Ранее нами была опубликована статья "Утраченная Москва. Площадь Арбатских ворот", с которой можно ознакомиться тут.
Данная статья является продолжением тематики утраченного облика старого Арбата.
Итак, на улице Арбат было три Никольских храма, поэтому, когда в начале XX века писатель Борис Зайцев посвятил Арбату повесть, то назвал ее «Улица Святого Николая».
Название «Арбат» сначала обозначало район пригорода Москвы к западу от Кремля и дорогу, идущую через него. Позднее, в XVII веке, Арбатом, как и сейчас, называлась улица в Земляном городе, идущая от Арбатских ворот до Смоленской площади. С древних времен она была торговой и, наверно, поэтому на ней строились почти исключительно Никольские храмы.
В 1593 году закончилось строительство Земляного города — укрепления по линии современного Садового кольца, чуть раньше появилась стена Белого города, и между этими крепостями появилась улица Арбат.
Требовался приходской храм, вероятно, для стрельцов. И вот, примерно на трети ее длины от Арбатских ворот во время царствования Федора Ивановича по инициативе боярина Бориса Годунова в 1593 г. построили храм святителя Николая, который являлся первым каменным храмом на Арбате.
Тогда церковь была исполнена в простеньких архитектурных формах посадского храма: каменный четверик венчала горка кокошников. Храм назывался «Никола Явленный», по явленной иконе святителя Николая, которую особо почитали русские цари.
Сохранился рисунок Никольского храма, сделанный в 1842 г. Церковь была построена в так называемом «годуновском стиле». Здание было небольшое, кубическое, с горкой кокошников и одной главой. Внутри оно не имело столбов, и было перекрыто сводом со ступенчатыми рукавами креста. Эта конструкция применялась в русской архитектуре только в 1590-1620-х гг. Наибольшее сходство Никольский храм имел с Малым собором Донского монастыря, построенным в эти же годы и прекрасно сохранившимся до наших дней.
Храм назывался не только Явленным, но и «новой прощей», в отличие от «старой прощи» — церкви Похвалы Пресвятой Богородицы на Алексеевском холме, на Волхонке, стоявшей там с конца XV века. И «Явленный», и «проща» имеют одно и то же значение: наличие в храме чудотворной иконы, прославленной исцелениями. В арбатском храме таким был образ Николая Чудотворца, названном Явленным по явленному от его иконы чуду исцеления. В начале XVII века храм значился «за Арбатскими воротами в Стрелецкой слободе».
В 1618 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, было разбито польское войско гетмана Сагайдачного, двигавшееся на Москву, чтобы добыть королевичу Владиславу русский трон, как было обещано частью московской Боярской думы. В память этого события и потому, что бой происходил в районе Смоленских ворот Земляного города, на улице Арбат рядом с храмом святителя Николая выстроили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1668 г. на ее месте поставили часовню, а престол церкви перенесли в южный придел Никольского храма.
В 1689 г. при церкви выстроили шатровую колокольню. Она не примыкала к храму, а была поставлена с юга от него, над воротами, ведущими в церковный двор. Само здание Никольской церкви несколько отстояло от красной линии улицы в глубь квартала.
В нижнем ярусе колокольня была прорезана аркой с двумя гирьками. Столбы ее были красиво украшены мощными бочкообразными полуколонками. Выше располагался еще один ярус четверика с окнами и киотом, а выше, над восьмигранным ярусом звона, ажурный шатер с четырьмя рядами слуховых окон. Между первым и вторым ярусами четверика шел изразцовый фриз с изображением птиц и цветов, а на восьмерике на каждой его грани попарно были вставлены орнаментальные изразцы.
Шатер колокольни красиво возвышался над застройкой улицы даже в начале XX века, когда появились уже пяти-шестиэтажные дома. Улица от Арбатской площади направлялась как бы к этой колокольне, и только около нее незаметно поворачивала и шла дальше. На колокольне висели колокола 1638 и 1751 годов, последний – в 212 пудов. Колокольный звон этой церкви славился своей исключительной красотой. Облик колокольни Николы Явленного сохранило живописное полотно М. М. Гермашева «Арбат», созданное в 1912–1914 гг.
