Бьорн Нистад, доктор исторических наук, изучал внешнюю политику царской России и СССР. Сегодня его профессиональные интересы сосредоточены на современной России. Он посещал Донбасс и Крым и стремится донести свою точку зрения до западного читателя.
– Вы автор книг, посвящённых внешней политике царской России и СССР. Расскажите, пожалуйста, как возник ваш интерес к истории России и какой её период вами более хорошо исследован?
– Мой интерес к русской истории начался с интереса к немецкой истории. В 1990-х годах я написал магистерскую диссертацию по немецкой истории. Моей целью было написать докторскую диссертацию по истории ГДР (Восточной Германии). Поскольку ГДР была тесно связана с Советским Союзом, я начал изучать русский язык и историю. Я написал книгу по истории русских политических идей, получил стипендию на написание докторской диссертации о русском революционном мыслителе Петре Ткачёве и начал преподавать в Университете Осло.
Позже я заинтересовался российской внешней политикой и написал книги о внешней политике царской России и Советского Союза. Я также написал биографию Путина.
В 2016 году я создал онлайн-информационный центр где обсуждаю вопросы, связанные с политикой и общественной жизнью современной России. Это значит, что меня больше всего интересует современная Россия.
– Опираясь на российскую историю, мы видим, что её противостояние с Западной Европой происходило на протяжении веков, а такое понятие, как «русофобия» возникло в Англии 500 лет назад. На ваш взгляд историка, в чём корни такого противостояния? И почему русофобия есть, а «англофобии» или «германофобии» в России нет?
– На этот вопрос сложно ответить кратко. Конфликт между Западом и Россией насчитывает много веков и, очевидно, обусловлен религией, геополитикой и многими другими факторами.
Тот факт, что сегодня в России демонизация Запада менее выражена, чем на Западе демонизация России, возможно, является следствием интернационализма советского периода. Возможно, западные лидеры пытаются отвлечь внимание от внутренних проблем (экономическая стагнация, иммиграция, передача власти Брюсселю и т. д.), демонизируя Россию как внешнюю угрозу.
– А что касается сегодняшнего периода новейшей российской истории, вы видите какие-то аналогии в прошлом? С чем можно сравнить сегодняшнее противостояние России и Запада?
– Демонизация России как страны, якобы угнетающей собственное население и угрожающей соседям, продолжается на протяжении многих веков, независимо от того, какой политический режим существовал в России (царизм, коммунизм, демократия). Возможно, из-за своих размеров Россия всегда будет восприниматься Западом как угроза. Возможно, поэтому страну всегда будут демонизировать.
– Сегодня говорят о так называемой «гибридной» войне, в которой очень большое значение придаётся информационному освещению событий. На ваш взгляд, как Россия себя проявляет в этой информационной войне?
– Я думаю, Россия преуспевает в информационной войне, не в последнюю очередь благодаря телеканалу RT. Вероятно, это связано с низким уровнем доверия к политической элите в большинстве западных стран. Исключением являются скандинавские страны. Здесь доверие к властям высокое, и люди верят антироссийской пропаганде.
– Вы – один из тех экспертов, кто пытается донести западному читателю точку зрения России и рассказать о причинах, которые привели к СВО на Украине. Удаётся ли этой информации пробиться к норвежской аудитории? И вообще, есть ли у местной аудитории потребность слышать точку зрения России?
– Как я уже говорил, Норвегия – страна, где население на данный момент доверяет властям и верит антироссийской пропаганде. Это затрудняет распространение объективной информации о войне на Украине и других вопросах.
У меня есть мой информационный центр , и я регулярно публикую видео на YouTube. Но мои видео «затенены», поэтому их мало кто видит.
– Что касается русофобии и отмены русской культуры – как это ощущается в Норвегии? Реально ли на ваш взгляд, отменить русскую культуру на Западе?
– Попытки блокировать или бойкотировать русскую культуру в Норвегии выражаются в том, что, насколько мне известно, культурный обмен с Россией прекратился. Кроме того, предпринимались попытки представить русских писателей, таких как Гоголь и Булгаков, как украинских авторов. Думаю, большинство людей считают это глупостью.
Блокировать русскую литературу, музыку и живопись, конечно же, невозможно.
– Норвегия известна своим максимально лояльным отношением к приёму беженцев из стран Африки. Это как-то влияет на повседневную жизнь местных жителей?
– Сегодня Норвегия принимает множество беженцев и эмигрантов из Азии и Африки. Это означает, что этнический состав населения быстро меняется. В некоторых районах Осло и других крупных городах этнические норвежцы теперь составляют меньшинство. Значительная часть населения критически относится к этой политике, и ведущие партии вынуждены поддерживать более жёсткую иммиграционную политику.
– В 2016 году вы написали книгу о российском президенте Владимире Путине, которая называется «Спаситель России». Почему вас заинтересовала его личность, и какую главную идею вы хотели донести в своей книге?
– Меня интересует Путин, потому что я историк, а Путин – важная историческая фигура. В книге я пытаюсь объяснить, почему большинство россиян поддерживают Путина. Я думаю, это во многом связано с тем, что Путин, учитывая его биографию и личность, воспринимается и как сторонник сильного государства и как прагматичный политик-реформатор.