С Юлей Кемеж я познакомилась на выставке в Москве, мы тогда привезли работы учеников из Геленджика, где тоже участвовали в выставке. Насыщенный был год. Юля на тот момент уже училась у нас в Витражной школе, но наше общение было только онлайн.
Яркая, нарядная, сияющая, кудрявая Юля долго сидела с нами на выставочной локации. Мы щебетали обо всём, обо всём витражном... В этот день я узнала, что Юля врач-рентгенолог. Удивительно, но к нам часто приходят учиться врачи и экономисты.
Через несколько лет я беру у Юли интервью, ей есть чем поделиться.
Оля: — Юля, расскажи, что повлияло на решение пройти обучение? Чем тебя привлекли витражи?
Юля: — Первые впечатления и вообще знание и представление о витражах у меня появились с возможностью выезжать в Европу и посещать католические соборы и храмы в начале 90-х. Но тогда казалось, что это давно забытая старина и просто древние архитектурные и художественные решения и отражение того, старого времени. Конечно, казалось тогда, что их делали какие то небожители и, естественно, даже не возникало мысли о возможности самой прикоснуться к этому. Да и в 90-е у нас не слышно было о витражах. В метро в Москве конечно их видели, но, совсем не связывали с теми витражами, и как о витражах о них и не задумывались. Фамилия Тиффани у меня вызывала ассоциацию только с ювелирными украшениями. Гораздо позднее не могу вспомнить когда и где услышала про лампы Тиффани. И вот тогда где то глубоко внутри зародилась такая мечта: иметь эти цветные собранные в узор стекла да еще и с такой фамилией. Но это все равно было очень давно и мечта эта жила у меня глубоко и тихо пока не случился ковид... и вот, сидя на ночном дежурстве в ковидном центре, в ожидании очередного пациента, листая инстаграм, вижу приглашение на он лайн годичное обучение в витражной школе Ольги Варфоломеевой на курс Витражист. Я, человек, разумный и не принимающий спонтанных решений, через три минуты уже записалась и оплатила первый взнос, потому что обучение начиналось уже вот вот.... Это был однозначно знак свыше, Божий промысел. И так я стала студенткой онлайн обучения в Школе Витража. И моя мечта, жившая и дремавшая много лет, наконец-то осуществилась. Я знала, что теперь у меня точно будет лампа Тиффани.
Учиться было безумно интересно, все было вновь, стеклорез никогда до этого не держала, и был ужасный страх перед стеклом. Оно не ломалось, было непослушным (а сейчас, как пошутила Света Дунаева, ломаем его в руках, как шоколадку). Но постепенно страх проходил, тот волшебный звук потрескивания стекла под стеклорезом все чаще и чаще звучал и стекло становилось послушным.
Оля: — Как изменилось твоё восприятие стекла после прохождения курса?
Юля: — С каким мы стеклом обычно сталкиваемся в жизни? В основном, конечно с оконным, ну или дверным.... И когда я первый раз приехала в витражный магазин и увидела то количество совершенно невероятных по красоте и цветовой палитре стекол поняла, что моя жизнь теперь заиграет совсем другими красками... Так и случилось. Теперь я вижу все стекла, встречающиеся мне на пути и совершенно по другому их воспринимаю. Вижу всю красоту, глубину стекла и понимаю труд вложенный в производство этого стекла и этого изделия. Но, безусловно, цветное стекло, очень украшает нашу жизнь, а для меня оно привнесло и новый смысл в жизнь, возможность реализовать свое творческое начало и получать от этого удовольствие.
Оля: — Поделись моментом создания первой витражной работы.
Юля: — Мой первый витраж. Восторг неописуемый … пусть кривой, швы огромные, но он получился и до сих пор у меня стоит перед глазами в мастерской.
Потом по плану обучения была наконец-то моя мечта, первая лампа. Было лето и мастерской у меня не было еще, поэтому я работала в гараже (очень этим привлекая внимание членов гаражного кооператива )
Конечно, первую лампу было очень тяжело собирать, еще и ограничение в количестве стекла, ведь это первая закупка, мало ли что? Вдруг не пойдет, а удовольствие не дешевое. Поэтому старалась очень аккуратно (как это тогда еще было возможно по неопытности криво и косо), потом обточка и подгонка на шлифмашине, тоже опыта мало, нет понимания, где подточить, чтобы деталь села, поэтому точила, как понимала, и конечно, результат был далек от совершенства, но она родилась и стала первым моим ребенком и она до сих пор у меня живет и радует меня. И когда через нее прошли первые лучи солнца и появились цветные блики на столе, моему счастью, казалось, не было предела! Да, она моя, она у меня эта долгожданная и давно желанная лампа Тиффани!
Оля: — Что ты узнала о себе как о мастере через практику витражей тиффани?
Юля: — Одним из заданий курса было изготовление плафона-полусферы по собственному эскизу... Это был еще тот квест. Во первых нарисовать рисунок и перенести его на полусферу, казалось было невероятно сложным делом, это на самом деле так. Нарисовать на плоскости, а потом отрисовать то же самое в объеме - искажений не избежать... Я очень долго мучалась. Выбрала сложную тему: аквариум с рыбами и растениями, много разных деталей, большой размер, все детали разные, без повторений... Тогда я себе сказала, что это первая и последняя моя лампа по собственному эскизу, больше никогда... я тогда еще не знала, что именно лампы меня так затянут и не отпустят и что я сделаю их много и все по собственным эскизам... вот еще одно подтверждение народной мудрости: никогда не говори никогда.
Когда я ее заканчивала, я плакала в прямом смысле, писала слезные сообщения Оле , что я выбрала себе непосильное задание, я с ним не справляюсь, я устала и больше не могу , у меня не было ни кожи ни ногтей на пальцах, но желание увидеть что в результате моих мучений получилось, было сильнее всех остальных моих чувств. В результате она бала закончена фантастическая и я считаю, самая красивая из всех, что я потом сделала. Мне кажется это было какое то ведение меня свыше, чтобы я это осилила и поверила в себя. Так и случилось. Оля меня очень поддержала, похвалила, и это добавило мне сил и уверенности в себе. И конечно, эта лампа стала самой моей любимой работой на курсе обучения и вообще. В процессе обучения я поняла, что я могу делать такую работу, она мне нравится, и это тебе не просто кисточкой за пять минут нарисовать, а это создание действительно уникальных изделий, которые еще и работают, создают уют и украшают нашу жизнь. Были еще работы на курсе, и после этой лампы они уже не казались такими невыполнимыми.
Оля: — Юля, я знаю, что ты сделала несколько десятков ламп, что тобой движет? Четыре года назад Русская Академия Ремёсел присвоила тебе третий разряд витражиста, за этот период ты сделала столько ламп, сколько за всю жизнь не сделал ни один мой знакомый витражист.
Юля: — И вот обучение закончилось, диплом получен, самостоятельное плавание началось, и не просто, а оно помчалось, понеслось... мне хотелось, чтобы теперь все мои друзья и родные и как можно скорее, получили витражи и лампы. С витражами сложнее, для них нужно место, желание того, кому хочешь это сделать, понимание стилистики места. А лампа украсит любой интерьер и будет работать уютным осветительным прибором. И я начала делать лампы на дни рождения всем своим друзьям и подругам . Темы были разные, кто что хотел, например котиков или что-то эротическое, кому море, кому банк Лего, кому цветочки хотелось...и даже балет, а для кого-то делала на собственное усмотрение…
Что движет мной, делать быстрее и больше -это желание увидеть конечный результат. Потому что на этапе сборки ты не понимаешь как она будет смотреться на просвет, когда вспыхнет в ней лампочка и рисунок заиграет другими цветами. И, как правило, результат всегда превосходит ожидания. За это я обожаю этот процесс...
Оля: — Какой был самый сложный проект?
Юля: — Никогда не забуду цилиндрическую лампу. Самое сложное, что мне пришлось делать для воплощения своих идей, молировать все детали для создания необходимого радиуса для цилиндра. Но я ей горжусь. Это была какая то борьба, бой с тенью, в котором я победила, для победы я делала специальную глиняную форму, на которой молировала в печи для фьюзинга все детали.
Моя жизнь кардинально изменилась с приобретением печки для фьюзинга. Я стала экспериментировать со спеканием стекла, прошла курс обучения по фьюзингу и начала уже делать детали для ламп и просто изделия с применением этой методики обработки стекла.
Первые мои эксперименты были посвящены новогодним игрушкам, для них я тоже делала формочки из глины и выпекала в них заготовки, которые потом подгоняла и делала игрушки.
Оля: — Какой проект самый интересный в исполнении?
Юля: — Моя самая интересная лампа была лампа, которую я назвала букет цветов. И получилась она у меня спонтанно из удавшихся экспериментов с цветами. То есть в прямом смысле слепила из того, что было.
И в итоге получилась вот такая красотка. И я ее подарила Оксане Нуруллаевой, а она сделала ей это замечательное керамическое основание. Вот такая коллаборация у нас получилась .
В итоге у меня сейчас 32 готовые лампы и три в проекте. Последняя мини торшер себе на новый год на тему моря и лета.
Оля: — Что ты бы посоветовала новичкам перед стартом курса по витражам и лампам Тиффани?
Юля: — Что посоветовать новичкам, которые желают освоить эту технику: не бояться и верить , что все получится. Ничего невозможного нет. Было бы желание! Ну и конечно не опускать руки и все время двигаться вперед.
Оля: — Может сложиться впечатление, что ты 24/7 паяешь лампы. Я знаю что это не так. Ты врач, у тебя смены, командировки. Расскажи как ты совмещаешь основное место работы, заботы о семье, о котах и цветное стекло?
Юля: — Как только у меня появляется минутка я бегу в мастерскую, я просто там кайфую. Меня все об этом спрашивают, просто наверное я все делаю быстро, на диване валяюсь редко, наверное по принципу поговорки, чуть ее перефразируя: хочешь все успевать — умей вертеться!
Оля: — Юля, спасибо тебе большое за открытость, очень горжусь тем, что свой путь витражиста ты начала в нашей Школе. Всегда рада твоим новым работам, интересно наблюдать твой творческий путь!