Павла Герасимовича Лисициана (1911–2004) называли «королём баритонов», одним из величайших лирических баритонов не только среди знаменитых певцов «золотого века» Большого театра (1930-х –1960-х гг.), но и за весь период существования главного театра страны.
Супруга Павла Герасимовича, Дагмара Александровна, тоже родилась в музыкальной семье. Её младшая сестра — народная артистка СССР Зара Александровна Долуханова, «волшебная Зара Долуханова» — ярчайшая творческая индивидуальность в созвездии музыкальной династии Лисициан — Долуханова. Известный певец, музыкальный педагог, музыковед и биограф Павла Лисициана и Зары Долухановой С.Б. Яковенко и другие музыкальные критики назвали Зару Долуханову «Полиной Виардо XX века», обладавшей редким по выразительности и чистоте колоратурным меццо-сопрано.
Выдающаяся советская, российская и армянская камерная певица, Народная артистка СССР (1990), Лауреат Сталинской премии II степени (1951) и Ленинской премии (1966) Зара Александровна Долуханова (настоящее имя: Заруи Агасьевна Маркарьян [Маркарян], в первом браке с советским композитором Александром Долуханяном [Долуханян]; 1918–2007). оказала большое влияние на формирование исполнительского искусства младшего поколения династии, знаменитых певцов и музыкальных педагогов Рубена, Карины и Рузанны Лисициан.
Трое детей Павла Герасимовича Лисициана пошли по стопам отца и стали знаменитыми певцами и музыкальными педагогами: Карина Лисициан (1938) и близнецы Рубен и Рузанна Лисициан (1945). Старший сын Герасим Лисициан (1943) посвятил себя актёрской профессии и режиссуре, а также литературе и журналистике.
О Павле Лисициане с восторгом и восхищением отзывались не только певцы, его знаменитые коллеги по оперной сцене (Марио дель Монако, Сергей Лемешев, Елизавета Шумская, Елена Образцова, Ирина Архипова, Димитр Узунов, Иван Петров, Борис Штоколов), но и прославленные оперные дирижёры, режиссёры, композиторы. Приведём восторженный отзыв гастролировавшего в Советском Союзе в конце 1950-х годов выдающегося итальянского оперного певца XX века — драматического тенора театра Ла Скала Марио дель Монако (1915–1982) об исполнительском мастерстве своего партнера — Павла Герасимовича Лисициана в одной из его «коронных» ролей — тореадора Эскамильо в знаменитом спектакле «Кармен» (1959) на сцене Большого театра:
«Павел Лисициан обладал голосом редкой красоты. Такого певца нечасто встретишь на оперной сцене. Он создал образ Тореадора таким, каким его написал Ж. Бизе, — элегантным по-испански. Артист — властелин на сцене во всём, что он делает».
Павел Герасимович Лисициан родился 6 ноября (24 октября по ст. ст.) во Владикавказе Терской области Российской империи. В официальных биографиях советского времени и позднее писали, что он из семьи бурового мастера. Однако во время стремления к исторической справедливости и возвращения вычеркнутых из истории личностей, событий и фактов в истории страны и тесно связанной с ней истории семей выдающихся деятелей искусства и культуры, оказавших влияние на ход истории, появились другие сведения, что отец Павла Герасимовича был предпринимателем-фабрикантом, владевшим вместе с братом Иваном первой кавказской электромеханической гильзовой фабрикой «Дарьял» и табачной фабрикой, расположенными на Тарской улице во Владикавказе. Обратим внимание на очень интересный факт, что по отцу Павел Лисициан состоял в родстве с Евгением Вахтанговым, так как Герасим и Иван Лисицианы являлись родственниками владельца табачной фабрики во Владикавказе (на ул. Евдокимовской) Багратиона Вахтангова, отца знаменитого режиссёра.
Есть также сведения со ссылкой на подготовленную сыном Павла Лисициана, певцом и педагогом Рубеном Лисицианом, книгу по истории семьи Лисициан, что его дед владел крупными нефтяными приисками. Словом, все факты свидетельствуют, что Павел Герасимович происходил из образованной, высококультурной и очень музыкальной семьи. Родители Павла Герасимовича дали сыну разностороннее музыкальное воспитание и образование: юный Павел пел в созданном владикавказскими композиторами детском хоре, в церковном хоре, учился игре на фортепиано и виолончели и играл в любительском оркестре.
Павел учился во Владикавказской классической гимназии, а в 1927 году окончил уже советскую девятилетнюю школу. Он понимал, что родителям очень трудно платить за его дальнейшее образование:
«Мне было стыдно просить помощи: молодой здоровый парень, неужели я не прокормлю себя? Наоборот, всегда считал своим долгом им помогать. Хотелось продолжать учиться, но уже на свои деньги. Понимал, отцу трудно оплачивать моё дальнейшее образование».
После школы Павел Герасимович трудился как разнорабочий, ученик бурильщика в геологоразведочных экспедициях под Владикавказом и в Батуми, а в дальнейшем в дальнейшем освоил профессию бурового мастера, работая в грузинском городе Ахалкалаки. Даже во время работы в геологоразведочных партиях Павел находил силы и время солировать в народном хоре и участвовать в художественной самодеятельности. Большое артистическое дарование Павла Лисициана было замечено, и летом 1930 года по путёвке Тифлисского геологического управления его направили на рабфак Ленинградской консерватории. Блестяще сдав экзамен, он был принят в класс профессора Льва Михайловича Образцова, который был оперным тенором и неверно определил тип голоса Павла Лисициана: талантливого ученика-баритона он вёл как тенора. Из-за неправильной системы упражнений Лисициан спустя несколько месяцев сорвал голос и был отчислен за профнепригодность. По крайней мере, именно такое объяснение озвучивал он сам. Однако сейчас появилась и другая версия со ссылкой на книгу его сына, Рубена Павловича Лисициана, по которой завистники-недоброжелатели намеренно хотели сломать жизнь и наметившуюся блестящую творческую карьеру Павлу Лисициану, помешав ему получить высшее музыкальное образование. Оказалось, что Павла Герасимовича исключили из консерватории из-за буржуазного происхождения, так как один знакомый семьи из Владикавказа донёс, что Павел — сын бывшего богатого фабриканта.
Павел Герасимович получил высшее музыкальное образование в 1960 году, когда уже был всемирно известным певцом. Окончив экстерном Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса, он почти сразу же был приглашён туда в качестве преподавателя, а в 1968 году возглавил кафедру сольного пения. Драматическое начало творческого пути научило Павла Герасимовича критически анализировать все замечания педагогов, больше доверяя собственным интуиции и опыту. самостоятельные занятия.
Вынужденно покинув Ленинградскую консерваторию, Павел Лисициан остался в Ленинграде и пошёл работать слесарем на газовый завод и на судоверфи. Он совмещал тяжёлый физический труд с работой драматического актёра. В 1930 году он был принят актёром-статистом в Большой драматический театр в Ленинграде, где ему давали играть эпизодические роли. Но именно там Лисициан приобрёл важные певческие навыки и умения. Например, известный актёр Константин Скоробогатов, создавший в театре и кино много ярких образов, обладал замечательным голосом и продемонстрировал редкий в актёрской среде профессиональный подход к сценической речи и пению: он создал для себя комплекс вокальных упражнений и перед каждым спектаклем около часа распевался, добиваясь красочной палитры звучания и богатства тембра. Эта система упражнений оказалась полезной и для Павла Лисициана.
Талантливый актёр самого широкого диапазона Николай Монахов, к тому же обладавший красивым баритоном и работавший ленинградском драмтеатре, стал одним из первых вокальных педагогов Павла Лисициана. Как певец он дебютировал в Большом драматическом театре с романсом «Ночной зефир» (композитор Ю.А. Шапорин, на стихи А.С. Пушкина) в постановке по пьесе Михаила Загорского «На Западе без перемен».
Молодой певец Павел Лисициан прекрасно понимал важность хорошей профессиональной подготовки для академического певца и всеми силами стремился получить музыкальное образование. В 1932 году Павел Герасимович берёт уроки вокала у педагога Марии Михайловны Левицкой, чтобы подготовиться к поступлению в Ленинградский музыкальный техникум. В 1932–1935 годах будущий знаменитый певец учится в Ленинградском музыкальном техникуме в классе педагога Зои Станиславовны Дольской, совмещая учёбу с работой на Балтийском заводе и судоверфях. Широта диапазона голоса Павла Лисициана поразила членов приёмной комиссии музыкального техникума, предположивших, что молотой певец обладает незаурядным басом. Однако Дольская правильно определила голос Павла как баритон и подобрала необходимую систему упражнений и вокализов, многие из которых помогли сложиться собственной вокальной системе Павла Лисициана. Во время учёбы в техникуме Павел Лисициан продолжал заниматься с Марией Левицкой. Эти занятия позволили ему уже на первом курсе стать солистом Первого молодёжного оперного театра: в 1933 году состоялся дебют Павла Герасимовича в небольшой партии Фиорелло в опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Однако даже эта небольшая партия в исполнении молодого талантливого певца была отмечена восторженными отзывами критиков в печати Ленинграда.
Выдающийся талант и необычайное трудолюбие Павла Лисициана проявились в том, что на освоение всех певческих премудростей ему потребовалось менее трёх лет. И при этом во время учёбы в музыкальном техникуме и работы в Большом драматическом театре Лисициан ни на день не оставлял тяжёлые сварочные работы на судоверфи.
Творческое становление Павла Лисициана как вокалиста началось в 1935–1937 годах, когда он работал в Ленинградском Малом оперном театре. Главным дирижёром театра был Самуил Абрамович Самосуд, впоследствии возглавивший Большой театр в Москве. Самосуд поддерживал молодого певца и помогал ему раскрывать свой талант. На этой сцене Лисициан исполнял небольшие, но сложные партии, например, Марулло в «Риголетто» Верди, Моралеса в «Кармен» Бизе, Есаула в «Тихом Доне» Дзержинского. Каждую роль он тщательно готовил под руководством требовательного дирижёра. Этот период стал решающим в формировании его исполнительского искусства, а 1933 год ознаменовал начало оперной карьеры будущего мастера сцены.
Важным этапом в жизни Павла Лисициана стало участие в Декаде армянского искусства, проходившей в Москве в 1937 году. Тогда он был приглашён в Армянский государственный театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова, где проработал до 1940 года. Здесь певец быстро завоевал признание и стал ведущим исполнителем баритоновых партий: Онегина в «Евгении Онегине», Елецкого и Томского в «Пиковой даме», Роберта в «Иоланте» Чайковского, Тонио в «Паяцах» Леонкавалло, Эскамильо в «Кармен» Бизе, Валентина в «Фаусте» Гуно.
Выступление в 1939 году на Декаде армянского искусства в Москве определило дальнейшую судьбу артиста. Здесь он исполнил партию князя Татула в опере «Алмаст» Спендиарова. На этом спектакле присутствовал Иосиф Сталин, который отметил яркий вокальный талант баритона и порекомендовал руководству Большого театра обратить на него внимание. Уже в апреле 1941 года последовал дебют в роли Онегина на сцене филиала Большого театра в постановке Л.В. Баратова. Эта партия стала одной из самых любимых и знаковых в карьере певца. Вот восторженный отзыв музыковедов об уникальной певческой технике, безупречном художественном вкусе, драматическом мастерстве, чистоте и выразительности певческого слова и интонаций Павла Лисициана в партии Онегина:
«Индивидуальный тембр голоса, его “инструментальное” звучание, благородная кантилена, безупречный художественный вкус, чистота интонации в единстве с ясностью дикции и выразительностью слова вызывали восторженную реакцию зала. Один из лучших исполнителей партии Онегина, П. Лисициан пел её более двадцати лет не только в Большом театре, но и на разных сценах страны и мира, неизменно завоевывая сердца слушателей».
Вот один из примеров, когда после выступления Павла Лисициана в Финляндии пресса с восторгом писала о его исполнении партии Онегина:
«В голосе Павла Лисициана имеются свойственные выдающимся певцам ровность и подлинность звуковой окраски, но вместе с тем и оттенок драматичности, что и проявлялось в течение всего вечера. Это не только было интересным, но и имело громадный успех, так что очарованная публика потребовала нескольких повторений, что в последнее время случалось очень редко в нашей опере».
