Российский боец Александр Гребнев в 2025 году провел только два поединка. При этом стал автором уникального достижения: он согласился на поединок против Черси Дудаева уже после того, как состоялось официальное взвешивание, по итогам которого стало понятно, что Руслан Колодко не сможет подраться с чеченским бойцом. Менее чем за сутки до начала турнира ACA 196 петербургский спортсмен приехал в Минск и дал конкурентный поединок Дудаеву.
В эксклюзивном интервью MMA.Metaratings.ru Гребнев:
- сопоставил UFC с Голливудом и Арнольдом Шварценеггером, а ACA с Джейсоном Стэтхемом.
- рассказал почему согласился выйти на кратчайшем уведомлении на бой;
- посетовал на невысокие гонорары в ведущих российских лигах;
- объяснил, почему именно ACA – вторая лига мира, а не PFL или ONE;
- объяснил, насколько Залимхан Юсупов достоин доверия;
- дал характеристику ACA, RCC и Fight Nights;
- назвал лучшего бойца и тренера в российских ММА.
«Попасть в UFC – как сняться в Голливуде с ДиКаприо»
– Александр, расскажите, каким для вас получился прошедший год?
– 2025 год обещал быть очень интересным. Получился на четыре с плюсом, учитывая последние событие. Без него получилось бы слабенько. Планы были грандиозные. Но мероприятия сорвались.
– Грандиозные планы звучит как «был в шаге от попадания в UFC».
«Попадание в UFC это как сыграть одном фильме с Леонардо ДиКаприо или Джеки Чаном в Голливуде. Даже побольше, потому что я поздно пришел в спорт. Идея стать профессиональным бойцом пришла неожиданно в 18 лет. Представьте – «и попасть в UFC». Даже оказаться в Dana White's Contender Series – сверхдостижение. Я хотел провести медийный бой, чтобы обо мне услышало больше людей. Меня и так многие знают, но не супер»
– Вам подходит фраза «широко известный в узких кругах».
– Именно.
«Вдохновился и принял бой с Дудаевым менее, чем за сутки»
– Расскажите, как развивалась история, когда вы уже после официального взвешивания вышли на замену вместо Руслана Колодко на бой с Черси Дудаевым.
– Амбициозный боец хочет достигнуть высоких позиций, драться в самом крутом промоушене. Максимальная цель – попасть в UFC, о чем я мечтал в 13 лет. Взрослая реальность показывает, что, скорее всего, с UFC не получится. Вторая мечта – ACA. По разным причинам меня в нее не брали. У меня есть уровень, но его недостаточно для второй лиги мира, если изучить мой рекорд. Именно ACA – вторая лига мира. PFL, ONE или LFA конкурировать с ACA тем более не могут, что видно из боев в России Рауша Манфио, Лэнса Палмера или Рэя Купера. Здесь самые жесткие типы.
Осенью у меня сорвалось два поединка. Получается, что за год я подрался один раз. И следующий турнир только в конце января. Причем не факт, что меня туда позвали бы. На пятничном спарринге мы с Олегом Дадоновым обсуждали минский турнир ACA: три боя в моем весе. Думаю: «Прикольно, если кто-то травмируется».
– Обезоруживающая доброжелательность.
– Ни в коем случае никому не желаю проблем со здоровьем. Думаю, вы понимаете. С утра в субботу еду на работу. Мне приходит сообщение: «Хочешь выскочить против Черси?» Посидел. Прикольно, конечно, но взвешивание уже прошло. Сделать поединок практически нереально. Ладно бы турнир в Питере и пониже уровнем. Профессионализм одна из основ ACA. И так кого-то выставлять…
«Закончил работу днем, и пришло вдохновение. Что-то из космического, эзотерического и ментального. Вдруг получится? Я знаю, что Дудаев проигрывал нынешнему чемпиону Жакшылыку Мырзабекову, бывшему чемпиону Виталию Слипенко и Нодару Кудухашвили. Все. И мой внутренний диалог. Ты готов? Конечно, без вопросов!»
Менеджер уже что-то обсуждал с Асланбеком Бадаевым, и сказал, сейчас предложит ему такой вариант. Через 20 минут приходит ответ: «Они заинтересовались». Обсудили условия, я записал видео, где весы показали 91 кг. Дальше: документы, секунданты, трансфер в Минск.
– Стоило того?
