Найти в Дзене
NaAvtotrasse.ru - тот самый журнал

Tesla метит в триллионы на роботакси, но в Остине Waymo уже «повсюду»

По информации New York Times, 27 декабря по пекинскому времени акции Tesla в очередной раз обновили месячный максимум. Причина понятна: часть инвесторов уверена, что компания сможет занять лидирующее место на рынке беспилотных такси, который в перспективе оценивают в триллионы долларов. Однако поездка репортера в Остин (Техас) быстро показала, что реальность куда сложнее, а конкуренты уже давно не дремлют. Читать на сайте: Tesla метит в триллионы на роботакси, но в Остине Waymo уже «повсюду» Остин известен не только барбекю и живой музыкой. Местные власти и бизнес давно превратили город в полигон для новых транспортных технологий. Один из чиновников, отвечающих за транспорт, Льюис Лефф, прямо назвал Остин «чашкой Петри» для автономного вождения: здесь тестируют разные подходы, а результаты видны буквально на улицах. На бумаге Tesla активно продвигает тему автономности, но по факту ее присутствие в Остине пока выглядит скромно. По данным Robotaxi Tracker, сервиса, который следит за рабо
Оглавление

По информации New York Times, 27 декабря по пекинскому времени акции Tesla в очередной раз обновили месячный максимум. Причина понятна: часть инвесторов уверена, что компания сможет занять лидирующее место на рынке беспилотных такси, который в перспективе оценивают в триллионы долларов. Однако поездка репортера в Остин (Техас) быстро показала, что реальность куда сложнее, а конкуренты уже давно не дремлют.

Читать на сайте: Tesla метит в триллионы на роботакси, но в Остине Waymo уже «повсюду»

Остин — «чашка Петри» для автономного транспорта

Остин известен не только барбекю и живой музыкой. Местные власти и бизнес давно превратили город в полигон для новых транспортных технологий. Один из чиновников, отвечающих за транспорт, Льюис Лефф, прямо назвал Остин «чашкой Петри» для автономного вождения: здесь тестируют разные подходы, а результаты видны буквально на улицах.

Сколько машин на дорогах: Tesla против Waymo

На бумаге Tesla активно продвигает тему автономности, но по факту ее присутствие в Остине пока выглядит скромно.

Что показывает Robotaxi Tracker

По данным Robotaxi Tracker, сервиса, который следит за работой роботакси Tesla в Остине, с момента запуска в июне компания развернула около 30 машин.

Waymo, принадлежащая Alphabet (материнской структуре Google), начала работу в Остине еще в марте и вывела на дороги примерно 200 автомобилей. Более того, у Waymo платные поездки доступны не только в Техасе: сервис работает еще в четырех городах, а общий парк превышает 2500 машин.

Ключевое отличие: нужен ли «страховщик» в салоне

В этом месяце в Остине заметили как минимум один Tesla без людей внутри. Но есть важная оговорка: когда Tesla везет платных пассажиров, поездку контролируют сотрудники службы безопасности. У Waymo машины, которые забирают и высаживают клиентов в Остине, обходятся без такого сопровождения.

Профессор Техасского университета в Остине Кара Кокельман, изучающая транспорт, описала ситуацию предельно просто: Tesla-роботакси она в городе не видит, а Waymo — «повсюду».

Почему Waymo впереди: эффект раннего старта

Разрыв выглядит логичным, если вспомнить хронологию. Google запустила проект беспилотников еще в 2009 году, позже он превратился в Waymo. А в 2018-м компания первой запустила коммерческую службу автономного такси в Финиксе — и тем самым получила многолетнее преимущество.

Tesla, хоть и подключилась позже, тоже не новичок: Илон Маск годами обещает прорыв. Еще в 2016 году он говорил, что Tesla сможет автономно пересечь США в течение двух лет. В 2019-м прогноз был еще громче: к середине следующего года на дорогах якобы появится миллион роботакси.

