Люди перестают крестить своих детей...Эта тенденция в последнее время стала столь заметна, что даже духовенство (РПЦ МП, если конкретно - ведь все остальные христианские деноминации в России по численности «тех, кто причисляет себя к...» маргинальны) вынуждено признать, что да - без веры Таинство Крещения не имеет смысла.
И кажется, что это действительно так - ведь исследование конкретной веры входит составной частью в Чин совершения Таинства Крещения.
Но согласиться с этой логикой всё-таки нельзя. Ведь это в древние времена христианами становились не христиане, дети язычников. Или, как уже в самое Новейшее время в СССР - дети атеистов или сами они, не будучи крещены в своем детстве.
Сейчас же это все совершенно иначе - и не желание крестить детей проявляют формально крещенные люди. Даже люди, которые, по данным социологии, именно «причисляют себя к...». Только вот причисляя себя - они отдают себе отчёт в том, что в Бога они не верят ни в каком смысле, а уж тем более не желают себя связывать с религиозной организацией Церкви - а для них Церковь по-иному и не существует - только как некая секта почитателей сказок. Впрочем, нельзя не признать, что в этом есть и положительная сторона - по крайней мере это честно (как им кажется).
Но, признавая за людьми право выбора и относясь с уважением к их [несколько извращённой] честности, тем не менее принять такую позицию - не выходит. Да и не должно быть для христианина приемлемой нормой, что его ближний «честно плюет» на Бога и Его дар человечеству - Церковь. Тем более, если этот ближний уже, пусть не имея понятия, путь даже формально - но сподобился прикосновения к Благодати Божией. Даже иначе... И вот об этом хотелось бы немного поговорить.
#######
Таинство Крещения...Право же - как мало даже среди т.н. «церковных» людей тех, кто всерьез задумывался об этом. Как легко и без хлопот нам всем достается то, ради чего Сын Божий родился и жил в этом исковерканном людским злом мире, ради чего Он и Сам пошел на мучительную смерть от рук злых людей. Злых - не только потому, что такова была их натура, их воспитание, но и потому, что они смотрели на свою веру формально, как на религиозный культ своего народа. Ведь вполне достаточно «быть причисленным к...» - а что ещё надо? Как это у Достоевского много веков спустя будет сказано словами Великого Инквизитора: «Уйди! Ты нам мешаешь!».
Да - Он мешает. Всем Он мешает. Само Его бытие доводит некоторых до бешенства. Так чего же ради и в самом деле им приобщать себя и своих детей к Нему? Логика как будто завязалась в узел - и разве что несколько обидно, что кого-то назвали злым. Ведь на самом то деле мы добрые - просто пусть Он нам не мешает!
Однако, всё-таки крестят детей и в таком случае - ради непонятной традиции. Крестили раньше. А сейчас все стали честными - и не хотят. Что ж...Они просто не понимают чего сподобилась сами в свои незапамятные времена. И чего лишают своих детей!
#######
Крещение - есть Таинство. Первое из церковных Таинств. То - без чего для человека теряет смысл понятие «таинства» и не имеет никакого смысла понятие Церкви.
Говоря так всегда появляется некий «посторонний звук», порожденный нашим веком неверия и деградации смыслов - как будто речь идёт о какой-то инициации в секту. И, если честно, - то, к сожалению, многие, слишком многие, так себе это и представляют. В том числе - среди духовенства!
Но это - не так. Хотя, как и всякое Таинство, Крещение - не есть формальный акт «приобщения к..». Не есть обещание верности какой-то секте. Нет!
Крещение - это новое творение. Это радикальное изменение человеческого естества.
Как видим мы все в нашей жизни - это изменение может и не приводить к «приобщению к...» и уж тем более не порождает каких-то законных ограничений, связанных с клятвой (хотя, как уже говорилось выше - исследование веры при совершении Чина Оглашения при Крещении является одним из ключевых моментов, как и три раза задаваемые вопросы об отречении крещаемого от сатаны и приобщении ко Христу - а это ведь и есть по сути форма клятвы).
И, тем не менее - Крещение не было бы Таинством , если бы было лишь формальным росчерком пера на каком-то, не имеющем законной силы, бланке.
К сожалению - люди об этом не знают. Как выше было сказано - даже «церковные» люди.
Не знают - что Крещение буквально разбивает камень человеческой природы, закрытой от Бога. Буквально - открывает глаза, нет - делает человеку, его душе глаза, отныне и навсегда позволяющее созерцать Бога. Но есть и другой - несколько негативный образ - Крещение прорезает в замкнутой человеческой натуре такую щель, через которую начинают «сквозить» свежие ветры Истинной Жизни, сокрытой в Боге.
Я ранен светлой стрелой - меня уже не излечат
Я ранен светлой стрелой - чего мне желать ещё...
Так поется в одной из старых известных песен Бориса Гребенщикова. Не знаю, отдавал ли БГ себе в этом отчёт, - но он несомненно описал действие Таинства Крещения на человеческое естество. Да и любого другого Таинства, впрочем.
########
Итак - свершилось! И вот, человек - новая тварь. Не человек, а нечто иное. Вроде как эльф у Толкиена. Да нет - и это слабое сравнение! Ведь при Крещении человек - обоживается!
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Так сказано у одного из Отцов Церкви Григория Богослова.
И обожившись, приобщившись к нетварной (то есть ничему из материального, сотворенного [тварного] мира не соответствующей!) энергии, называемой Благодатью, истекающей из недр Божества и являющейся Его явленным образом в тварном мире, человек становится членом Царства Божьего - его полноправным гражданином.
А вместе с тем - и соработником Богу, то есть Его священником.
И это не фигура речи, как может кому-то показаться - это истинный и непреложный факт, прямо и недвусмысленно выраженный ближайшим учеником Иисуса Петром в его Соборном Послании.
Об отношении священства и духовенства следует говорить отдельно. Однако следует четко понимать - все крещенные люди есть священники Богу. И Его соработники в мире.
Соработники - потому, что сотворенный Им мир - это наш мир. Этот мир был создан Им для нас. И Он, родившись в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода - исполнил то, что хотел - стал одним из нас, первым среди равных, как сказано у апостола Павла. Чтобы жить с нами в нашем мире.
#######
Обоженные в Таинстве Крещения члены Царства Божьего, Его народ, Его братья и сестры - в мире составляют зримый образ Царства, суть Его Церковь. А раз Он Царь, то и Его народ - народ царей. И Церковь - не есть «религиозная организация, приобщающая к...». Нет - это то самое Царство Божие, явленное в силе уже сейчас,в текущей истории.
Народ царей и священников!
Это новое общество - не Монархия Бога (хотя оно и Царство, а Он - Царь) и не демократия людей. Но как небо далеко от земли, так и все наши понятия, порожденные нашей жизнью, - далеки от определения Церкви известными терминами. Единственное, что нам доступно вполне, это то, что Церковь царей и священников - есть Царство любви. Во всех ее возвышенных формах и пониманиях. И если мы, крещенные, Его народ и Его священники - то мы сослужители Ему в любви. И соработники Ему в постоянном обновлении и усовершенствовании нашего - Им сотворенного для нас - мира.
#######
Итак - стоит ли нам принять «честность» тех, кто не считает необходимым креститься самому и крестить своих детей? Да проще - можем ли мы это?!
Увы - у нас нет выбора. Да и в конце концов - выше уже говорилось о том, что Таинство, раз совершенное, уже не изгладимо. Ветры Благодати все равно веют в душах наших несчастных собратьев (да - и собратьев и да - несчастных, по сути больных).
Но им всё-таки следует знать, что сознательное и упорное противление Благодати Божией есть грех - единственный из всех грехов, который, по словам Иисуса, не будет прощен ни нынче, ни в будущем. Этот грех называется хулой на Духа Святого. Потому, что со времён Вознесения Бог Своим Духом действует в мире, зовёт всех в Свое Царство. Но этот грех - как и любой грех - есть сознательное закрытие раз открытых при Крещении глаз. Именно тот самый вопль ненависти «Уйди! Ты нам мешаешь!».
Человек ведь и при Крещении может не утерять ничего из того, чем жил - если он при Оглашении лгал и не сделал никаких даже условных попыток отречься от сатаны, всех дел его и всей гордыни его. Возможно, что именно этим жутковатым фактом объясняется то, что формально крещенные не задумываясь отказываются от данного им призвания.
И если грех противления Богу не прощен - это не значит, что Бог зол и изменил Себе в любви к творению. Это значит только то, что Он, давая все, не отнял свободы даже во имя любви. И во имя любви же - позволяет каждому жить в меру своего выбора и тут и в будущем