Медведь для народов, живущих бок о бок с тайгой, всегда был больше, чем просто зверь. Он воспринимался как могущественный хозяин леса, а его мясо — как запретный плод. Удивительно, но схожий запрет на употребление медвежатины независимо друг от друга существовал и у русских старожилов Сибири, и у коренных сибирских народов. Его корни уходят не в практическую пользу, а в глубины мифологического сознания, видевшего в медведе существо, слишком близкое к человеку.
Русские «людей» не едят
Для русских переселенцев в Сибири запрет был вызван не древними культами, а непосредственными, пугающими наблюдениями. Этнографы отмечали, что главной причиной была поразительная антропоморфность медведя. Освежёванная туша поражала охотников своим строением: лапы, похожие на человеческие руки с пятью пальцами, общее телосложение и, особенно, наличие у медведицы молочных желез, как у женщины. Медведь мылся в реке «как человек», обучал детёнышей, был «музыкален» — играл на расщеплённом дереве, танцевал. За ним наблюдали за играми с человеческими предметами (вёдрами) и даже за искусным умением плеваться. Считалось, что у медведя «слабое сердце» и его можно напугать до смерти. Он мстил обидчикам, стыдился при виде обнажённой женщины, а в отношениях с сородичами вёл себя «как люди, а не как собаки».
Всё это рождало устойчивое представление, что есть медвежатину — это почти каннибализм, «людей не едим». Особенно строгий запрет касался медведей-людоедов: употребление мяса зверя, который мог питаться человечиной, считалось крайне опасным и оскверняющим.
Лесных людей не едим!
Запрет на медвежатину у сибирских народов тоже связан с тем, что животное похоже на человека. У якутов существуют предания о том, что когда охотники убивают медведя, то во время свежевания под шкурой находят то кожаный мужской пояс, а то – серебряные женские украшения, которые обнаруживают на пальцах в виде колец или на лапах – в виде браслетов.
Якутские охотники находят освежеванного медведя похожим на женщину. На эту тему существует предание, по которому женщина выходит замуж за медведя, рожает от него детей, воспитывает их, а сама уходит в лес и становится медведицей.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Специалист по палеоазиатам Лев Яковлевич Штернерг описывал подобный сюжет, существовавший в Приамурье у гольдов (нанайцев). По нему нанайская женщина родила детей (нани-хаlа) от медведя, а потом ушла в лес, к «мужу», взяв с детей обещание три года не убивать медведей, но дети ослушались и уже на третий год пошли охотиться и убили мать. Обнаружили они это, свежуя зверя – под шкурой у того был найден женский нагрудник.
Советский этнограф Ерухим Абрамович Крейнович в работе «Медвежий праздник у кетов» писал, что нивхи тоже считали медведя человеком – они верили, что у каждого зверя на поясе под шкурой есть мешочек, в котором медведь носит огниво и трут для розжига огня.
Не ешь родных!
Но в некоторых случаях у сибирских народов допускалось охотиться на медведя и даже лакомиться его мясом. Подобная охота происходила редко, не чаще одного-двух раз в год и сопровождалась множеством запретов, соблюдение которых, как указывает культуролог Юлия Александровна Кошкарева в работе «Ритуальные запреты во время медвежьего праздника» должно было оградить охотников от мести животного.
Нельзя было называть зверя по имени или вслух говорить о цели охоты, после добычи медведя обязательно проводили ритуал прощания с ним, а позже – соблюдали целый ряд обычаев, связанных с мясом, костями и шкурой животного. У кетов существовал запрет оставлять тушу медведя у берлоги, они верили, что в берлоге зверь оживет. Нельзя было давать собакам слизывать кровь зверя-предка – это было вызвано все той же схожестью медвежьей туши с человеческим телом. При разделывании туши нельзя было ломать медведю кости, а все остатки пиршества следовало особым образом похоронить.
Множество запретов сосуществовало в части поедания разных частей туши медведя или отдельных органов. У орочей женщинам вообще запрещалось притрагиваться к мясу медведя – есть его могли лишь мужчины. Подобный запрет существовал у манси и хантов – он был связан с мифом, по которому «человеческая дочь медведя» не должна была есть медвежатину из страха съесть своих родных.
Подытоживая написанное, можно с уверенностью сказать, что основной мотив запрета на медвежатину была опасность каннибализма – реального, если медведь же ел человечину или мифологического – если его почитали как предка и близкого родственника людям.
«Чёрный список» Крупской: какие книги вдова Ленина приказала изъять из библиотек
Звук падения гроба: что произошло на похоронах Брежнева на самом деле
Эксгумация мощей Александра Невского: что поразил
The post «Предок в шубе»: почему в Сибири запрещена медвежатина appeared first on Русская семерка.