– 100%. Я выходил победить и верил, что срублю его. Пошатнул, но не получилось. Решением Дудаева без лагеря и разбора победить нереально. Нужно доминировать в ударке как Виталий Слипенко. Для этого нужен функционал, а у меня такой формы не было. В районе 60% от моего пика.
«Главным для меня было не победить, а чтобы меня подписали. Я же сам предложил свои услуги, а не они попросили меня. Нужно было лечь костьми, чтобы меня взяли. Нокаут не оставил бы вопросов. Я прекрасно понимаю бизнес. Себе бы поставил «четыре с плюсом». Печально, что проиграл. Но главное, что Бадаев сказал, что мне точно дадут еще один бой»
«Хочу, чтобы меня запоминали после боев»
– Готовитесь кого-то порвать в апреле?
– По любому. Этот бой мне нужно выигрывать. Но скучная победа не гарантирует подписания. Тем интереснее. Это меня заряжает.
– Сам такой выход на поединок – это что-то из рекордов для книги Гиннесса?
– Про Гиннесса сказано громко, но я бы хотел, чтобы такой момент отметили. Это историческая движуха, хоть и не в глобальном масштабе. Если что-то подобное происходило, вышедших на замену переезжали и нокаутировали. У нас был бой кость в кость. Я проиграл, но нанес больше ущерба, учитывая нокдаун.
Была еще одна история. С Алексеем Махно. Мы с моим менеджером Имамом Магомедовым хотели что-то придумать. Он такой же креативный отморозок, как я, за что люблю его. В итоге я предложил Махно, что проигравший после боя возьмет интервью у победителя. Очень тяжело, когда проиграл, вытащить из себя признание и найти слова для человека, победившего тебя. Знаю на своей шкуре. В итоге я брал интервью.
Был и третий вариант: отбиться и «пореферить». Но мне не разрешили, сказали, что это непрофессионально. Возвращаясь к вопросу, я хотел, чтобы меня как минимум запомнили.
«Залик отказался от боя из-за болезни, а потом запросил больше денег»
– Почему не состоялся ваш бой с Залимханом Юсуповым в NWPA?
– Спустя пару месяцев, прихожу к выводу, что «бой не состоялся к моему счастью». Состоялся бы поединок с Юсуповым, у меня не было бы простоя. Тогда не подписался на встречу с Черси, а ведь бой в ACA для меня важнее.
«Меня много раз спрашивали, почему я не иду в поп-ММА при своем хорошем спортивном уровне и умению креативить. Делаю я это культурно-воспитанно, но прикольно. Другим бойцам не хватает мышления и оригинальности обойтись без оскорблений. Безнравственно и некультурно. Перешел грань, это должно закончиться не боем по ММА, а решиться более жесткими методами»
Про Юсупова. Я не хотел в поп-ММА. Не воспринимаю как спорт. Но другого боя на горизонте нет, не понимаю, куда мне и как… Окей, возможно, смогу забрать его медийку. Либо за мной начнут следить люди, желавшие увидеть, как Юсупову дадут по башке. Интерес перед поединком был максимально большой. Я рассчитывал на плоды. Но встреча не состоялась.
– Почему?
– Потому что Залик есть Залик. Если коротко. Он заболел, его отвезли в больницу. Он сообщил лиге. Лига отменила бой и сообщила мне. Все обрубили. На следующий день он захотел драться. Просил больше денег. Лига отказала. Он еще приехал на взвешивание, встал на весы.
– Какой замечательный и надежный человек. Так и хочется дать ему денег в долг.
– Нет, не стоит (смеется). На тот момент мне было совсем не смешно. Я готовился к бою четыре месяца. На сборы кучу денег потратил. 12-13 лет тружусь и выступаю, а определенного признания нет: я выше 50 места в рейтинге не поднимался. Проигрывал самые важные бои. Пусть близко и забирал раунды. Мне дали три бонуса в Fight Nights.
«Когда обсуждали бои в лигах, я называл обычные цифры, чтобы отбить лагерь, закрыть процент менеджеру и мне самому осталось на месяц жизни. Отвечают: «Много». Как, в смысле? Дерусь и побеждаю, бои нормально собирают просмотры. Я чего только не делал, чтобы выйти на уровень заработка в боях, а мне говорят «нет, не получится». Понятно, что и организация хочет сбить цену, но должно быть и адекватное отношение к человеку, прошедшему путь»
Мне же драться осталось лет пять в лучшем случае. Сидишь дома. В кошельке 5000 рублей: «Блин, ребята. Почему? Зачем? Как?» И я верил, что победа над Юсуповым даст мне этот статус. Я бы не запросил космические гонорары, но рассчитывал, что мне будут готовы платить адекватные деньги.
