Найти в Дзене
Зелёная Точка Старта

Госдума и Президент России, обяжут выделять 5% парковочных мест под зарядки для электромобилей. Конец «вольнице».

То, о чём мы годами говорили в «Зелёной Точке Старта» как о необходимом условии электромобильной революции и развитии инфраструктуры, наконец обретает силу не рекомендации, а прямого федерального закона. В Госдуму внесён (наконец-таки) проект, который навсегда закрывает вопрос «хочу — поставлю, не хочу — не поставлю» (зарядную станцию для электромобилей) для владельцев различного рода зданий и комплексов с наличием парковочных пространств. Игра в либерализм, в стиле «хочу — вскочу, не хочу – не вскочу» заканчивается. Начинается эра обязательной инфраструктуры. И тут, как говорится, незнание закона не освободит от ответственности. Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству назначен ответственным за проект № 1055315-8 «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о нормативах обеспеченности объектов капитального строительства машино-местами)», который планируется рассмотреть в первом чтении уже в феврале 2026 год
Оглавление
   Госдума и Президент России, обяжут выделять 5% парковочных мест под зарядки для электромобилей. Конец «вольнице».
Госдума и Президент России, обяжут выделять 5% парковочных мест под зарядки для электромобилей. Конец «вольнице».

То, о чём мы годами говорили в «Зелёной Точке Старта» как о необходимом условии электромобильной революции и развитии инфраструктуры, наконец обретает силу не рекомендации, а прямого федерального закона.

В Госдуму внесён (наконец-таки) проект, который навсегда закрывает вопрос «хочу — поставлю, не хочу — не поставлю» (зарядную станцию для электромобилей) для владельцев различного рода зданий и комплексов с наличием парковочных пространств.

Игра в либерализм, в стиле «хочу — вскочу, не хочу – не вскочу» заканчивается. Начинается эра обязательной инфраструктуры. И тут, как говорится, незнание закона не освободит от ответственности.

Сухая буква закона: что меняется на самом деле.

Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству назначен ответственным за проект № 1055315-8 «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о нормативах обеспеченности объектов капитального строительства машино-местами)», который планируется рассмотреть в первом чтении уже в феврале 2026 года. Суть чётко изложена в самом документе.

Цитируем дословно:

«…Региональные нормативы градостроительного проектирования должны устанавливать нормы обеспеченности парковочными местами… в том числе оборудованными зарядными станциями для электромобилей и инфраструктурой для их установки, в количестве не менее 5% от общего числа парковочных мест

Кстати, это не новая цифра. 5% — эта норма уже годы прописана в СНиПах Минстроя. Но вся соль — в одном слове из пояснительной записки, которое меняет всё: «обязать».

«…законопроектом предлагается обязать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать нормы… в том числе оборудованными зарядными станциями… в количестве не менее пяти процентов… (как на стоянках в пределах улично-дорожной сети, так и на парковках возле отдельно стоящих объектов капитального строительства в жилых и общественно-деловых зонах) должны быть оборудованы электрическими зарядными станциями или как минимум обеспечены всей необходимой инфраструктурой для их последующей установки. Устанавливаемое требование фактически переводит в разряд обязательной нормы ранее действовавшую рекомендацию Минстроя России.»

Раньше это была рекомендация. Теперь это будет государственное предписание, внесённое в Градостроительный кодекс. Разница — как между советом «было бы неплохо» и приказом по части.

И для большего понимания, просто посмотрите, как это определяется в законодательном процессе:

  • Форма законопроекта — Федеральный закон
  • Ответственный комитет — Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
  • Отрасль законодательства — 090.050.050 Градостроительные нормативы.
  • Тематический блок законопроектов — Экономическая политика
   Прохождение в Госдуме проекта федерального закона № 1055315-8 «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о нормативах обеспеченности объектов капитального строительства машино-местами)»
Прохождение в Госдуме проекта федерального закона № 1055315-8 «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о нормативах обеспеченности объектов капитального строительства машино-местами)»

Ну, это чтобы ни у кого из «сомневающихся» или противников не было иллюзий. Всё серьёзно. Окончательные правки и предложения могут предлагатьсядо 30 декабря 2025 года. Но, скорее всего, в первое и последующие чтения законопроект пойдёт без каких бы то ни было правок. Там править то особо и нечего. Всё предельно кратко и понятно.

Почему это происходит сейчас? Потому что прогнозы были ошибочными.

Власти наконец-то открыли глаза на реальность. В пояснительной записке к закону есть два ключевых признания:

  1. «Фактическое развитие зарядной инфраструктуры на данный момент существенно отстаёт от поставленных ориентиров.» (В феврале 2025 года было всего ~8 185 станций при цели в 72 000 к 2030 году).
  2. Приводится сценарий, по которому к 2030 году в России может быть уже 19,5 млн электромобилей. Даже если эта цифра завышена, она показывает: государство осознало, что прежние «консервативные» прогнозы — полная ерунда. Парк растёт вопреки всему.

