Найти в Дзене
КиноМария

Авторское-фестивальное: «Снег в моем дворе» (2024), Россия

Привет, киноманы!
Бакур Бакурадзе - совсем не мейнстримный режиссер и не медийная персона кинематографа. Что уже делает его фильмы исключительными и особенными. «С порога» понимаешь, что садишься за просмотр нетипичного для проката и стримингов кино. Все же хочется не просто поставить галочку, что приобщился к андеграунду, а найти в почерке автора милое сердцу зерно и обогатить личную

Привет, киноманы!

Бакур Бакурадзе - совсем не мейнстримный режиссер и не медийная персона кинематографа. Что уже делает его фильмы исключительными и особенными. «С порога» понимаешь, что садишься за просмотр нетипичного для проката и стримингов кино. Все же хочется не просто поставить галочку, что приобщился к андеграунду, а найти в почерке автора милое сердцу зерно и обогатить личную насмотренность киномана. Конечно же, не рвать глотку, как все плохо в российском прокате, а знать авторов, которые не плывут по течению, не стараются попасть в струю и снимают как будто личные истории или документальную хронику наблюдений за чьей-то жизнью.

Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск
  • Моя оценка на КП 5/10
  • Рейтинг КП 6.7

Сюжет строится вокруг двух старых приятелей. Один герой живет в Москве, другой в Тбилиси. Они не виделись 30 лет, но нашли друг друга в соцсетях. У них абсолютно разные статусы в обществе, образы жизни и материальное положение. Но единственное, что их связывает, - это детские воспоминания. Благодаря переписке в сетях, они начинают помогать и поддерживать друг друга.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Бакурадзе не пишет летопись жизни двух героев, не воссоздает доподлинно историю их дружбы и не пересказывает события, когда их дороги разошлись. Он записывает будни на пленку - рутинное существование изо дня в день, в котором периодически что-то происходит. Но эти события настолько не примечательны в масштабе района, города и страны, даже одного человека, что кажутся случайными на съемочной площадке. Медитативное повествование напоминает наступление зимы и погружение в спячку, когда уровень света внутри помещения чуть ярче, чем на улице. А на улице светлее может быть только, если выпадет белый, пушистый снег. Ни того, ни другого мы здесь не увидим.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Город на экране похож на ноябрьский Питер, когда небо заволакивает непробиваемое, хотя бы скудным лучом света, серое полотно, из которого сыплет мерзкий дождь или мелкий снег, или все сразу. А внизу тонут в рыхлом снеге, превращающимся в слякоть под ногами и грязные лужи на обочинах тротуаров, безликие стены домов. Мрачнее и депрессивнее периода не придумаешь! Оператор Алишер Хамидходжаев так натуралистично воссоздает атмосферу на экране, что тебя пробирает дрожь от сырости и влажности. Неуютность погоды на улице усиливается застойной энергетикой в квартире одного из героев.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

С первых же кадров в глаза бросаются грязные, мутные окна. Заставленная вещами квартира передает неприятную и неуютную энергетику комнат. Здесь царит неухоженность, заброшенность, запущенность. Мужчина в грязной, порванной, старой одежде не вызывает симпатии, наоборот, некое отторжение и даже чувство брезгливости. До момента, когда мы узнаем некоторые факты такого падения. Ощущение холода, промозглости и сырости сохраняется и дома за счёт подернутых снежным налетом окон и одетых в верхнюю одежду мужчин. Даже запах затхлости, спертости и псины ощущается с экрана.

При этом, камера специально снимает героя с неприглядных ракурсов в реальном времени и образе - никакой постановки, думаешь ты. Все по-настоящему, без репетиций и подготовки. Но эта реальность сменяется по-своему живописным пейзажем за окном. Падает снег. По узким улочкам города, заставленным по бокам машинами и подпираемым сугробами снега, едет машина. Мы видим только взгляд камеры из заднего окна авто на то, что остается позади. Это напоминает обратную съемку. Или уплывающий взгляд в прошлое. Или фиксацию течения времени: пока ты думаешь, что смотришь вперед, ты забываешь, что может остаться позади!

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

А серые оттенки зимнего города, дворов, улочек и заброшенного жилья одного из героев все погружаются во тьму. Приглушенный свет мешает разглядеть что-то конкретное на экране: какие-то стулья, кровати, лестницы, стены… Зато ты начинаешь прислушиваться к мыслям и речам героя.

«Город на город, район на район больше не похожи. Ни одного знакомого, нет хороших парней на улице» - звучит закадровый голос.

В голове балабановщина: «город - страшная сила»!

Размышления о круговороте природы и устройстве мира: кто за кем рождается и кто за кем умирает, а затем снова рождается напоминает откровенный и честный разговор с Богом. Мысли о будничном и ясном, как белый день (в этом случае, как темный), но в то же время о риторическом и даже глобальном, если оторваться от масштаба одного маленького человека.

Так и выходит: на экране повесть человека или даже небольшой рассказ, герой которого напоминает о связи людей спустя десятилетия через современные способы связи, но олицетворяет бездну одиночества, в которой мы все оказались.

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.