- А из её старых знакомых кто-то будет? Всех обзвонили, кто знал нашу дорогую Ниночку Михайловну? - беспокоилась её старая подруга и соседка Зоя Павловна, - Ведь обязательно надо всем сказать, тогда Ниночке будет ТАМ легче, чем больше людей вспоминать её будут.
- Да у неё уже мало кого осталось из старых знакомых, Зоя Павловна, я кого помню, тем всем позвонила, но многих уже и нет. Ведь бабушка совсем немного не дожила до девяноста трёх, - грустно объясняла соседке Галина.
- Вот живы её старые друзья Тамара Васильевна и Борис Игнатович, но они сами еле ходят, сил нет у них уже на похороны ехать. Так что будет только родня, да вы, Зоя Павловна.
- А Владик как же, неужели он не приедет бабушку свою в последний путь проводить? Она ведь так его любила, вроде и квартиру она ему завещала, это мне Нина как-то случайно обмолвилась, - обьяснила Зоя Павловна, и не удержалась, сказала ещё и то, что думала об этом,
- Только вот несправедливо вышло как-то, Галочка, ты за бабушкой столько лет ухаживала, а квартира Владику досталась?
- Зоя Павловна, мы на завтра микроавтобус заказали к десяти, так что, если хотите с нами ехать на отпевание, знайте, что для вас место есть, - сказала Галя, а потом всё же добавила,
- А брату я всё сообщила, но приедет ли Владислав, или нет, точно сказать не могу.
- Я то поеду, обязательно поеду на отпевание, как же, мы ведь последние годы с Ниночкой как родные были. Ты уж прости меня, Галочка, что с лишними расспросами лезу к тебе, - смутилась соседка.
Галина лишь вежливо ей улыбнулась, и пошла в свою квартиру. Хлопот всяких ещё много предстоит, некогда разговаривать...
Брат её Влад конечно вряд ли сейчас приедет, они с ним давно не общаются, да и к бабушке он почти не приезжал, на всех у него обида.
Владислав старший, мама его родила, когда в институте училась. От кого - не сказала даже свой матери, Нине Михайловне.
А потом мама вышла замуж, у них Галя родилась, но Влад так отчима и не принял.
Папа у Гали строгий, с Влада спрашивал, как со старшего, а Владу тогда было одиннадцать, и он решил, что отчим с ним так строг потому, что он ему чужой.
- Родного бы так не шпынял, не строил бы так, да за каждый трояк не ругал. Как будет мне восемнадцать - уеду из дома, я тут лишний, - злился брат, и Галя это помнит.
Мама пыталась сгладить их отношения, но папа ни в какую не шёл на попятную,
- Да он нам всем на шею сядет, ничего делать не хочет, я наоборот с него, как со своего спрашиваю, - бушевал отец, - Я тоже со своим отцом спорил, что он строгий, а теперь я ему благодарен за всё!
Но Владислав не был благодарен, он считал, что отчим его терпеть не может. Поэтому в восемнадцать брат собрался, и с другом на заработки подался.
Отец ворчал, что побесится, да вернётся, но Влад на другом месте прижился. Получил профессию, да и наконец-то женился, на женщине с ребёнком, но сюда приезжал не часто.
Мама переживала, отец её пытался утешать, что парень всё поймёт с возрастом.
А бабушка Нина ещё с детства их пыталась сроднить посильнее, словно чувствовала, да видно и у неё это не получилось, жаль конечно.
Сама Галина понимала, что сама она маленькая ещё была. У них ведь разница в возрасте приличная, вот и живут теперь они с братом, как не родные.
Маму жалко, ей самой уже под семьдесят, она за Влада всю жизнь переживает. Да за то, что с ним, да с внучками, так редко видится.
Бабушка Нина тоже горевала, и понимала, и жалела Влада, и сама на него потом обижалась, нескладно как-то всё получилось, да пенять не знаешь и на кого. У отца своя правда, у Влада - своя...
