Привет, киноманы!
Бакур Бакурадзе - совсем не мейнстримный режиссер и не медийная персона кинематографа. Что уже делает его фильмы исключительными и особенными. «С порога» понимаешь, что садишься за просмотр нетипичного для проката и стримингов кино. Все же хочется не просто поставить галочку, что приобщился к андеграунду, а найти в почерке автора милое сердцу зерно и обогатить личную насмотренность киномана. Конечно же, не рвать глотку, как все плохо в российском прокате, а знать авторов, которые не плывут по течению, не стараются попасть в струю и снимают как будто личные истории или документальную хронику наблюдений за чьей-то жизнью.
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП 6.7
Сюжет строится вокруг двух старых приятелей. Один герой живет в Москве, другой в Тбилиси. Они не виделись 30 лет, но нашли друг друга в соцсетях. У них абсолютно разные статусы в обществе, образы жизни и материальное положение. Но единственное, что их связывает, - это детские воспоминания. Благодаря переписке в сетях, они начинают помогать и поддерживать друг друга.
Бакурадзе не пишет летопись жизни двух героев, не воссоздает доподлинно историю их дружбы и не пересказывает события, когда их дороги разошлись. Он записывает будни на пленку - рутинное существование изо дня в день, в котором периодически что-то происходит. Но эти события настолько не примечательны в масштабе района, города и страны, даже одного человека, что кажутся случайными на съемочной площадке. Медитативное повествование напоминает наступление зимы и погружение в спячку, когда уровень света внутри помещения чуть ярче, чем на улице. А на улице светлее может быть только, если выпадет белый, пушистый снег. Ни того, ни другого мы здесь не увидим.
Город на экране похож на ноябрьский Питер, когда небо заволакивает непробиваемое, хотя бы скудным лучом света, серое полотно, из которого сыплет мерзкий дождь или мелкий снег, или все сразу. А внизу тонут в рыхлом снеге, превращающимся в слякоть под ногами и грязные лужи на обочинах тротуаров, безликие стены домов. Мрачнее и депрессивнее периода не придумаешь! Оператор Алишер Хамидходжаев так натуралистично воссоздает атмосферу на экране, что тебя пробирает дрожь от сырости и влажности. Неуютность погоды на улице усиливается застойной энергетикой в квартире одного из героев.
С первых же кадров в глаза бросаются грязные, мутные окна. Заставленная вещами квартира передает неприятную и неуютную энергетику комнат. Здесь царит неухоженность, заброшенность, запущенность. Мужчина в грязной, порванной, старой одежде не вызывает симпатии, наоборот, некое отторжение и даже чувство брезгливости. До момента, когда мы узнаем некоторые факты такого падения. Ощущение холода, промозглости и сырости сохраняется и дома за счёт подернутых снежным налетом окон и одетых в верхнюю одежду мужчин. Даже запах затхлости, спертости и псины ощущается с экрана.
При этом, камера специально снимает героя с неприглядных ракурсов в реальном времени и образе - никакой постановки, думаешь ты. Все по-настоящему, без репетиций и подготовки. Но эта реальность сменяется по-своему живописным пейзажем за окном. Падает снег. По узким улочкам города, заставленным по бокам машинами и подпираемым сугробами снега, едет машина. Мы видим только взгляд камеры из заднего окна авто на то, что остается позади. Это напоминает обратную съемку. Или уплывающий взгляд в прошлое. Или фиксацию течения времени: пока ты думаешь, что смотришь вперед, ты забываешь, что может остаться позади!
А серые оттенки зимнего города, дворов, улочек и заброшенного жилья одного из героев все погружаются во тьму. Приглушенный свет мешает разглядеть что-то конкретное на экране: какие-то стулья, кровати, лестницы, стены… Зато ты начинаешь прислушиваться к мыслям и речам героя.
«Город на город, район на район больше не похожи. Ни одного знакомого, нет хороших парней на улице» - звучит закадровый голос.
В голове балабановщина: «город - страшная сила»!
Размышления о круговороте природы и устройстве мира: кто за кем рождается и кто за кем умирает, а затем снова рождается напоминает откровенный и честный разговор с Богом. Мысли о будничном и ясном, как белый день (в этом случае, как темный), но в то же время о риторическом и даже глобальном, если оторваться от масштаба одного маленького человека.
Так и выходит: на экране повесть человека или даже небольшой рассказ, герой которого напоминает о связи людей спустя десятилетия через современные способы связи, но олицетворяет бездну одиночества, в которой мы все оказались.
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.