Очень красивый очерк! Зачитался.
А ведь гранёные стаканы были и без ободка..
Так откликнулся Вячеслав Я. на рассказ Komsomol75 :
Художник
Автор komsomol75
С очередным пополнением в подразделение прибыл художник. Профессионал! Ну, может, не совсем профессионал, с третьего курса Вильнюсской художественной академии. Как его проморгали в управлении бригады политотдел и клуб — кто знает.
Замполит чуть свечу в церкви не отправился ставить с такой-то удачи. Недавний ремонт в казарме просто требовал свежего, современного оформления Ленинской комнаты. А то там лет десять ничего уж не менялось. Единственная её польза для личного состава была в телевизоре и тепле в зимнее время.
Этому тоже было объяснение. По местной легенде, лет пятнадцать назад, когда в подразделении ввели котельную и рушили печки, дембеля, собранные для аккордных работ, никак не могли их закончить из-за нехватки труб и вварили в систему несколько ломов, аккурат в Ленинской комнате. Делалось всё это осенью, и была надежда, что до холодов их уже и след простынет. Не срослось. Котельную запустили раньше. Что делать? Домой хочется пораньше, а труб как не было, так и нет. Дембеля нашли выход в том, что где-то на стройках коммунизма в райцентре «достали» два десятка батарей. И система заработала. В ленкомнате было жарко всегда, несмотря на сборно-щелевое происхождение всей казармы.
В общем, художник был подразделению необходим. Тут же он был определён в хозвзвод с наказом завтра же представить заказ на все необходимые материалы для красочного оформления помещения.
Замполит рассказал художнику о Ленинской комнате и дал под запись, что там должно быть обязательно, а всё остальное — на твоё усмотрение. Твори!
Дело оказалось не быстрым и затратным. Раза три художник выезжал домой, жил недалеко, под Каунасом, — краски там достать, картинки, то да сё. Раз приволок даже несколько листов ламинированного ДВП для покрытия столов. Красиво получилось.
Но всё когда-то заканчивается. Пришло время перерезать ленточку. Ленкомната действительно преобразилась. И, несмотря на то, что там были все положенные атрибуты политпросвещения, стало уютнее. Не нависал над всем телевизор, появились игровая зона для шашек и домино и даже «Стол именинника». Несколько смущала непривычная цветовая гамма (маловато революционного красного). Но сделано всё добротно, профессионально.
Доклад замполита в политотдел звучал как о завершении строительства Байкало-Амурской магистрали. Следующим шагом был приказ старшине, чтобы ни ногой до приезда НачПо в Ленкомнату, а телевизор пока поставить в проход казармы.
Ну да, это оказалось ненадолго. Недели через две-три НачПо с пропагандистом политотдела прибыли в подразделение. Открытие Ленкомнаты состоялось. Командир с замполитом цвели и пахли. Да и было от чего. Столько добрых слов в свой адрес они не слышали лет за пять службы. Сняты ранее наложенные взыскания с офицеров, добрая застольная речь, перспектива до горизонта. Приятно.
Уже у машины, прощаясь, старый пропагандист отозвал в сторонку замполита:
— Тебе ничего в оформлении Ленкомнаты не показалось странным?
— Да вроде всё хорошо, вон и НачПо сказал...
— Ты присмотрись, если окинуть взглядом всё помещение, перед тобой краски флага буржуазной Литвы.
— Да хрен (растение) с ним. Кто знает, как он выглядел, этот флаг? Ведь хорошо получилось. А бойцу мозги прочистим. Парень ведь неплохой, служит нормально.
— Не понимаешь...
Ну, дальше всё неинтересно. Видно, пропагандист поделился информацией с НачПо, за три часа дороги до бригады о чем не переговоришь. Уже назавтра в подразделении был «особист» бригады.
Радужные перспективы несколько померкли. Мозги, в основном, «чистили» замполиту, а затем и художника «депортировали» в управление бригады, где он до конца службы занимался оформлением клуба и Ленкомнат, но уже под идеологическим контролем.
Замполиту приказ:
Переделать!
Стали думать с назначенным «маляром», как бы поменять цвета, чтобы зелёный и жёлтый так в глаза не лезли. Оказалось, что если их смешивать, получается симпатичный синий. В общем, насаждали политику через цветопередачу как могли. Не Киса Воробьянинов из «Двеннадцати стульев», но так, чтоб далеко, так нет.
Единственным, кто выиграл от всей этой истории, был «особист» бригады. Года три после этого он на всех их закрытых собраниях выступал с лекциями и докладами о разоблачении национализма в колористическом творчестве некоторых солдат радиотехнической бригады.
А, нет, ещё и те снятые взыскания. Правда, потом другие дополнили послужной список, но это уже совсем другие истории.
===
В тему:
PS: Вспомнился по прочтении рассказа наш пропагандист 5-го гв. полка 2-й гв. ТА в ГСВГ гвардии майор Коля Ч... с позывным «Призрак коммунизма бродит по Европе».
Правда, таким зрением, как пропагандист в рассказе «Комсомольца» не обладал, зато нюх на спиртное был, что тебе собака у наркоконтроля...