Трюизм - трактуется как общеизвестная избитая истина. Хочу заметить, истина в Армии только одна: «Я начальник, ты дурак, ты начальник, я дурак».
Всё остальное вербальная коммуникация.
/Александр/
Как "анчоусы" и "амикашонство" меняют армейскую жизнь
Автор komsomol75
Команды должны быть чёткими, короткими и точными, не допускающими иного толкования. Ибо, как гласит военная аксиома, команда, которая может быть понята неправильно, будет исполнена неверно. Этому учат в военном училище. И учат, доложу я вам, настойчиво и, как правило, успешно. Любое отклонение от Устава пресекается на корню. Вслед за этим у курсанта вырабатывается привычка и в обиходе, в гражданской жизни, говорить чётко, короткими фразами. Главное — донести смысл, не растекаясь при этом мыслию по древу.
В боевых условиях командир должен командовать. Любая неуверенность в отдании команды ведёт к поражению. Даже если ты сам при этом пока ничего не соображаешь, ты должен чётко отдавать приказы. Потом разберёшься. Допустишь растерянность — погибнешь сам и угробишь подчинённых тебе людей.
«Растекаться» можно было на кафедре общественных наук. Да, собственно говоря, и там не очень. Такие предметы, как история КПСС, философия, военная педагогика и психология и партийно-политическая работа, были науками ещё теми. Их преподаватели не терпели никакой отсебятины или инакомыслия — только коротко и максимально близко к конспекту лекций или первоисточнику.
Всё это, безусловно, помогало в жизни, как военной, так и штатской. Один из секретов, почему военные так нравятся девушкам, — говорит мало, коротко и ясно. Сказал — сделает. А где ошибся, не учёл обстановки и ляпнул лишнего, она ему сама скажет. Потом.
Именно поэтому красноречие никогда не было коньком наших курсантов, ну а уж свободомыслие и подавно. Ну коль так, то зачем тогда мучиться над классикой, расширять кругозор, да ещё и, не дай бог, прослыть краснобаем? Если у тебя не хватает слов для передачи мысли — загляни в любой Устав. Всё, что тебе может понадобиться в жизни, там есть.
Один из заместителей начальника училища был человеком умным и незлопамятным. Отработанные им документы всегда отличались точностью, простотой и глубиной поставленных задач. Но если ему приходилось выступать без бумажки — ужас! По сравнению с его косноязычием Черномырдин — Цицерон!
Как-то на инструктаже личного состава перед отпуском, говоря о дисциплине, он сказал:
— Товарищи курсанты, порядок должен быть таким, чтобы муха залетела, сделала своё дело и улетела! Вот так вот! В отпуске не должно быть никакой отсебятины.
Командиры и курсанты смеялись над такими вывертами сознания, однако и сами грешили этим.
Как-то в кабинет к замполиту зашёл комбат.
— Слушай, что такое анчоус?
— Хрен его знает, еда какая-то.
— У тебя куча словарей, посмотри. А то был на кафедре, они там все про анчоусы трындели.
Посмотрели — в общем, хамса или та же килька, могут быть и в томате.
— Так, разобрались, ну-ка посмотри в умные книжки, надо что-то тоже будет ввернуть при случае.
А по телеку недавно прошли «Покровские ворота», и там Л. Броневой что-то такое сказал об амикашонстве. Замполит как раз только познакомился с этим «богатым» словом. Поделился своими познаниями.
Следующего выступления комбата замполит сам ждал с нетерпением и интересом. И вот, когда он поднял очередного провинившегося и дав ему возможность оправдаться, прозвучало:
— Только не надо амикашонства в русском понимании этого выражения, мы не французы.
Эффект был. Виновник не знал, что отвечать, ибо не понял, о чём речь. Остальные уткнулись взглядом в конспекты и колени, чёрт его знает, вдруг начальство попросит перевести. До всех дошло, что командир не только строгий и требовательный, но и высококультурный и грамотный офицер. О! Как он — «мы не французы»! Половина батальона побежало в библиотеку узнать, что же он имел в виду.
Теперь к каждому выступлению командир требовал от замполита новой порции «умных» слов. Замполит старался.
И на подведении итогов запросто могла прозвучать фраза типа: «Некоторые курсанты, манкируя занятия по физподготовке, скабрезно оправдывают свои действия трюизмом стопроцентного выпуска. Отнюдь!»
Первое время это дико напрягало. Требовало постоянного внимания. Курсанты и офицеры батальона завели блокноты, куда вписывали новые слова и их расшифровки. Командир веселился и путал свои же идиоматические предложения. Замполит устал рыться в словарях в поисках чего-то этакого и новенького.
Полгода комбат купался в славе. Мало того, что на кафедрах его считали высокообразованным офицером, так даже начальник училища в группе марксистско-ленинской подготовки, которую возглавлял лично, перестал его дёргать. Чёрт его знает, что скажет и как на это отвечать. Ограничивался наличием конспекта первоисточников, который какой-то курсант написал комбату лет пятнадцать назад, когда тот был ещё взводным.
Однако счастье вечным быть не может. Как-то на очередном собрании курсант попросил слова:
— Товарищ полковник, вербальная коммуникация Вашей речи порой ставит на один уровень студента-филолога и курсанта военного училища, что безусловно приводит к когнитивному диссонансу личного состава.
Комбат до конца не уяснил, в чём вопрос, но сориентировался быстро.
— Товарищ курсант, по вашему мнению, в чём разница между студентом-филологом и курсантом военного училища?
Несколько обалдевший курсант начал:
— Ну, в физической подготовке, выносливости, знаний определённых специальных дисц...
— Достаточно, будем совершенствовать главное, на ваш взгляд, отличие — физическую подготовку. Завтра с подъёма всему батальону марш-бросок на шесть километров. Или нет, командиры рот, давайте завтра десяточку махнём, но тогда уж подъём на часок раньше. А в воскресенье отдохнём все, устроим спортивный праздник. О! Давненько мы гири не поднимали.
Инициатора вопроса убили бы сразу, если бы это не было коллективным творчеством. Очень хотелось ответить комбату его же «монетой». Придумывали и составляли вопрос всем взводом, избранный жертвой два дня учил слова. Особенно не давался ему этот чёртов когнитивный диссонанс.
Правда, надо сказать, что форма подачи материала постепенно сошла на нет и у комбата. Так, изредка в беседе нет-нет и мелькнёт что-то заумное. Особенно вот то, первое, — амикашонство.
PS: Для тех, кто не хочет лазить в словари и интернет.
Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Амикашонство — бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского.
Вербальная коммуникация — это информационно-смысловой обмен, взаимодействие между людьми, происходящий посредством речи.
Идиоматичность — в общем случае идиоматичность определяется как невозможность получения смысла целого из смысла его составных частей по сколько-нибудь регулярным правилам.
Манкировать — пропускать занятия.
Скабрезно — неприлично.
Трюизм — общеизвестная избитая истина.
===
В тему: