Найти в Дзене
Арт-альбом

Здравствуй, дедушка Мороз

В каждой стране живёт волшебный старец, который дарит взрослым и детям на Рождество и Новый год подарки. Но у каждого из этих дедушек, при всей их схожести, есть своя собственная биография. Восточные славяне почитали Мороза, были у него и другие имена — Студенец, Трескунец, Морозко — как хозяина стужи и зимнего холода. А в 1841 году он впервые стал литературным персонажем в сборнике «Сказки дедушки Иринея» Владимира Фёдоровича Одоевского. В сборник вошла сказка «Мороз Иванович». Так впервые фольклорный Мороз стал литературным героем. У Мороза Ивановича на тот момент времени не было привязки ни к Рождеству, ни к Новому году. Образ Мороза затем много раз осмысливали русские писатели и поэты. У одних он был злой силой, угрозой всему живому, у других — добрым стариком-волшебником, властителем зимнего леса, украшающим его, заботящимся о растениях и зверях. Во второй половине XIX века произведения о Морозе стали включать в различные детские литературные сборники, выходившие к Рождеству. И

В каждой стране живёт волшебный старец, который дарит взрослым и детям на Рождество и Новый год подарки. Но у каждого из этих дедушек, при всей их схожести, есть своя собственная биография.

Восточные славяне почитали Мороза, были у него и другие имена — Студенец, Трескунец, Морозко — как хозяина стужи и зимнего холода. А в 1841 году он впервые стал литературным персонажем в сборнике «Сказки дедушки Иринея» Владимира Фёдоровича Одоевского. В сборник вошла сказка «Мороз Иванович». Так впервые фольклорный Мороз стал литературным героем. У Мороза Ивановича на тот момент времени не было привязки ни к Рождеству, ни к Новому году. Образ Мороза затем много раз осмысливали русские писатели и поэты. У одних он был злой силой, угрозой всему живому, у других — добрым стариком-волшебником, властителем зимнего леса, украшающим его, заботящимся о растениях и зверях.

Во второй половине XIX века произведения о Морозе стали включать в различные детские литературные сборники, выходившие к Рождеству. И постепенно Мороз Иванович превратился в рождественского Деда Мороза и стал обязательным атрибутом праздника. А в СССР он превратился в главного персонажа Нового года.

Фото: tr.pinterest.com
Фото: tr.pinterest.com

Формирование образа Деда Мороза как рождественского персонажа в Российской империи начинается так же, как и в остальных странах, в XIX веке. На детские ёлки он стал проникать после многочисленных ребячьих вопросов: «Кто приносит ёлку в дом?», «Кто оставляет подарки?». Для ответов взрослым пришлось вспомнить литературного «Мороза Ивановича». Вскоре на русских ёлках появилась новая игрушка — старичок в длинной шубе с мешком за спиной. Затем его, заметно увеличившегося в размере, стали ставить под ёлку. Появились рождественские дедушки и в качестве кондитерских изделий.

«Дед Мороз с подарками». Гипс. СССР 1930-40-е годы. Фото: вятский-самовар.рф
«Дед Мороз с подарками». Гипс. СССР 1930-40-е годы. Фото: вятский-самовар.рф

Ближе к концу века ряженые старики начали приходить и на детские праздники в дома горожан. В то время дети были уверены, что не только подарки, но и саму ёлку им приносит добрый волшебник-дед, хотя известны случаи, когда дарителем ёлки объявляли и младенца Иисуса, и бабушку Зиму, и неких старичков-кулачков, и других мифических персонажей.

Дед Мороз в XIX веке выглядел так: румяный старик с красным носом, с седой бородой, на голове белая шапка, на ногах валенки, в руках палка или посох, за плечами мешок или котомка с подарками. По поводу цвета шубы Деда Мороза ведутся жаркие споры. Одни исследователи утверждают, что сначала Дедушка ходил в белой или синей длинной шубе (иногда отороченной лебединым пухом) или тулупе на толстом меху. В пользу холодных оттенков наряда говорит тот факт, что Дед Мороз — зимний персонаж, повелитель холодов. Другие считают, что шуба была красной, поскольку почти все рождественские традиции Россия переняла с Запада, где все праздничные деды как один перешли на красные одеяния.

Наш Дед не носил никаких ремней, а подвязывал шубу кушаком. В отличие от своих западных «коллег» у нашего Мороза шуба, шапка и рукавицы всегда обильно расшиты всевозможными узорами (звёзды, снежинки, традиционные русские орнаменты). Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, с треугольным вырезом на лицевой части.

Дед Мороз, Снегурочка и олимпийский Миша на Ленинских горах. 1979 год. Фото: Иванов Олег, Уткин Игорь / Фотохроника ТАСС
Дед Мороз, Снегурочка и олимпийский Миша на Ленинских горах. 1979 год. Фото: Иванов Олег, Уткин Игорь / Фотохроника ТАСС
Новогодняя ёлка в Кремле, 1977 год. Фото: Олег Иванов и Борис Кавашкин / Фотохроника ТАСС
Новогодняя ёлка в Кремле, 1977 год. Фото: Олег Иванов и Борис Кавашкин / Фотохроника ТАСС

Дед Мороз во время показательных выступлений по аэробике в «Олимпийском». 1984 год. Фото: Игорь Уткин, Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС
Дед Мороз во время показательных выступлений по аэробике в «Олимпийском». 1984 год. Фото: Игорь Уткин, Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС

В советские годы облик Деда Мороза почти не претерпел никаких изменений. Разве что он стал позволять себе появляться не в валенках, а в расшитых сапогах с приподнятым носком. Иногда у них имелся небольшой скошенный каблук. В одежде современного Деда Мороза из Великого Устюга отчётливо заметно влияние костюма боярина Московской Руси. К примеру, широкие рукава с прорезью на уровне локтя — признаки старинной верхней одежды охабень.

Дед Мороз из Великого Устюга. Фото: rg.ru
Дед Мороз из Великого Устюга. Фото: rg.ru