В 1761 г. на вклад майора А.И. Дурново́ в храме был устроен придел Ахтырской иконы Божией Матери, для этого храма императрица Елизавета Петровна пожертвовала один из списков с Ахтырского образа. Позже Ахтырская икона была перенесена в церковь Филиппа (Воскресения Словущего) близ Арбатской площади, где находится и сейчас.
Весь район Арбата пострадал при нашествии Наполеона. От пожара пострадала и церковь Николы Явленного. Примечательно, что этот храм упоминается в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Сюда по воле писателя приходит с намерением убить Наполеона Пьер Безухов: «Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело».
При настоятеле храма архимандрите Митрофане (Воронцове) в 1836–1841 гг. построили обширную трапезную с двумя приделами. Придел Ахтырской иконы Божией Матери освятили 9 октября 1839 г., а святителя Митрофана Воронежского – в ноябре 1841 г. Этот придел назвали во имя святого покровителя настоятеля храма.
В 1842 г. решили разобрать древний храм. Было представлено несколько проектов, в частности архитекторов П.Т. Завьялова и Н.И. Козловского, который и выбрали для реализации. 18 августа 1846 г. заложили главную церковь, освященную 2 октября 1860 г. В ней устроили престолы святителя Николая, Покрова Пресвятой Богородицы и равноапостольных Кирилла и Мефодия. Построили церковь в новом для того времени стиле, подражающем древнерусской архитектуре.
К сожалению, изучение древностей в середине XIX века только начиналось, и архитекторы недостаточно хорошо себе представляли древнерусскую архитектуру. Козловский, автор нескольких удачных построек в этом стиле, в данном случае не справился с поставленной задачей.
Здание оказалось чересчур огромным, оно не гармонировало по своим формам с окружающей местностью, а именно гармоничностью поражают взгляд древние храмы. Мощный широкий крестообразный в плане низ венчал огромный купол.
Возможно, архитектор хотел поставить нечто похожее на старый храм 1593 г. поверх нового, но получилась несуразная постройка. Круглый барабан, увенчанный полосками кокошников и маленькой главкой, напоминал пародию на древнюю архитектуру. Все здание было к тому же слишком большим по размерам и стояло в тесной городской застройке. Оно чужеродно смотрелось среди старинных зданий. Несколько спасало общее впечатление, что храм стоял в глубине двора, а на улицу выходила колокольня, сохранившаяся от древней постройки. Рядом с храмом построили несколько зданий – доходных домов и торговых помещений.
В 1885 г. слева устроен новый придел Кирилла и Мефодия. Шатровая колокольня оставалась древняя - 2-й половины XVII в., являлась одним из лучших образцов московских шатровых колоколен.
В архитектурном путеводителе 1913 г. так описывалась колокольня Николоявленской церкви: «Роскошнейшие формы дал тип обширных надвратных шатровых колоколен, входивших в замкнутые когда-то ограды храмов. Самая выдающаяся из них принадлежит церкви Николы Явленного на Арбате, верхом изящества и вкуса является верх колокольни, где аркам звона дана красивая «висящая» двойная форма, с которой очень вяжется изумительный скульптурный шатровый верх, пронизанный 40 «слухами» в четыре ряда... Кто-то очень картинно выразился, назвав этот шатровый верх шапкой «большого наряда».
В 1929 г. президиум Моссовета постановил снести церковь, и ее разрушили в 1931 г.
Первой разобрали красавицу-колокольню. Ее архитектурные детали были подробно сфотографированы сотрудниками реставрационных мастерских, которые не смогли отстоять здания, но хотя бы зафиксировали его для потомков.
На образовавшемся пустыре в 1937 г. выстроили школу № 73 в Серебряном переулке, ныне там располагается департамент социальной защиты по городу Москве. Кирпичами из сломанной колокольни выложили подпорную стенку между домами № 14 и № 16 по улице Арбат.
Церковь Николы Явленного — один из знаковых, хотя и утраченных, храмов Москвы, чья история тесно переплелась с важнейшими событиями и именами российской истории. Церковь Николы Явленного продолжает жить в исторической памяти Москвы — как символ ушедшей эпохи, где переплетались вера, культура и судьбы великих людей.
Если понравилась статья - поставьте лайк, и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Отдельная благодарность подписчикам за поддержку канала.