«Мой выбор – «Мага Исмаилов стайл»
– Оцените коллаж, на котором ваше лицо приклеили к телу Горо.
– Вообще нереальное ощущение. Кайфанул. Настолько четко попали! Мне нравится, какая у меня там бицуха. Не могу назвать себя фанатом этого героя. Я играл за положительных персонажей в Mortal Kombat, но идея максимально классная.
– Захотели отрастить себе косичку на головке и две новые руки в районе ребер?
«По поводу двух рук – сомнительно. Косичка? Знаете, сколько я думал, чтобы сделать что-то подобное? Причесон в стиле Иржи Прохазки. Хотел отрастить щетину и перевязать волосы, как у Рагнара Лодброка. Даже без прически будет прикольно. Но борода не растет, а волосы на голове потеют во время боя, мешают. Поэтому мой выбор – «Мага Исмаилов стайл». Если же борода увеличится в объемах, сделаю себе что-то такое»
«Где я, а где Камил Гаджиев?»
– Поскольку вы уже подрались в ACA, RCC и Fight Nights, назовите их фишки, и охарактеризуйте свои отношения с руководителями.
– Начнем с Камила Абдулрашидовича Гаджиева. Максимально прагматичный, очень образованный и понимающий бизнес человек. К сожалению, он больше смотрит на ММА как на медийный бизнес. Понимаю, как он делает свой продукт. Два-три боя, а вокруг ребята, которые чуть ли не сами заплатят.
Мне посчастливилось биться у него шесть раз, и я благодарен ему. Ничего плохого. Где я, а где Камил Гаджиев, удерживающий промоушен на ходу 20 лет? В нашей-то стране! Надо иметь большой запас моральных сил, знаний и терпения. Но структура медийного бизнеса Fight Nights никогда не поменяется. Она ушла от спорта. Сейчас есть чемпион, но будто он нужен для придания статуса.
– В Гран-при Fight Nights пойдете?
– Скорее нет, чем да. Моя цель – ACA. Зайдя в Гран-при, маленький шанс попасть в ACA, станет меньше. Сами понимаете, какая вероятность мой победы в Гран-при и потом попадания в ACA (смеется). Вряд ли. Но все зависит от предложений. Скорее, нет.
– RCC.
– Очень высокий уровень. Большой разницы с ACA не почувствовал. Хотя в ACA был менее суток. Все максимально четко расписано. Тебя забрали в гостиницу, накормили, довезли. Не к чему докопаться.
Но есть момент. RCC – организация вокруг клуба «Архангел Михаил». Они на него ориентированы. Они только-только приходят к пониманию рейтингов, чемпионов и поясов. Раньше было: турнир чуть меньше, турнир чуть больше. После первого боя в RCC я понимал, что в следующий раз буду драться против Ильяса Хамзина, Александра Васильева, Темирхана Темирханова или Бориса Медведева.
«RCC – суперкрасиво сделанная домашняя лига высокого уровня. Картинка вообще бомба. Надеюсь, еще раз залететь туда»
«Меня расстраивает, что бойцов ACA мало знают»
– ACA.
– Это российский UFC. Элитный уровень атлетов. Амбициозный спортсмен без железного контракта с UFC должен заходить в ACA. Там можно биться и зарабатывать. Шаг за шагом там можно добиться успехов в спорте.
Меня разочаровывает, что заходишь посмотреть бои ACA, и поединок Ислама Омарова с Джихадом Юнусовым собирает в десять раз меньше просмотров, чем Залимхан Юсупов с условным «Пулеметчиком». Суть в том, что там просто монстры дерутся. Я это на себе почувствовал. Такого серьезного уровня бойцы, а их, грубо говоря, никто не знает.
«Меня спрашивают: «А с кем ты в ACA дрался?» Говорю, что с Черси Дудаевым. «А это кто?» Это пятый номер рейтинга! У него 17 побед и три поражения. И его не знают. Альберта Туменова мало кто знает, хотя он в UFC зажигал. Меня это очень расстраивает. Хочется, чтобы больше людей знали сильнейших людей российских ММА. Но такова реальность»
– Хочу вернуться к началу разговора. UFC – это сняться с Джеки Чаном и так далее, а ACA – это сняться в одном фильме с кем?
