Вы когда-нибудь задумывались, сколько привычных нам вкусняшек родом вовсе не с мирной кухни, а прямиком с армейских складов? Так получилось, что именно американская военная машина, помимо всего прочего, оказалась удивительно плодовитой на кулинарные открытия. Солдатам нужно сытно, долгохранимо и желательно вкусно — так родились технологии, которые потом завоевали наши сердца и холодильники. Откройте для себя семь продуктов, которые прошли путь от поля боя до нашего стола и стали настоящими героями гастрономического фронта.
Начнем с хрустящей классики — чипсов Cheetos. Их история неразрывно связана с армейской страстью к плавленому сыру. Еще в Первую мировую военные заказали у Kraft миллионы фунтов сыра. Позже, чтобы облегчить пайки, придумали сырный порошок. А после войны находчивые ребята из Frito-Lay смешали его с кукурузной мукой — так на свет появились эти ослепительно оранжевые, тающие во рту палочки, без которых теперь не мыслим ни один киносеанс.
А как насчет свежести в пакете? Готовые салатные миксы — тоже заслуга военных. В 50-е ВМС США экспериментировали с полиэтиленовыми пакетами, чтобы сохранить витамины в овощах. А уже в 60-х, благодаря сотрудничеству с Whirlpool, во Вьетнам поехали первые партии салата в модифицированной атмосфере. Это кажется чудом — хрустящий салат посреди джунглей!
К 80-м это чудо пришло в супермаркеты и изменило наши представления о быстрых и полезных перекусах.
Теперь вспомним тот самый волшебный запах из тостера по утрам. Хлеб, который долго не черствеет, — тоже армейский проект.
В поле боя свежая выпечка была роскошью, пока в 50-х ученые из Канзасского университета по военному заказу не нашли решение. Они использовали специальные ферменты, чтобы хлеб оставался мягким дольше. Эта же технология сегодня дарит нам булочки и батоны с полок магазинов, которые не превращаются в сухарь за день.
Перекусим чем-то сытным? Легендарный сэндвич McRib от McDonald’s обязан своим существованием военным мясным технологиям. Армии нужно было дешевое, компактное и вкусное мясо. Ученые в Натике в 60-х создали тот самый «искусственный бифштекс» — сочную, волокнистую массу, идеальную для формирования. Макдональдс увидел в этом золотую жилу и подарил миру культовый сэндвич с тем самым узнаваемым вкусом.
Что на десерт? Как насчет ярких драже M&M's? Их история особенная. Хотя их придумали гражданские предприниматели Марс и Мюрри, их первыми и главными поклонниками стали солдаты Второй мировой. Эти конфетки в сахарной глазури не таяли в жарком климате и стали сладким сокровищем в пайках. А после войны, когда ограничения сняли, они триумфально шествовали по стране, чтобы стать теми самыми «тают во рту, а не в руках».
Не забудем и про витаминный заряд. Замороженный концентрат апельсинового сока — ответ армии на угрозу цинги. В 1942 году был брошен клич: найти способ сохранить витамин С надолго. К 1945 году ученые Министерства сельского хозяйства справились, а компания Florida Foods, сменившая имя на Vacuum Foods, запустила знаменитый Minute Maid. Реклама с Бингом Кросби сделала свое дело, и замороженный сок стал символом здорового старта дня.
И под занавес — энергия в удобной упаковке. Предшественники современных энергетических батончиков родились в сотрудничестве армии и Hershey. Первые версии, вроде «Тропического шоколадного батончика», солдаты не жаловали, но технологии совершенствовались. Дальнейшие работы, уже с NASA, привели к созданию влажных, питательных батончиков. Эта идея была подхвачена производителями, и к середине 70-х на прилавках появились первые «энерджайзеры» для всех. Сами военные, кстати, выпустили свой батончик Hooah! уже в 90-х.
Вот так военные, решая свои суровые задачи, подарили миру целый набор вкусных, удобных и долгохранящихся продуктов. Эти изобретения прочно вошли в нашу жизнь, напоминая, что даже серьезные технологии могут иметь очень вкусный результат. Так что в следующий раз, хрустя Cheetos или заливая замороженный сок, вспомните с благодарностью этих неожиданных кулинарных гениев в армейской форме.