Неумолимо бежит время. Уже совсем скоро первая четверть двадцать первого века уйдет в историю. Эти двадцать пять лет мы прожили под сопровождение разной популярной музыки, любимых или, наоборот, неистово раздражающих хитов, ставших частью культурного фона того или иного времени. Именно этому – музыкальным страницам прошлого и настоящего, популярным хитам и образам песенной культуры разных лет и посвящен канал «Журнал МУЗилка». Сегодня в рамках цикла традиционных предновогодних обзоров - подборок хитов, обретение популярности которых от нас отделяют круглые даты, мы отправимся в стартовую точку нового века, в переломный 2000 год. Этого года ждали и боялись, он разделил века и тысячелетия.
Постоянные читатели уже знают, что в таких подборках я опираюсь на программы крупных музыкальных форумов, существующего с 70-х годов фестиваля «Песня года» и появившуюся в конце 90-х премию «Русского радио» «Золотой граммофон». В XXI веке именно эта премия стала своего рода «краткой сводкой» самых популярных и ротируемых хитов. В разговоре о «миллениуме» я решил, что логично опереться именно на программу «Золотого граммофона» как вестника популярной музыки своего времени. Это была 5 юбилейная церемония вручения премии, отметившая артистов и хиты, с которыми мы вступили в новый век.
«Твори добро»
Муз. А. Медведев, Е. Топорников, сл. А. Медведев. Исп. Шура.
В 90-е сибиряк Саша Медведев, приехав из родного Новосибирска в федеральную столицу и при поддержке своего земляка, композитора и продюсера Павла Есенина стал покорять Москву, которая, как гласит знаменитый фильм «слезам не верит». Об этом Саша, а точнее Шура, как подписался артист, запел в одном из своих первых хитов, запомнившись весьма экстравагантным обликом. Артист покорял музыкальную сцену в трусах и шубе, периодически дополняя свой образ хорошо знакомой сибирякам шапкой-ушанкой, и распевал «ты не верь слезам». То был год 1998.
На излете века двадцатого, в эру свободного самовыражения и эпатажа, Шура как раз пришелся ко двору, став заметным эстрадным феноменом времени.
Отличала артиста и своеобразная, нечеткая дикция, умышленное фонетическое искажение, ставшее мейнстримом в последующие десятилетия. Тогда такое пение еще не было в чести, эта особенность стала «фишкой» Шуры и поводом для шуток вокруг хита, который уже немного остепенившийся артист выдал в 2000 году.
На стыке веков за призывом «не верить слезам» последовал новый «твори добро». Особенности произношения породили реальные и выдуманные мондегрины, например, шутили, что некий Давид Бобров должен Шуре очень много денег за рекламу.
Несмотря на эпатажный образ репертуар Шуры совсем не предрасполагает к иронии. Большинство его хитов – смысловые и довольно серьёзные по посылу, а «Твори добро» и вовсе имеет под собой трагический шлейф. Песня, символично представленная в миллениум, ознаменовала перелом в судьбе самого исполнителя и автора этой композиции.
Если предыдущие большие хиты Шуры были написаны Есениным и Чантурией, то этот – авторская работа Александра Медведева, появившаяся в довольно сложных обстоятельствах. На фоне популярности и употребления запрещенных веществ певец серьёзно заболел. Находясь на больничной койке, Шура на салфетке набросал четверостишье, ставшее припевом будущего хита. «Твори добро» - это не много не мало, обращение к Богу. Оправившись, Александр доработал произведение. Соавтором музыки хита «Твори добро» указан Евгений Топорников.
Но тут последовала новая напасть, пропал голос. Со ссылками на слова самого артиста в источниках есть информация, что Шуре даже пришлось обращаться к экстрасенсу: голос удалось вернуть ровно на два часа, за которые была сделана запись. Исповедальная песня увидела свет и способствовала переменам в его сценическом облике.
«Что я в трусах, что ли, такую песню буду петь. Одеваться пришлось приличнее»,
- позже говорил Шура в интервью.
