Чудесная выставка проходит на ВДНХ - «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея».
На выставке представлено более 100 работ, но мне хочется поделиться только ее кусочком, где на противоположных стенах одного зала встретились два видения социалистического прошлого, в стиле социалистического реализма, два жанра – патетика и лирические камерные работы.
С одной стены на вас торжественно двигается-наступает толпа знаменосцев мира – монументальный гипсовый горельеф (вид скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью более чем наполовину), с другой стороны – легкий камерный Пименов своего самого светлого периода.
Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (первоначально он назывался «СССР в борьбе за мир во всём мире») занимает площадь в 90 м2. Он был создан коллективом скульпторов под руководством народного художника СССР Евгения Вучетича к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 году, считался утраченным, а оказался забит фанерой, скрыт за ларьками и павильонами, в довольно хорошем состоянии, хотя все равно около года шла реставрация. Горельеф не про Москву, наверное, теперь он визитная карточка павильона).
Шествие почти 1,5 тысяч человек (разных национальностей, профессий и возрастов) «на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других)» несколько подавляет и страшит, уж очень они активно-агрессивно несут мир в мир). Конечно, это мое видение. В любом случае – впечатляет!
А повернувшись к горельефу спиной, благодаря выставке, можно порадоваться работам Пименова 30-х годов 20 века. Специалисты от живописи неоднократно доказывали, хотя, в основном, сами себе, что Пименов – конъюнктурщик, который занимался лакировкой действительности, пошлый и плохой художник. Мне же кажется, что талантливый художник жил в меняющемся мире, был разным, и, в конечном счете, выбрал именно такой мир – и светлый, и добрый, и простой, реальный и сказочный одновременно.
Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977, Москва) – советский живописец, график, учился во ВХУТЕМАСе, был членом-учредителем Общества станковистов (ОСТ), Академик АХ СССР, лауреат государственных премий. Он иллюстрировал книги и журналы, создавал плакаты, афиши, декорации и костюмы для спектаклей и кинофильмов, преподавал во ВГИКе.
В 20-е годы он отдал дань экспрессионизму, создавая яркие, подчас драматические и несколько плакатные образы, но затем сам уничтожил многие свои работы этого периода, под разными предлогами забирая их даже из музеев.
В начале 30-х, после болезни и почти годичного кризиса, когда Пименов ничего не писал, он возвратился к работе, но радикально поменял манеру, темы, краски. «К концу болезни и после я много ходил по Москве и ее окрестностям. Ходил не спеша и с интересом. Внимательно вглядывался в окружающую жизнь, теплую, странную и очень живую. И иначе старался ее изображать». Работы этого периода выполнены нежными полупрозрачными красками мелкими мазками в стиле импрессионистов. Он писал бытовые эпизоды, обыденные случайные события, которые сложились в образ времени. Ни парадных портретов, ни официоза.
Сам художник называл свой стиль реалистический импрессионизм, красиво!
Его жизнь вовсе не была сплошным светлым путем). Были периоды, когда выручала работа в кино и театре, журналах, был период, когда они с женой жили на ее зарплату стенографистки-машинистки, т.к. в стране велась перестройка литературно-художественных организаций, прошедшаяся катком по многим художникам, были годы войны.
Но он занимался любимым делом, был счастливо женат, путешествовал, и умел радоваться жизни, красоту и хрупкость которой возможно переосмыслил во время болезни, кризиса и прогулок по Москве.
Отдельное спасибо Пименову за Москву, которую он любил и писал в течение всей своей творческой жизни, оставив нам славный образ города, менявшийся во времени и пространстве вместе с людьми, которые в его работах всегда на первом плане.
Выставка проходит на ВДНХ, и одна из работ Пименова посвящена как раз стройке выставки.
На выставке еще много любопытного. Например, впервые в одном месте можно увидеть глазами французского художника Жерара Делабарта, как выглядела Москва в 18 веке. Вот, например, «Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели».