Найти в Дзене
О розах с любовью

О моих "коммерческих" успехах в розоводстве

Никогда бы не подумала, что буду этим заниматься! Излишки садовых растений всегда бывают, но продавать их даже в мыслях не было. В деревне когда жила, всегда раздавала и радовалась, что брали – выбросить-то жалко. Думала, что все и везде так делают, и, когда в первый год жизни на новом месте после пересадки пионов у меня осталась целая куча корешков, я написала в местном чате: кому надо,

Никогда бы не подумала, что буду этим заниматься! Излишки садовых растений всегда бывают, но продавать их даже в мыслях не было. В деревне когда жила, всегда раздавала и радовалась, что брали – выбросить-то жалко. Думала, что все и везде так делают, и, когда в первый год жизни на новом месте после пересадки пионов у меня осталась целая куча корешков, я написала в местном чате: кому надо, придите, заберите. Больше всего меня удивило, что люди отказывались брать растения бесплатно (это неудобно!) и тащили мне взамен, кто что может. (Однажды даже ведро картошки принесли)

Потом я привыкла к продажам, сама тоже цветов много у местных покупала. Продавала и лишнюю рассаду: томаты, перцы, клубнику. Разбирали быстро, потому что продаю недорого.

Когда начала заниматься черенкованием и прививкой роз, то о реализации выращенного думала в последнюю очередь. Вырастить розу своими руками – это очень увлекательное занятие, особенно когда это получается. А у меня получается и черенкование, и прививание. Естественно, сам собой возник вопрос – а куда девать выращенные розы? Будет ли на них спрос?

Как оказалось спрос на розы очень даже есть. Первые выращенные прививкой розы в прошлом году разобрали сразу. Все они были одного сорта:

Братья Гримм
Братья Гримм

В этом году у меня подрастали несколько привитых роз разных сортов:

Джаз
Джаз

Лав Сонг
Лав Сонг

Ани Дюперей
Ани Дюперей

Шакенборг
Шакенборг

Абрахам Дерби
Абрахам Дерби

Некоторые сорта были в одном экземпляре, другие по 2-3 саженца. Привитых саженцев было бы гораздо больше, но зимнее затопление с вмерзанием в лед пережили не все. Лав Сонг я оставила себе, пусть две будет (обожаю ее!), остальные реализовались довольно быстро.

Ещё себе пока оставила штамб (Юбилей принца Монако), хочу посмотреть, как перезимует.

Изначально продавать я планировала только привитые розы – они с первого года крепкие саженцы, а вот черенкованные я хотела подрастить хотя бы годик. Однако вышло все не по-моему. Цветущие черенки привлекали внимание покупателей. Мои возражения насчёт возраста саженцев не действовали – давайте и все тут!

Грядка с черенками.
Грядка с черенками.

Все черенки показывать не буду – много их да и показывала уже. Покажу пару для примера:

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Ангела и Манстед Вуд
Ангела и Манстед Вуд

Тогда я столкнулась с первой проблемой. Черенков было много (около 60-ти) и посажены они были очень плотно. Во-первых, я не была уверена, что все переживут зиму – пережили почти все. Во-вторых, я и предположить не могла, что за год саженцы так нарастут, особенно их корневая. Выкопать саженцы, не повредив соседние, удавалось с большим трудом.

При этом покупатели просили ещё – роз-то много, а я не могла больше продать, потому что нарисовалась вторая проблема. Когда черенки сажались, я к ним этикетки ставила, но за лето почти все они как-то перепутались, и я не могла с уверенностью сказать, где какая роза растёт. Пока саженцы цвели – это было просто, но к ноябрю цветение у многих закончилось, а покупатели нет. Продавать розы без точного сорта я отказалась. Это меня расстроило. Не потому что выгоду упустила, а потому что после продажи места в грядке освободились бы, остальным саженцам рослось бы лучше да и новые подсадить смогла бы. Что ж, сама виновата. Кстати, продала еще и парочку взрослых роз, тем покупателям, которым было мало купленного. Заодно один самый плотный розарий проредила.

А между тем у меня к осени нарисовалась новая большая партия укорененных черенков. Такая большая, что места нашлось не для всех – часть самых слабых пришлось скрепя сердце просто выбросить. Посадила уже чуть на большем расстоянии и дала себе слово, что во время первого цветения всех промаркирую. В зиму ушли две целые грядки и немного просто в розариях под розами.

Весной планирую часть роз из плотной посадки пересадить или в горшки, или где свободное местечко удастся найти.

Ещё дала себе слово, что количество черенков буду ограничивать. Какие розы буду черенковать?

Во-первых, те, что мне заказали покупатели. Надо признаться, что их заказы меня несколько удивляют. Ну, например, всем нужны жёлтые и фиолетовые розы– Ани Дюперей и Квиксильвер были нарасхват. А моя любимая Ангела, напротив, мало кого заинтересовала. Заказаны: Пустиния, Перпл Лодж, Изи даз Ит, Мишель Дрюкер, Гольдельзе и др. Просят плетистые розы, особенно Фламментанц.

Во-вторых, черенковать буду тех, какие пока не черенковала (первогодок) или черенки не удались. Таких роз мало, но есть.

Прививки в это лето я тоже делала, но немного. Просто боюсь, что их опять затопит, сухого свободного места для них в саду нет. Прижились все почки, но победу праздновать рано – весна покажет.

Для чего я это всё вам рассказываю?

Уж точно не для того, чтобы похвалиться своими коммерческими успехами. Просто многие не решаются на черенкование и прививки, боясь неудачи. Ну, прививки, да, дело не очень простое, требует навыка да и подвой надо найти или вырастить. Но вот черенкованию может научиться каждый! И для себя розу вырастить, и в подарок, и лишнюю денежку от продажи заработать. Сад ведь многих расходов требует, почему бы не возместить их таким способом. Насколько это выгодно? Судите сами: привитые розы я продавала по 500р. (это, оказывается, по местным меркам недорого, поэтому разбирают хорошо), черенкованные продавала по 400р. Сколько саженцев продала, не считала, и общей вырученной суммы тоже не назову, но прибавка к пенсии в 19тыс. вышла существенная.

Сама отказываться от этого дела не планирую и вам очень советую. Только, если надумаете, ошибок моих не повторяйте. Если нужны мои советы — всегда помогу, чем смогу.

Всем удачи, здоровья и мира! Пока!

Ваша Татьяна

27.12.25. Подмосковье