– Что-то на уровне сняться с Джейсоном Стэтхемом или Томом Харди. Рядом.
– Да, чувствуется, что у них большая известность есть, но Арнольд Шварценеггер – другая реальность.
– Да. Шварц, Джеки Чан, Сильвестр Сталлоне – это где-то в стратосфере. Но мы не можем сравнивать актерские навыки Арнольда и Тома Харди. Харди – потрясающий великолепный актер с харизмой. Шварценеггер крут, но актерское мастерство у него не суперважное. Зато он был первопроходцем среди героев боевиков.
– У Харди не было своего «Терминатора», прославившего его на весь мир.
– Да. У него своя харизма и свои роли. Как он сыграл в «Острых козырьках». Это лучшее что там было!
«Ян чуть-чуть выше Махачева»
– Кто лучший российский боец 2025 года?
– Доминируют два человека.
– Вадим Немков в дуэт не входит.
«К сожалению для него – нет, хотя, думаю, ему все равно. Давайте скажем, что Петр Ян лучше на один процент. Махачев всегда был на пике в UFC, а у Пети был определенный провал по оппозиции, уровню и психологии. И крутейшее возвращение чуть-чуть выше его поднимает над Исламом. Это ближе к фантастике по сравнению со стабильной доминацией Махачева»
– Был ли боец, который в этом году стал для вас открытием?
– Мне понравился Лерон Мерфи. Из россиян Дима Климов молодец. Я вообще не ставил на него в бою с Тимуром Нагибиным. С кем дрался Климов, а с кем Нагибин. И потом смотришь – нифига себя. Давай посмотрим дальше. Кто там был?
– Мири Садыгов и Василий Козлов.
– Первого я плохо знаю. Васю же знаю лично. Мы с ним тренировались. Козлов очень сильный, талантливый и крепкий. Он проигрывает из-за психологии, а не из-за уровня. Бам! Смотришь, Климов победил его легко. Вася доставил проблем, но победа Климова была доминирующая. Особенно во второй половине. Можно еще отметить Саню Грозина, сделавшего лютый камбэк. Парень выступает красиво и интересно. То, как он разобрал Фелипе Фроеса – об этом должны говорить и это должны отмечать.
«Нравится связка Яна и Кайрата»
– В нашем голосовании лучшими тренерами я назвал Армена Гуляна, Кайрата Нурмаганбетова и Мурада Бичуева. Никто из них не попал даже в топ-3. Кто тренер года для вас?
– Айдар Сафин.
– Звучит совершенно непредвзято.
– Ладно, пусть улыбнется. Если говорить про других. Никто их тех трех не попал в топ? Кто там тогда вообще?!
– Тогда назову в произвольном порядке. Гор Азизян, Хабиб Нурмагомедов, Федор Емельяненко. Они в тройке.
– Как хочется «навалить» про Гора (смеется). Не буду раздувать. Не такой у меня вес. Вот наберу и обсудим. Ладно, мнение общественности. Хабиб одной своей карьерой сделал огромный вклад, и делает вклад каждый год. Наверное, он больше тренер Махачева, чем Хавьер Мендес. Допустим. То, что творит Ислам – просто очень круто. А третий?
– Федор Емельяненко: титул PFL Вадима Немкова, победа в Гран-при Олега Попова и хорошие бои Валентина Молдавского.
– Да. Здесь тоже есть имена, что сложно что-то возразить. Но я соглашусь с вашим рейтингом. 100% внес бы Гуляна. Армен показал свой уровень в этом году максимально эффективно, и как будто вообще везде. Мурад Бичуев как обычно в топе. Воспитанный и крутой мужик.
И Кайрат, тоже понятно. Пусть это будет риторический вопрос, но мне интересно, смог ли бы Петя выступить еще лучше, если бы Нурмаганбетов был в его углу. Их связка мне нравится: как Кайрат доносит информацию и как Ян его слышит.
Уайлдер: я шокирую весь мир и встряхну как следует
Фейбер: Топурия может стать первым тройным чемпионом UFC
Джошуа извинился перед матерью Пола за перелом челюсти сына
Стерлинг обратился к топ-бойцам полулегкого веса UFC: я готов к любому из вас, лузеры