На 1 июля 2025 года было зарегистрировано уже 138,5 тыс. электромобилей и гибридов (хотя, и эта цифра несколько занижена). Это те, кто уже сегодня нуждается в зарядке. Их не остановили ни кризис авторынка, ни утильсборы. А значит, остановить нужно другое — волюнтаризм и зашоренность собственников парковочных пространств.

Личный опыт: «Нам это не нужно и не актуально».

Мне, как и многим, кто реально занимается развитием инфраструктуры, знакома эта песня. Приходишь к владельцу торгового центра или жилого комплекса с предложением: «Всё за наш счёт. Дайте только место и точку подключения к вашим свободным мощностям». Казалось бы, выгода очевидна: ты повышаешь привлекательность своего объекта для растущей категории клиентов, не потратив ни рубля.

Но в ответ часто слышал: «А мы не хотим и не будем ставить зарядки. Нам это не нужно, и нам это не актуально». Это классическая позиция человека, который смотрит в своё «кассовое окно», а не на стратегию развития страны. Им плевать на государственную Концепцию развития электротранспорта до 2030 года. Их логика: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу». Логика мелкого начальничка, любящего свой коптящий BMW или Крузак, и испытывающего такую неприязнь к электромобилям, что «даже кушать не может», видя их.

С этим законом такая «лафа» заканчивается. Теперь «хочу» или «не хочу» будет определять не персона с личными пристрастиями, а статья Градостроительного кодекса. Умные, кто шёл навстречу раньше, уже в выигрыше. Остальным придётся подчиниться. А тем, кто откажется, будут применяться меры — закон без механизма принуждения это просто бумажка.

И кстати, и это важно. В Пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту прямо говорится:

«Реализация Федерального закона «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета».

То есть, это именно то, о чём я говорил и говорю тем, к кому иду, предлагая ставить зарядные станции – вы ничего не теряете, вы только приобретаете. Теперь об этом говорят в Госдуме, продвигая законопроект.

Что это даст? Системный сдвиг вместо точечных побед.

Главный эффект — системность. Как сказано в пояснительной записке:

«Ежегодный ввод новых жилых комплексов, общественно-деловых центров и иных объектов с парковками будет автоматически сопровождаться ростом числа точек зарядки.»

Каждый новый дом, каждый новый бизнес-центр по умолчанию будет приносить с собой новые зарядные места. Это не точечная установка энтузиастами, а интеграция в саму ткань городской инфраструктуры. Государство, наконец, поняло: чтобы люди массово пересаживались на электромобили, они должны видеть зарядку не как экзотику, а как такую же обыденность, как асфальт под колёсами или фонарь над парковкой.

Вывод: Раньше я предлагал. Теперь будет не предлагать, а обязывать федеральный закон.

Раньше это была наша инициатива, наш труд, наши переговоры, наш энтузиазм. Мы были просителями. Теперь Государство берёт функцию драйвера процесса на себя. Оно ставит точку в споре «актуально — не актуально».

Это правильный и давно назревший шаг. Без такого жёсткого, обязательного к исполнению правила мы могли бы ещё десятилетия топтаться на месте, упрашивая каждого отдельного «царя» в его «паркинг-царстве».

Электрическая мобильность в России переходит из фазы энтузиазма отдельных лиц в фазу государственной политики. И это единственный возможный путь к настоящему массовому переходу.

Закон — не панацея, но это тот самый каркас, на который можно наращивать всё остальное. Игнорировать его уже не получится.

P.S.

Никаких сомнений быть не должно, что данный законопроект будет принят в весеннюю сессию Госдумы, и уже к лету его нормы станут обязательными.

Но что должен уже сейчас делать разумный владелец, заказчик и застройщик? Да, уже сейчас. А уже сейчас, понимая, что и как будет, надо закладывать на этапе проектирования и строительства места на парковочных пространствах под обеспечение их зарядных оборудованием, и подводом необходимой дополнительной мощности. И это надо делать сейчас, заранее, чтобы потом не пришлось снова «ковырять» асфальт или стены, чтобы прокладывать кабели, от которых будут запитываться зарядки. Это же элементарно, Ватсон.

Приблизительное время чтения: 6 минут

Содержание

  • Сухая буква закона: что меняется на самом деле.
  • Почему это происходит сейчас? Потому что прогнозы были ошибочными.
  • Личный опыт: «Нам это не нужно и не актуально».
  • Что это даст? Системный сдвиг вместо точечных побед.
  • Вывод: Раньше я предлагал. Теперь будет не предлагать, а обязывать федеральный закон.P.S.