главные тезисы.
- Надо продолжать повышать качество подготовки в системе профессионального образования, добиваться большей востребованности выпускников колледжей, техникумов, вузов на рынке труда.
- Уже есть национальный рейтинг лучших образовательных учреждений по трудоустройству выпускников. Но надо сделать и рейтинг худших, выделять 100 учреждений с самыми плохими результатами. С каждым учреждением в списке профильным ведомствам и регионам надо заняться «оздоровлением» либо вообще ставить вопрос о реорганизации. «Обязательно этим надо заниматься. Никакого болота у нас здесь не должно быть!» — сказал Путин.
- Надо преодолеть дисбалансы на рынке труда и прежде всего разницу в уровне безработицы между регионами. Для «трудоизбыточных» регионов с исторически высокой безработицей разработаны и уже реализуются специальные дорожные карты. Эту работу надо, безусловно, продолжать.
- Еще нужна «оптимизация отраслевой структуры занятости». Как пояснил Путин, надо перераспределять рабочих из тех сфер, где нужно снижать занятость и где этот процесс будет идти сам по себе. А занятость будет снижаться, это неизбежно. Это отрасли, где технологии и ИИ будут заменять людей, — «оптовая и розничная торговля, финансовая и страховая деятельность, сектор государственного управления и некоторые другие».
- Уже сейчас надо готовить кадры для тех сфер, где они будут востребованы, — обрабатывающая промышленность, в том числе высокотехнологичные производства, работа в области информации и связи, профессиональная, научная, техническая деятельность.
- Надо уделять внимание развитию вузов, которые готовят кадры для ключевых сфер: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, здравоохранение. Обсуждать и готовить новые программы развития для таких вузов в связке с профильными предприятиями и бизнесом. Нужна «перезагрузка».
Научно-производственные роты, развитие целевого обучения и переименование СПО
Изменения на рынке труда «драматически ускоряются», отметил глава российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Из-за этого, в частности, назрела необходимость создания цифровых сервисов, которые одновременно помогали гражданам выстраивать карьерные траектории, обеспечивали работодателей доступом к информации о квалифицированных специалистах, а органы власти — объективной картиной.
Отдельное внимание РСПП предлагает уделить снижению избыточных требований к опыту работы для молодых специалистов по ряду профессий. Как подчеркнул Шохин, завышенные требования к практическому стажу и уровню образования создают серьезные барьеры для трудоустройства выпускников. «Это сдерживает вертикальную мобильность и замедляет карьерный рост молодых работников», — отметил он.
По прогнозу минтруда РФ, продолжил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, 65% кадровых потребностей в ближайшие годы будут закрываться за счет выпускников СПО. Сегодня 56% бюджетных мест приходится на технические специальности, 10% — на медицину, 8% — на сферу сервиса и туризма, 7% — на сельское хозяйство. При этом аграрный сектор по-прежнему испытывает дефицит кадров, в связи с чем уже в следующем году долю бюджетных мест там хотят увеличить до 8,5%.
Правительство также прорабатывает вопрос особого порядка прохождения службы в армии для тех, кто выпускается из колледжей по федеральной программе «Профессионалитет». Речь, уточнил он, идет о создании специальных научно-производственных рот. Отдельный блок решений касается поддержки участников СВО. Со следующего года правительство намерено расширить использование ресурсов колледжей для ускоренной переподготовки ветеранов.
В целом отношение общества к среднему профессиональному образованию заметно меняется. Число выпускников 9-х классов, поступающих в колледжи, выросло с 48% в 2018 году до 63% сегодня. Многие учреждения СПО, как отмечают в правительстве, уже сегодня не уступают отдельным программам высшего образования по качеству подготовки. Тут Чернышенко предложил рассмотреть возможность изменения статуса СПО — с формулировки «среднее профессиональное» на «специальное профессиональное образование». Это хоть и потребует нормативных изменений, но более точно отразит роль этого уровня образования.
Говоря о системе высшего образования, Чернышенко отметил, что механизм целевого обучения «пока не стал комплексным инструментом решения кадровых задач», за исключением сферы здравоохранения. Он поддержал инициативы по дальнейшему развитию целевого обучения. Т. е. ждать введения обязательных отработок и по другим специальностям?
5,3 млн человек «в тени», а систему профориентации надо донастроить
Правительство утвердило план по «обелению» экономики, сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Информация о подготовке такого документа появилась еще в ноябре. А более подробно Путин говорил о нем на совещании с кабмином РФ в начале декабря. Как пояснила Голикова, речь идет о введении дополнительных критериев трудовых отношений, сформированных на основе судебной практики, усилении ответственности работодателей, а также об установлении целевых показателей для регионов по выявлению граждан, занятых в теневой экономике. По оценкам правительства, без учета самозанятых в «тени» находятся порядка 5,3 млн человек.
Параллельно завершается работа над 7-летним прогнозом потребности в трудовых ресурсах. По словам Голиковой, к 2032 году дополнительная потребность экономики в кадрах вырастет примерно на 500 тыс. человек, а самое главное — 11,5 млн работников необходимо будет заместить в связи с выходом на пенсию. «Это очень серьезные цифры, над которыми нам предстоит работать», — отметила она.
Наибольший дефицит кадров, согласно прогнозу, сформируется в обрабатывающей промышленности — около 1,7 млн человек, в сфере транспорта и логистики — 925 тыс., в строительстве — 670 тысяч. Кроме того, работодатели в сфере торговли заявляют о потенциальной нехватке 980 тыс. работников к 2032 году. Но очевидно, что тут такая потребность будет не нужна, а цифры не учитывают рост производительности труда и внедрение искусственного интеллекта.
До 2030 года численность молодежи в возрасте 15–19 лет увеличится на 1,7 млн человек. «Это очень хорошие цифры», — подчеркнула вице-премьер. Задача — обеспечить их профессиональную востребованность. А для этого нужна «донастройка системы профориентации со школы».