Осенью 2000 вышел клип, снятый Алишером, с которым певец сотрудничал и раньше. Хит вошел в альбоме с символичным названием «Благодарю. Второе дыхание». Релиз пластинки состоялся в 2001 году, потому многие источники относят «Твори добро» к хитам 2001, но песня вышла, обрела популярность и получила «Золотой граммофон» в 2000.
«Малыш»
Муз. В. Матецкий, ст. А. Шаганов, исп. Данко
Ныне подзабытой звездой «рубежа столетий» был и ещё один Александр с распространенной в музыкальной культуре фамилией Фадеев, прославившийся под «литературным» горьковским псевдонимом Данко. Также назывался и дебютный альбом исполнителя, выпущенный в марте 2000. По итогам года Данко выступил на «Золотом граммофоне». Он получил статуэтку за представленную на этом альбоме песню, ставшую его главным хитом.
«Мой малыш растет не по годам, и уже читает по слогам, озорной и добрый мальчуган, твой малыш», - строки одного из ведущих поэтов песенников эпохи Александра Шаганова зазвучали голосом Данко в 1999 году.
Поэт, известный хитами для «Любэ» и других проектов Игоря Матвиенко, эту композицию сочинил с другим соавтором – Владимиром Матецким. Сделано это было «впопыхах» за одну ночь, композитор позвонил ему и попросил срочно текст уже на готовую мелодию.
Однако, несмотря на спешку, песня ждала своей очереди ещё пару лет. В истории популярной музыкальной культуры часты случаи, когда в песню никто не верит, а она становится огромным хитом. Так получилось и с «Малышом».
В ротацию она попала последней из всех синглов первого альбома, клип на песню, как выразился сам Данко, был «критически дешевым», малобюджетным. Однако, снятое «на улице» в буквальном смысле слова музыкальное видео запомнилось свидетелям эпохи, часто ротировалось.
А сама композиция стала для Данко той самой песней, которая закрепляет за артистом обидный и всегда не объективный ярлык «исполнителя одного хита». Хотя и в ту эпоху у Данко были другие заметные композиции, спустя годы большинство слушателей навскидку опознают только «Малыша».
Спустя много лет автор текста Шаганов рассказывал, что однажды на концерте в Балашихе к нему подошел мужчина и сказал:
«Много песен вы хороших придумали, но есть одна, которая является самой заветной на предприятии, которым я руковожу».
Этот мужчина оказался главврачом роддома, а песня – «Малыш» из репертуара Данко.
Текст Шаганова сыграл немаловажную, если не главную, роль в успехе хита. За одну ночь Александру Алексеевичу удалось создать жизненную «несчастливую семейную историю» в духе репертуара позже появившейся группы «Непара». Сюжет композиции, так или иначе, отзывается в жизни многих людей. Пример тому – судьба самого исполнителя – Данко. Хоть Саша и носил фамилию своего отца – физика Валерия Фадеева, рос он не с родным папой, а с отчимом. А уже состоявшимся артистом, спустя годы после выхода «Малыша» взял в жены женщину с ребенком. Прямо как в песне, ставшей судьбоносной в его карьере: «Мог бы на меня он быть похож, твой малыш».
«Чуть-чуть не считается»
Муз и сл. И. Николаев, исп. Н. Королева
Для киевлянки Натальи Порывай, супруги композитора, автора песен Игоря Николаева, выступающей под псевдонимом Наташа Королева, «миллениум» стал десятилетием творческой карьеры.
Будущую звезду Николаев открыл публике в 1990-м, подарив ей «Желтые тюльпаны». Затем последовали новые и новые хиты семейного и творческого тандема, который уйдет в прошлое вместе с веком, в 2001 брак распадется. В интересующий нас год, когда до разрыва и начала нового этапа в карьерах автора и исполнительницы оставалось совсем чуть-чуть, Королева словами и музыкой своего супруга заявила, что «Чуть-чуть не считается».