А квартиру бабушка правильно ему завещала. Гале с Мишей, когда они поженились, папа с квартирой помог. Влад же, уезжая, от помощи родителей отказался, сказал, что ему от них не надо ничего, что он сам всего добьётся, докажет всем, что он не пустое место, каким они его считают...
То ли от лука, который Галя в салат крошила, то ли от этих воспоминаний, глаза защипало и на душе стало тяжело. Но что говорить, уже не изменить ничего. Ей скоро сорок, а Владу под пятьдесят, поздно что-либо менять...
Утром ехать на похороны они собрались всей большой семьёй. Родители, Галина с Мишей, их сын Глеб и дочка Маша.
Зоя Павловна с ними в машину села, уже собрались отъезжать, но вдруг такси подъехало к подъезду. А из такси вышел Влад, жена его Аня, и обе дочки - Надя и Даша.
- Неужели Владик всё-таки с бабушкой приехал проститься? - воскликнула мама, - И Анну, и дочек взял с собой, Господи, как же это хорошо!
- Прекрати на него молиться, - остановил маму отец.
Но когда Влад сдвинул дверцу, и они все сели в машину, отец ему руку пожал, да и с Аней, и с обеими девочками тепло поздоровался...
Говорили все негромко, событие такое, что нехорошо шуметь. В церкви священник слова сказал верные, что прожила бабушка жизнь большую, и достойную, раз вся большая семья, и даже все правнуки пришли, не всегда такое бывает.
И эти простые и мудрые слова как-то неожиданно их сплотили.
Все они, под влиянием момента, провожали Нину Михайловну теплыми словами. Да и потом, вернувшись домой, за столом поминальным, все вспомнили о ней что-то хорошее.
Но Владислав всех удивил, он вдруг спросил Галю,
- А ты помнишь, как бабушка с дедом, когда он был ещё жив, нас с тобой к себе погостить брали?
- Помню, конечно, в кино нас водили, я хоть и маленькая была, но мне так нравилось, что у меня брат такой взрослый, - откликнулась Галя, и тепло взглянула на брата.
- Добрая была бабушка, всех хотела примирить, до сих пор помню, как она мне говорила, что меня любят все, а я не верил, а зря...
За столом все даже замолчали от неожиданности, а Влад продолжил,
- Я ведь что хотел сказать то, спасибо, батя, ведь это я благодаря тебе, маме, да бабушке, смог всего тогда сам добиться. Доказать хотел от злости, а потом, когда сам стал отцом, многое понял, - кивнул Влад на своих дочек.
И все тоже поняли его, ведь старшая Владу не родная... хотя теперь уже родная, конечно...
- Спасибо, сынок, а теперь я скажу тебе, молодец ты, ты смог то, что я не смог, вон у тебя какие дочки хорошие. И не обидел ты никого, а я добра хотел, да что-то не получилось...
Мама тут же растрогалась до слёз, у Галины тоже глаза стали на мокром месте.
Вот ведь как их всех бабушка, самой уже нет, а их всё-таки примирила, что значит добрая, да любящая душа у неё была...
Но больше всех удивлялась и радовалась соседка Зоя Павловна, понимая, что Ниночке Михайловне теперь точно ТАМ будет легче, когда Влад Гале предложил,
- Хочешь - живи в бабушкиной квартире, ты же за ней ухаживала, пока я обиды свои лелеял. Я себе сам заработал, я же твой старший брат.
Но Галя отказалась,
- Влад, пусть будет так, как бабушка решила, ты лучше сам сюда переезжай, возвращайся, если Аня не против. Мы же родные, а почти не видимся, хоть сейчас поживём, как родня...
- И то верно, - неожиданно согласился Влад, - Я и сам давно об этом подумываю, ведь мать с отцом моложе не становятся, нам всем рядом лучше жить...
Галина теперь уверена, что и правда это их бабушка всех примирила...
Мы часто ценим близких лишь тогда, когда теряем, и уже нет возможности что-то изменить. И счастлив тот, кто успел понять, что близкими надо дорожить...