Когда Павла Лисициана спрашивали о секретах его творческой мастерской при подготовке партии Онегина, он неизменно подчеркивал длительность и сложность подхода к его любимой партии, кропотливое изучение материала и тщательность подготовки:
«… это был путь длиною в несколько лет. Сначала я был внимательным зрителем, слушателем, читателем: ещё в Ленинграде присматривался к тому, как работает с исполнителями партии Онегина великолепный режиссёр Николай Васильевич Смолич. Сам я пел в той постановке скромную партию Ротного. Много раз слушал оперу в Кировском театре (Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова. — В.Т.), находил и изучал материалы о первых исполнителях — великих русских певцах — Павле Хохлове и Леониде Яковлеве, в Большом театре учился у замечательных исполнителей партии Онегина — Сливинского, Норцова. И, конечно же, назубок знал роман Пушкина и партитуру оперы Чайковского. Разучивая и впевая партию в Ереване, сам искал грим, пластическую выразительность, словом, очень долго “разминал” материал и только потом стал работать с режиссёром Бурджаловым, а в Москве совершенствовался под руководством Баратова и Покровского».
Лисициан обладал неповторимым сценическим обаянием и по праву считался «образцовым» Онегиным, сочетая в своем облике внешний шарм и «душевное напряжение героя».
Партию князя Елецкого в опере «Пиковая дама» Чайковского в постановке режиссёра Н.В. Смолича на сцене Большого театра Лисициан впервые исполнил ещё до начала Великой Отечественной войны. Это исполнение стало выдающимся достижением в его творчестве, а сама партия сопровождала певца на протяжении всей сценической жизни. Певец, музыковед и его ученик С.Б. Яковенко так писал о мастерстве исполнения этой роли маэстро:
«Слушая запись арии Елецкого, отмечаешь инструментальное, виолончельное звучание голоса и огромное благородство, бережность в каждой фразе-обращении к Лизе, говорящие о высокой самоотверженной любви. Я в принципе отнюдь не склонен рассматривать вокальные достижения изолированно, в отрыве от смысловой и образной наполненности, но тем не менее трудно удержаться от восхищения, слушая кульминацию арии:
Ах, я терзаюсь этой далью,
Состражду вам я всей душой,
Печалюсь вашей я печалью.
Лёгкий и естественный подход к верхнему звуку, затем бесконечно долгое, свободное и красиво офилированное соль первой октавы, и вдруг, когда кажется, что лёгкие вот-вот разорвутся, абсолютно спокойно, без малейшего напряжения, на одном дыхании поётся еще одна большая, тесситурно трудная фраза! Но, конечно же, всё это не самоцель, не демонстрация виртуозных возможностей вокалиста: огромные кантиленные фразы, позиционно высокий настрой, светлая окраска звука помогают выражению беспредельно нежного чувства князя Елецкого к Лизе».
Безупречная дикция, чёткость слов всегда были отличительными чертами вокального искусства Павла Лисициана. Это отмечал и его легендарный коллега С.Я. Лемешев: «Дикция Лисициана так же совершенна, как и певучесть его фразы».
С первых дней Великой Отечественной войны Лисициан выступал в составе фронтовых артистических бригад — на передовой, в авиационных частях, госпиталях, часто под обстрелами. За годы войны он дал сотни концертов для бойцов на фронте и в тылу. За отвагу и самоотверженность был награждён личным оружием генерала Л.М. Доватора, а также медалями «За отвагу» и «За освобождение Кавказа», которыми очень гордился. Вот яркий эпизод из его воспоминаний о фронтовых концертах:
«Под миномётным обстрелом, под проливным дождём… Выступали то в тесных блиндажах и сараях, а то и прямо на земле, когда ноги буквально вязли в грязи… Однажды концерт проходил под самым носом у немцев — до их передовых укреплений было метров сто пятьдесят – двести, не больше. Но встречу с артистами все равно решено было провести. Правда, командир попросил меня петь в четверть голоса, а бойцов — хлопать беззвучно: они энергично разводили ладони, но не сводили их до конца, лишь своей мимикой выражая восторг и благодарность».
Одной из лучших оперных работ Лисициана стала партия Жермона в «Травиате» Верди, которую он исполнил в двух постановках Большого театра — сначала у режиссёра Е.Н. Соковнина, затем у Б.А. Покровского. Последний, известный своей требовательностью, высоко ценил сценическое воплощение этого образа. По мнению Покровского, Жермон в исполнении Лисициана не имел себе равных ни в СССР, ни на мировой сцене. Режиссёр отмечал выразительность, яркость и характерную «итальянскую» лёгкость в развитии роли, подчёркивая, что артист полностью подчиняет своё вокальное мастерство драматургии спектакля. Как писал сам Покровский:
«…звук, вокал, музыкальность стали лишь средством выражения его человеческой сущности. Вот он приходит к Виолетте, падшей женщине, решительный и безжалостный, чтобы убрать её с дороги своего любимого сына, — это одна жизнь, один звук. Потом он узнает, что Виолетта — доброе создание, и он молит ее о жертве, появляются просительные тёплые интонации. Затем он влюбляется в Виолетту, постигая высокий строй её натуры, и в третьем акте заступается за неё, жестоко страдая от несправедливости происходящего. В четвёртом акте он безутешен: произошла трагедии, и он ее виновник. Какую длинную жизнь проживал артист в небольшой по протяженности партии! Ни у нас, ни во многих других странах, где мне приходилось слушать и ставить “Травиатту”, такого Жермона, как Лисициан, не было и нет, это моё глубокое убеждение».
В истории Большого театра и мировой оперы Лисициан остался как образцовый исполнитель партий лирического баритона. Среди его знаковых ролей — Веденецкий гость в «Садко» Римского-Корсакова (1949, постановка Н.С. Голованова и Б.А. Покровского). Голованов называл артиста лучшим исполнителем этой партии и пригласил на студийную запись оперы. Красота, сила и теплота его голоса восхищали не только публику, но и коллег, дирижёров и режиссёров. Среди ярких сценических воплощений — тореадор Эскамильо в «Кармен» Бизе и несравненный Амонасро в «Аиде» Верди. Эту роль, по мнению Покровского и И.К. Архиповой, Лисициан исполнял лучше всех. В 1951 году он пел Амонасро в премьерной постановке «Аиды» под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева и Б.А. Покровского. Публика запомнила и его Григория Грязного в «Царской невесте» и Мазепу в опере Чайковского.
В 1956-м певец получил звание Народного артиста СССР. В 1960 году с триумфом выступил в партии Амонасро на сцене Метрополитен-опера, где его партнёршей была знаменитая Джульетта Симионато. Примечательно, что после Ф.И. Шаляпина именно Лисициан стал первым советским певцом, выступившим на этой престижной сцене.
В августе 1960 года рецензент влиятельной газеты «Нью-Йорк таймс» восторженно писал:
«В роли Амонасро в “Аиде” он был ведущей фигурой. Его игра носила королевский отпечаток. Он был первым советским певцом, появившимся на сцене нашего оперного театра по линии американо-советского культурного обмена. <…> Г-н Лисициан впечатляет вокально и музыкально. Его баритон, как было однажды замечено после его сольного выступления в Карнеги-холле, изумительно великолепен и дисциплинирован. Он обладает всеми атрибутами бельканто, с чем редко встретишься… Голос его ярок, компактен, но рождается без малейших усилий на всем широком диапазоне».
В 1950–1960-е годы Лисициан занимал почётное место первого баритона Большого театра, находясь на вершине творческого пути и славы. Он был ведущим исполнителем не только классических, но и современных опер советских композиторов. Особое признание получила его новаторская трактовка Наполеона в знаменитой премьере «Войны и мира» Прокофьева (1959, постановка А.Ш. Мелик-Пашаева и Б.А. Покровского). В этом образе артист показал Наполеона не комическим, а трагически страдающим человеком, что выделяло его среди других исполнителей. По мнению дирижёра Г.Н. Рождественского, это исполнение осталось лучшим на отечественной сцене.
С неизменным успехом певец выступал и в других советских операх: исполнил Комиссара в «Великой дружбе» Мурадели и Рылеева в «Декабристах» Шапорина, который назвал созданный им образ К.Ф. Рылеева «совершенным».
Главная сторона его многогранного творчества — оперное искусство, охватившее большой период с 1933 по 1966 годы: от первого появления в Ленинграде до последнего спектакля на сцене Большого театра в одной из его любимых ролей — Амонасро в «Аиде» Верди. За эти годы он вышел более чем в полутора тысячах оперных спектаклей, став, по мнению экспертов, настоящим носителем традиций «Золотого века» театра.
Камерно-концертная деятельность занимала не менее важное место в творческой жизни прославленного солиста Большого театра, чем оперные выступления. Артист подготовил огромный репертуар из произведений различных эпох и стилей — от Баха и Шуберта до Верди, Глинки, Чайковского, Рубинштейна, Рахманинова, Кабалевского, а также обязательные программы романсов, армянские и русские народные песни, произведения советских композиторов, в том числе Долуханяна и Дзержинского. С Долуханяном певца связывала многолетняя творческая дружба.
С концертными программами он объездил весь Советский Союз, выступал в самых удалённых уголках страны, включая Заполярье и Сахалин. Настоящей визитной карточкой стала «Эпиталама» из оперы Рубинштейна «Нерон», неизменно исполнявшаяся на бис.
Также артист успешно выступал в ансамбле с солистами Большого театра, а во время гастролей в Вене исполнил в дуэте с В.В. Барсовой произведения Варламова и Глинки.
Лисициан в совершенстве владел искусством бельканто и передавал секреты мастерства многочисленным ученикам, завоевав признание как педагог мирового уровня не только в СССР и России, но и за рубежом. Уже в 1964 году его пригласили руководить стажировкой молодых советских исполнителей в знаменитом театре Ла Скала в Милане. Среди его подопечных были В.А. Атлантов, М.М. Магомаев, В. Норейка, С.Б. Яковенко. После ухода из Большого театра в 1966 году артист полностью посвятил себя преподаванию.
С 1967 года преподавал в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, а через год возглавил кафедру, став в 1970-м профессором. С конца 1970-х проводил семинары в Лейпциге, Веймаре, Ростоке для молодых певцов ГДР, а в 1980-х консультировал Дрезденскую оперную студию. Был руководителем вокального коллектива Дома учёных в Москве, сменив С.Я. Лемешева. В 1982–1991 годах — педагог-консультант по вокалу для солистов Большого театра и Московской филармонии. С 1990 года вместе с З.А. Долухановой возглавил Международную школу пения при Союзе театральных деятелей СССР. В 1990-х — начале 2000-х регулярно проводил мастер-классы и семинары в Германии и Франции.
Известен как автор сборников вокальных упражнений для преподавателей, а также многочисленных публикаций по вопросам вокального образования, музыкальной педагогики и традиций оперного искусства.
Павел Лисициан регулярно был членом жюри многих международных конкурсов вокалистов, например, престижных конкурсов имени И.С. Баха и Р. Шумана в Восточной Германии, а также Международного конкурса в Рио-де-Жанейро в Бразилии.
После завершения карьеры в Большом театре важнейшим направлением для Лисициана стало камерное пение и концертная деятельность, в которых он также проявил блестящее мастерство. Добиться успеха в камерном жанре удаётся немногим оперным певцам, но он входил в число таких артистов. Более десяти лет исполнитель вел активную концертную жизнь, занимаясь камерной музыкой, часто выступал в семейном квартете с сыном Рубеном (драматический тенор, виолончелист, Заслуженный артист России, солист Московской филармонии) и дочерьми Кариной (меццо-сопрано) и Рузанной (сопрано). С 1965 года Карина и Рузанна были солистками Московской филармонии. В репертуаре квартета — вокальные циклы Брамса, квартеты из опер Верди, Чайковского, а также сольные партии в «Реквиеме» Моцарта. С 1973 года дочери выступали уже как вокальный дуэт, сейчас обе стали Заслуженными артистками России и Народными артистками Армении, преподают вокал.
Артист был дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени (в 1939 и 1951 годах), а в 1976 году получил орден Дружбы народов. В 2002 году был удостоен золотой медали Фонда И.К. Архиповой, а в конце 1990-х — международной премии Американской академии музыки и звания «Лучший баритон XX века». В 1986 году к его 75-летию был снят телевизионный фильм «В гостях у Павла Лисициана» (режиссёр Л.В. Тимохина).
Певец скончался 6 июля 2004 года в Москве, похоронен на Московском армянском кладбище. В 2008 году в Москве впервые прошёл Международный конкурс баритонов его имени.
Источники:
1. Маршкова Т., Рыбакова Л. Большой театр. Золотые голоса. — Москва: Родина, 2021;
2. Яковенко С.Б. Исполнительское искусство П.Г. Лисициана: автореф. дис. на соиск. учен. степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство / Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. — Москва, 1995. О — 23 с.;
3. Яковенко С. Волшебная Зара Долуханова. Творческая биография. Тайна интерпретации. Вокальная школа. Оценки современников. — Москва, 1996;
4. Яковенко С.Б. Павел Герасимович Лисициан в искусстве и жизни. — Москва, 2001.
По материалам: https://www.armmuseum.ru/news-blog/the-lisitsian-dynasty-part-i-on-the-creative-path-of-the-king-of-baritones