Песня вышла весной, в сентябре публике был представлен клип.
Спустя двадцать лет после выхода хита, в 2020-м Наталья Королева переиздаст старые песни авторства экс-супруга, выпустит альбом, который назван «Чуть-чуть не считается».
«Чао, бамбина»
Муз. А. Грозный, ст. О. Орлова, исп. Гр. «Блестящие»
В 90-х и 2000-е в нашей песенной культуре – время засилья «герлзбендов». Создаваемые как продюсерские проекты девичьи группы с красивыми солистками и незамысловатым репертуаром в этот период появлялись одна за другой. Какие-то также быстро и исчезали, другие оставались на виду продолжительное время, меняя участниц как в калейдоскопе.
Одним из флагманских в этой нише, долгоиграющих проектов стал квартет «Блестящие», созданный Андреем Грозным в 1995 году. К концу десятилетия в коллективе выступали: Ольга Орлова, Жанна Фриске, Ирина Лукьянова и Ксения Новикова.
В источниках этот состав группы обозначен как «пятый». Осенью 1999 года девушки попрощались со старым веком хитом «Чао, бамбина». Музыку к нему, как и к другим песням коллектива написал продюсер Андрей Грозный, текст – одной из участниц группы – Ольги Орловой.
Дотошные слушатели и знатоки романской филологии обнаружили неточность в хит-фразе песни. Дело в том, что словосочетание «Чао, бамбина» восходит к итальянскому языку (вольный перевод «Прощай, детка»), а обращение «сеньорита» к незамужней девушке, принятое в Испании, по-итальянски было бы сеньорина. Для поп-хита девичей группы, написанного молодой солисткой, допущение, прямо говоря – не критичное.
В дальнейшем как автор текстов песен отметится другая участница этого состава – Ксения Новикова, главный старожил коллектива, выступающая в группе до сих пор. Именно ею будет написана нетленка с рифмой «летала-ла-ла-ла», ставшая хитом в нулевые.
В уходящем 2025 году некогда популярная группа появилась в шоу «Суперстар. ВИА». Среди участниц, ставших финалистками проекта, была и Новикова. Четверть века назад её карьера в коллективе только-только начиналась. Выпущенный осенью 1999 года клип на песню «Чао, бамбино» - дебютная работа Новиковой в «Блестящих».
«Девушки бывают разные»
Муз. А. Репников, Д. Чернышев, сл. А. Репников, исп. «Отпетые мошенники»
Одновременно с девчачьими получают популярность и мальчиковые коллективы. По характеру и стилю они были очень разные, как и девушки из песни, исполненной трио петербургских хулиганов на «Золотом граммофоне-2000».
Сергей Аморалов, Игорь Богомазов и Вячеслав Зикуров, он же Том Хаос, подписавшись «Отпетыми мошенниками» стали заметными героями второй половины 90-х.
Они утверждали, что «Всяко- разно - это не заразно», на закате десятилетия выдали слушателям «Фигню», так назывался их третий альбом, выпущенный в 1999. В тот же год зазвучал их, пожалуй, самый лиричный хит «Люби меня, люби», созданный при участии музыканта «Агаты Кристи» Алексея Козлова.
В первый день нового 2000 года «Отпетые мошенники» показали «Липкие ручки» - четвертый альбом группы, на котором и вышла песня «Девушки бывают разные» - типично «мошеннический» хит, со странным, но интересным текстом. Написал его мой земляк, петрозаводчанин Андрей Репников, выходец из музыкальной семьи.
Его папа, Альбин Леонидович – очень уважаемый и знаменитый масштабах Карелии композитор и баянист, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын отметился во всероссийской массовой культуре как автор-песенник, композитор, ди-джей. С «Отпетыми мошенниками» выпускник СПБГУКИ Андрей Репников стал работать с 1998 года, выступил автором или соавтором многих их песен. Музыку хита «Девушки бывают разные» Репников написал совместно с Дмитрием Чернышевым, он же DJ Тенгиз.
