Большинство портретов русской аристократии это люди, жившие в Столице Империи, намного реже встречаются портреты московской знати и уж совсем редко портреты провинциалов.
Как раз об одном из таких провинциальных портретов и пойдёт речь в этой публикации.
Недавно на выставке в Третьяковке обратил внимание на небольшую акварель. Рисунок был просто замечательный! На нём изображена молоденькая девушка. Имя художника я узнал впервые.
Вот всё, что известно о художнике Афанасии Дмитриевиче Надеждине
- Выходец из семьи крепостных крестьян Тамбовской губернии, родился в 1799 году. Согласно одним источникам, в «Суздальском уезде, селе Барском, Городище тож, у крепостных княгини Долгоруковой». По другим сведениям, художник являлся крепостным помещика Степанова. В 1814 (1818?) году он поступил учиться в рисовальную школу А.В. Ступина. В 1825-м Совет Императорской Академии художеств нашел представленные работы Надеждина достойными малой серебряной медали. Однако из-за того, что медали могли выдаваться только людям свободного звания, Надеждину дали лишь свидетельство. Саму же награду он смог получить, лишь освободившись от крепостной зависимости, что произошло в 1832-м. В том же году он, по примеру своего учителя, основал школу в городе Козлове Тамбовской губернии, которая так же, как и заведение Ступина, находилась под покровительством Академии художеств. В 1832–1838 годах в ней занимались до 16 учеников. В 1855-м Надеждин был удостоен звания академика «по уважению пользы, принесенной школой». На сегодняшний день сохранились всего две его работы - "Вакх", первая половина XIX века, хранится в Государственном Эрмитаже и "Портрет княжны Л.А. Путятиной" в Третьяковской Галерее.
Его модель, княжна Л.А. Путятина ещё более таинственная личность. О ней известно ещё меньше.
Согласно старой надписи на обороте рисунка, на портрете представлена княжна Лидия Арсеньевна Путятина, а сам портрет происходит из собрания князя А.А. Голицына-Прозоровского из имения Зубриловка Саратовской губернии. Упоминание известной усадьбы и имени модели в надписи создали иллюзию простоты в составлении ее биографии. Однако найти подходящую по возрасту и имени героиню так и не удалось. Ни по каким известным на сегодняшний день документам княжны с таким именем и фамилией не существовало.
По возрасту отцом героини мог бы быть князь Арсений Степанович Путятин (1805–1882). Судя по прическе и одежде модели, представленная на портрете девушка позировала в конце 1840-х – в 1850-е годы. Если примерно представить ее возраст (около 16 лет), то временем ее рождения следует считать середину 1830-х.
У брата А.С. Путятина Дмитрия вторая жена, Варвара Ивановна Слепцова, происходила из тамбовских дворян, то есть модель могла иметь шанс позировать тамбовскому художнику, если посещала имение тетушки. Но в настоящий момент официально считается, что у Арсения Степановича и его жены Марии Ивановны был только сын Павел.
Происхождение портрета из Зубриловки наводило на мысль поискать связь между изображенной княжной и родом князей Голицыных, владельцев имения. Возможно, княжна Путятина была воспитанницей Дворянского пансиона, основанного С.Ф. Голицыным при усадьбе Зубриловка в 1821 году.
Под похожие инициалы и фамилию подходит другая княжна, Любовь Алексеевна Путятина, но она родилась аж в 1785 году и к моменту, когда Надеждин нарисовал портрет была уже зрелой женщиной. К тому же в Русском Музее сохранился её портрет, нарисованный в 1810 годы Алексеем Венециановым, там явно совсем другая женщина.
Да, сколько ещё в истории русской культуры таких имён, как Афанасий Надеждин, забытых или почти забытых...