Главный вопрос для инвесторов

Сейчас интрига сводится к одному: сможет ли Tesla догнать лидера и сколько времени на это уйдет.

Масштаб Waymo и планы расширения

Waymo в этом году заявила о 14 миллионах платных поездок. География тоже внушительная:

  • Остин и Финикс;
  • Сан-Франциско;
  • Лос-Анджелес;
  • Атланта.

Также компания объявила о намерении выйти к 2026 году еще примерно в 20 городов, среди которых упоминаются Даллас, Вашингтон, Майами и даже Лондон.

Что делает Tesla в других городах

Tesla тоже оказывает платные услуги поездок в Сан-Франциско, но там на водительском месте находится сотрудник службы безопасности. На этом фоне прогноз Маска, озвученный в октябре (старт в 8–10 городских районах к 1 января следующего года), выглядит маловероятным.

Профессор Карнеги-Меллон Радж Раджкумар, один из пионеров автономного вождения, прямо заявил: Tesla все еще заметно отстает от Waymo.

Кто еще участвует в гонке: Zoox, Uber и беспилотные грузовики

Остин и Техас в целом — не только арена для Tesla и Waymo.

  • Amazon Zoox тестировала машины в Остине и недавно запустила коммерческие сервисы в Лас-Вегасе и Сан-Франциско. У Zoox необычный «прямоугольный» автомобиль с раздвижными дверями и без руля.
  • Waymo использует Jaguar I-Pace.
  • Tesla в Остине опирается на Model Y.
  • Uber вместе с Avride (компания из Остина) начала тестировать поездки без водителя в Далласе.
  • В других частях штата, например, Aurora испытывает беспилотные грузовики.

Почему роботакси критически важны лично для Маска

Для Илона Маска тема автономных такси — не просто «проект на будущее». Акционеры Tesla недавно одобрили компенсационный план, по которому Маск потенциально может получить акции на сумму 1 трлн йен. Но условие жесткое: он должен контролировать коммерческое развертывание миллиона роботакси.

Инвесторы уже привыкли к переносам

Рынок давно знает стиль Маска: обещания звучат громко, сроки часто сдвигаются, а иногда цели и вовсе не достигаются. Аналитик RBC Capital Markets Том Нараян отмечает, что часть инвесторов даже предпочитает более осторожный темп: если компания движется в правильном направлении, паники меньше.

Камеры против лидаров: ставка Tesla и сомнения экспертов

Маск регулярно повторяет: Tesla стартовала позже, но когда технология «созреет», она обгонит конкурентов. Его аргумент — миллионы Tesla на дорогах уже имеют нужное «железо» и якобы требуют лишь обновления софта. В октябре он говорил, что компания только начинает массово продвигать FSD и роботакси, меняя саму природу транспорта.

Теоретическое преимущество по цене

Tesla использует подход, основанный на камерах, без радаров и лазерных датчиков. Это потенциально удешевляет систему по сравнению с Waymo и Zoox, которые дополняют камеры радарами и лидарами.

Но есть и обратная сторона

Эксперты по безопасности и автотехнологиям напоминают: камеры имеют ограничения. Они хуже «видят» в густом тумане, могут страдать от яркого света и в целом не всегда дают ту надежность, которую обеспечивают дополнительные датчики.

Профессор права Мэтью Уэнсли (Кардозо, Нью-Йорк), работавший в стартапах по автономному вождению, признается, что по-прежнему серьезно сомневается, действительно ли Tesla так близка к созданию по-настоящему автономной системы.

При этом партнер Kearney Кристиан Гаспарич добавляет: стоимость радаров и лидаров уже не та, что раньше, и падение цен делает их не таким уж «финансовым якорем». По его мнению, это вряд ли станет решающим фактором различий по расходам для потребителя.

Триллионы прибыли? Не все верят в такую математику

Некоторые аналитики сомневаются, что роботакси принесут индустрии триллионные доходы и тем более сверхприбыль, о которой говорил Маск. Аналитик HSBC Майкл Тиндалл указывает: даже чтобы выйти на сотни миллиардов, людям придется массово отказаться от личных автомобилей в пользу такси, а это вряд ли произойдет быстро.

Кроме того, есть «скрытые» расходы, которые часто недооценивают:

  • работа центра удаленного контроля, который должен вмешиваться при сбоях;
  • уборка салона и регулярное обслуживание;
  • операционные затраты, не связанные напрямую с датчиками.

Тиндалл подчеркивает: таких затрат много, и о них редко говорят вслух.

Города и полиция: автономность усложняет управление движением

Власти Остина признают: транспортная система становится заметно сложнее. Помощник директора по транспортным операциям Лейф (в материале NYT) говорил об этом прямо в интервью в мэрии.

Идеальных беспилотников нет. В Остине и Tesla, и Waymo попадали в мелкие аварии, причем вина не всегда лежала на автономных машинах. Был и тревожный эпизод: автомобиль Waymo однажды проехал мимо школьного автобуса, из которого выходили дети. К счастью, обошлось без жертв. Waymo заявила, что после выявления проблемы отозвала систему и работала с городом над улучшениями.

Сбой в Сан-Франциско и проблема жестов

Еще один показательный случай произошел в Сан-Франциско: массовое отключение электричества привело к тому, что автомобили Waymo остановились на перекрестке с погасшими сигналами, создав затор.

Также отмечается общая слабость роботакси: они не всегда понимают жесты регулировщиков и могут игнорировать полицию или экстренные службы, которые пытаются перенаправить поток. Лейтенант полиции Остина Уильям Уайт заявил, что у Waymo есть проблемы с распознаванием намерений правоохранителей, и были опасные ситуации. Waymo, в свою очередь, сообщила, что обучает полицию взаимодействию с машинами и добилась «огромного прогресса» в распознавании жестов.

Техас меняет правила: больше свободы — меньше хаоса

Техас долго был удобной площадкой для тестов Waymo, Volkswagen и других компаний из-за меньшего числа ограничений. Но в этом году законодательное собрание штата решило иначе: теперь компаниям нужно получать разрешение от Управления автомобильного транспорта. Норма начнет действовать в конце мая.

Старший директор по стратегии и инновациям Департамента транспорта Техаса Дарран Андерсон подчеркнул: здесь не подходит модель «действовать быстро, нарушать правила и захватывать рынок». Речь идет о безопасности и качестве решений.

Как ездит роботакси Tesla: впечатления без восторгов

Журналисты New York Times совершили в Остине четыре поездки на роботакси Tesla. В целом машина показала себя неплохо, но идеальной ее назвать нельзя. По неизвестным причинам в двух случаях сотрудник безопасности сидел на водительском месте, а в двух других — на пассажирском. О работе им говорить не разрешали, кроме нейтральных тем вроде погоды.

Из заметных эпизодов:

  1. Однажды автомобиль проехал перекресток в момент, когда сигнал сменился с желтого на красный. Маневр спорный, но подобное делают и водители-люди.
  2. В другой поездке машина высадила репортера так, что до точки назначения пришлось идти еще около десяти минут пешком.

Сервис при этом работает не всегда стабильно: приложение нередко показывает отсутствие доступных машин или предлагает долго ждать. Зато цена выглядит привлекательной — 20-минутная поездка по Остину обошлась в 5,34 фунта стерлингов.

Отношение жителей: страх есть, но доверие растет

Несмотря на критику и вопросы к технологии, часть горожан относится к роботакси позитивно. Скотти Рейсс, основатель A Girls Guide to Cars, считает, что автономные машины могут быть безопаснее человеческого вождения. По ее словам, если бы она могла посадить маленькую дочь в самоуправляемый автомобиль, ей было бы спокойнее (фото: Tesla).

Популярные статьи:

-2