Танкист
Муз и сл. В. Жуков, исп. Гр. «Жуки»
Заметная тенденция конца 90-х – начала «нулевых» годов - популяризация рок-музыки. В 1998 у музыкантов, относящих себя к этой нише, появляется свой рупор - «Наше радио», открывший целую вереницу новых имен. Вместе с произведениями, приписанными к «русскому року», появляется так называемый «рокопопс». Слово, однажды произнесенное Ильей Лагутенко по отношению к стилю собственной группы «Мумий тролль», прижилось и стало повсеместно использоваться по отношению к целой плеяде исполнителей, исполнявших музыку на стыке рока и эстрады и близких к поп-дискурсу.
В рассматриваемую эпоху музыканты, причисляемые к русскому року, ротировались не только на «Нашем радио», но и на других радиостанциях, выступали на сборных концертах на одной сцене с поп-звездами.
На фестивале «Золотого граммофона» в 2000 оказалась, например, группа «Жуки». Коллектив во главе с вокалистом и автором материала Валерием Жуковым возник в Абакане ещё в 1991 году. Но широкую популярность группа получили на волне становления «рокопопса» к концу десятилетия, когда вся страна узнала, что «у любви села батарейка».
Репертуар группы сочетал лирическую и иронично-комическую составляющую. Жанрово и стилистически музыку группы определяют как «камеди рок». Так характеризуют песню, за которую «Жуки» удостоились статуэтки «Золотого граммофона» в 2000 году. В миллениум Валера Жуков познакомил страну с героем, у которого «мама педагог, а папа пианист». Образ автобиографичен. Именно такие профессии – у родителей самого Жукова.
«Жара»
Муз. Ю. Чичерина, ст. А. Александров, Ю. Чичерина, исп. Чичерина
Конец 90-х – начало 00 – период, когда на фестивалях «Песня года» и «Золотом граммофоне» участие исполнителей из «обоймы» «Нашего радио» не было исключением. И там, и там новые и старые представители «русского рока» появлялись регулярно, в предшествующие и последующие периоды это случалось реже.
Программа «Золотого граммофона – 2000» ярко высвечивает эту тенденцию. Взошедшая как раз в ту эпоху звезда «женского русского рока» екатеринбургская певица Юлия Чичерина на зимнем концерте погрузила слушателей в атмосферу лета под «жареным солнцем больших городов».
«Жара» – одна из «визитных карточек» Чичериной. Эту песню называют её первым хитом. Появилась эта песня несколькими годами раньше, в 1997, когда о Чичериной и её группе ещё никто особо не знал. Будущий хит был написан, когда в Екатеринбурге выдалось аномально жаркое лето. Стихи написал друг и соавтор Юлии Чичериной гитарист Александр Александров , показал их фронтвумен коллектива. Вместе они доработали текст, и Юлия положила его на музыку. Популярность к песне, как и к самой артистке, пришла через пару лет, в 1999 песня «Жара» была издана в сборнике «Нашествие». В 2000 Чичерина выпустила дебютный альбом «Сны», куда вошла эта песня.
«Жара» использовалась в рекламном ролике Coca-Cola с участием самой исполнительницы и автора песни, что способствовало увеличению узнаваемости и трека, и артистки.
"Это здорово"
Муз и исп. Н. Носков, ст. И. Брусенцев
Завершает подборку выходец из советского рока и «среды ВИА», на рубеже веков построивший звездную сольную карьеру – Николай Иванович Носков. Непрофессиональный музыкант уже в 80-х зарекомендовал себя сильным вокалистом, был предшественником Кипелова у микрофона «Поющих сердец», в тот период, когда они «тяжелели», превращаясь в «Арию», потом снискал славу как солист.
Сольно певец Николай Носков заявил о себе в конце 90-х, исполняя песни на собственную музыку. Первый хит – озаглавившая дебютный сольный альбом песня «Паранойя». Она была написана на стихи Игоря Брусенцева. С этим же соавтором Носков создал одну из своих знаковых песен – «Это здорово». Носков рассказывал, что на сломе тысячелетий почувствовал потребность создать не просто «попсовый хит», а душевную песню с сильной музыкой и текстом, которая бы выделилась на музыкальном фоне эпохи. И ему это удалось.
Готовую мелодию он показал Игорю Брусенцеву, а тот буквально за пару часов выдал философские, нетривиальные, преисполненные многогранными смыслами и интересными образами стихи. Трактуются они по-разному, кто-то воспринимает песню буквально, как лирико-романтическую балладу признания в любви, другие видят в ней глубокий, даже религиозный подтекст, о сложной человеческой судьбе и отношениях с Богом в мире «подлости и стяжательства», где «отовсюду веет холодом».
Эпилог. Упоминания.
Конечно, ни одно крупное музыкальное событие конца 90 – начала 00 не могло обойтись без вездесущей звездой семейки «Примадонны» Пугачевой, вместе с Киркоровым и дочкой Орбакайте. На «Золотом граммофоне-2000», естественно, были все трое. Они могли бы занять пол подборки, хотя с ними и так всё понятно, но и не упомянуть нельзя.
Алла Борисовна, оставаясь первой певицей страны и вступив в новый век в этом качестве, на «Золотом граммофоне-2000» выступила с двумя разными по облику и содержанию хитами – «Мадам Брошкина», написанной Александром Ружицким и своей композиторской работой на знаменитое стихотворение «Зимняя ночь» Пастернака – «Свеча горела».
Её дочка, Кристина Орбакайте уже фигурировала на представленных выше видео, так как была ведущей церемонии в паре с Николаем Фоменко, и один из номеров музыканту "Секрета" пришлось объявлять самому, ведь соведущая - получала "Граммофон" за хит, одним из авторов которого была её мама. Пугачева участвовала в написании текста песни "Май":
«Крепче обнимай май-май-май, к сердцу прижимай май-май-май»,
- запела Кристина Орбакайте в миллениум под музыку композитора Игоря Корнилова. Соавтором слов, вместе с Пугачевой, значится поэт, написавший многие хиты её репертуара - Илья Рахмиэльевич Резник.
Ну а Филипп Бедросович, чья вездесущность до сих пор никуда не делать, знал толк в переработках и адаптациях зарубежных песен, исполняя на русском языке западные хиты. Вот и «Огонь и вода», за которую он получил граммофон в 2000, восходит к репертуару греческой группы «Antique» с солисткой Еленой Папаризу. В оригинале композиция называлась «Dynata Dynata».
В основную часть подборки я умышленно решил не брать песни, обозначенные как каверы и ремейки иностранных песен, однако в этой категории оказалась одна, которую просто нельзя не упомянуть. Ведь её популярность не угасает по сей день, песня оказалась «вирусной» во всех смыслах слова. Исполнявшие её музыканты так и назвались - группа «Вирус», на рубеже десятилетий «заразив» своими незамысловатыми танцевальными хитами всю страну. Дебютный альбом, озаглавленный по хиту «Ты меня не ищи» вышел в 1999 году. На нём в числе прочих и появилась песня «Ручки» - ремейк песни «Вoom, Boom, Boom, Boom» нидерландской поп-группы «Vengaboys». За свою русскоязычную версию «Вирус» получил на стыке веков «Золотой граммофон», а сами «Ручки» за последующие годы уже прочно стали «своими» для русских слушателей, песня даже была названа «хитом десятилетия». На сём мы закончим обзор.
Достойных внимания хитов миллениума, конечно, намного больше. И у каждого слушателя как всегда будет свой список. Задача таких обзоров описать лишь некоторые тенденции и «музыкальный климат» того времени, перехода от 90-х к «нулевым». Это десятилетие невероятно интересно в популярной массовой культуре, породившей немало новых имен, тенденций и явлений, составивших облик музыкального фона начала 21 века, но это уже другая история. А на сегодня всё.
Материал создан в развлекательных целях, на базе данных из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые хиты разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.