Найти в Дзене

Мне надоело ваше «бедненький». Или почему Лихтенберг был прав

⬜️ Сочувствие — неважная милостыня. Как нам перестать быть нищими благотворителями? 🔹 Знаете, какой момент в разговоре я стала ловить, как бомбу с часовым механизмом? Момент, когда после моей искренней, выстраданной исповеди в ответ летит: 🔻 — Ой, я тебя так понимаю! У меня тоже... И дальше — история. Иногда похожая, чаще — нет. Но суть не в этом. Суть в том щелчке, который происходит у меня внутри. Щелчок опустошения. Мой маяк боли только что погасили, чтобы осветить другую бухту. Мне бросили монетку — «понимания». И прошли мимо. 🔹 Это и есть та самая «неважная милостыня» - сочувствие. Фраза Георга Кристофа Лихтенберга, холодная и точная, как скальпель. Мы думаем, что сочувствие — валюта высшего порядка. А он, физик и острослов XVIII века, приравнивает его к медяку, который бросают, не глядя в глаза. ❇️ Давайте признаем: мы все — и дающие, и принимающие — страшно запутались в этой сфере. ⚪️ Сцена первая. В кабинете у психолога. Девушка, умная, утонченная, рассказывает о выгоран
Оглавление

⬜️ Сочувствие — неважная милостыня. Как нам перестать быть нищими благотворителями?

🔹 Знаете, какой момент в разговоре я стала ловить, как бомбу с часовым механизмом? Момент, когда после моей искренней, выстраданной исповеди в ответ летит:

🔻 — Ой, я тебя так понимаю! У меня тоже...

И дальше — история. Иногда похожая, чаще — нет. Но суть не в этом. Суть в том щелчке, который происходит у меня внутри. Щелчок опустошения. Мой маяк боли только что погасили, чтобы осветить другую бухту. Мне бросили монетку — «понимания». И прошли мимо.

🔹 Это и есть та самая «неважная милостыня» - сочувствие. Фраза Георга Кристофа Лихтенберга, холодная и точная, как скальпель. Мы думаем, что сочувствие — валюта высшего порядка. А он, физик и острослов XVIII века, приравнивает его к медяку, который бросают, не глядя в глаза.

❇️ Давайте признаем: мы все — и дающие, и принимающие — страшно запутались в этой сфере.

⚪️ Сцена первая. В кабинете у психолога.

Девушка, умная, утонченная, рассказывает о выгорании. Говорит ровно, почти без эмоций. И вдруг срывается:

🔸— Меня бесит мой муж. Я прихожу убитая, а он говорит: «Бедная моя, устала». И гладит по голове.
🔸 Мне хочется кричать: «Не гладь! Пойми, что там, внутри!»
🔸 Но как крикнешь? Он же сочувствует. Он добрый.

⬜️ Она плачет от стыда за свою ярость на доброту. А я вижу перед собой классическую картину: он дает милостыню. Бросает ей мелкую монетку утешительного ритуала («я хороший муж, я заметил твою боль») и с чистой совестью идет смотреть футбол.

❗️Ему невдомек, что она просила не медяков, а партнерства. Не «бедная», а «давай вместе подумаем, как тебе быть».

🔹 Сочувствие-милостыня успокаивает дающего. Он выполнил социальный ритуал. Он — хороший. А принимающий остается наедине со своей бедой, только теперь еще и обязанным чувствовать благодарность.

⚪️ Сцена вторая. Моя собственная, из прошлого.

Звонок подруге. Голос срывается: «Всё пропало. Катастрофа». (Тогда каждая неудача была катастрофой). А в ответ — энергичный, бодрый голос:

🔸 — Держись! Всё будет хорошо! Не раскисай! Я в тебя верю!

⬜️ Мне хотелось сквозь землю провалиться. Ее слова были как яркий, беспощадный свет. Они не освещали мою темную яму — они показывали, как я в ней, беспомощная, сижу. Это была милостыня оптимизма. Брошенная сверху. Без попытки спуститься вниз и посидеть в тишине.

🟢 Так что же важнее милостыни?

❗️Внимание. Не «я тебя понимаю», а «я не понимаю. Расскажи еще. Как это для тебя?» Это отказ от своей карты мира и попытка разглядеть чужую. Это риск. Это не монета, а время. Самое ценное.

❗️Молчаливое присутствие. Помните, в «Андрее Рублеве» монах просто сидит рядом с молчащей юродивой? Он не утешает. Он — просто есть. Это не милостыня. Это — причастие. Совместная быль.

❗️Действие, а не слово. Чашка чая, поставленная тихо на стол. Помощь нужна с проектом, который висит дамокловым мечом. Не «ой, как тебе тяжело с ребенком», а «я забираю твоего малыша на три часа, иди спи». Это перевод валюты из эмоциональной в практическую. Из дешевой — в твердую.

🔹 Мы разучились отличать сочувствие-вовлеченность от сочувствия-откупа. Первое требует сил, времени, душевной щедрости. Второе — дешево, быстро, штампуется конвейерно.

❇️ Лихтенберг, кажется, говорит нам жесткую, но освобождающую вещь: перестаньте собирать и раздавать эту духовную мелочь. Она обесценивает и того, кто дает, и того, кто принимает.

⚪️ Попробуйте завтра. Когда к вам придут с болью, откажитесь от первого импульса — бросить «ой, бедняжка». Замрите. Спросите себя: «Готов(а) ли я сейчас уделить часть своей души, а не откупиться от этого разговора?» Если нет — так и скажите. «Знаешь, сейчас у меня нет ресурса погрузиться, это будет нечестно». Это будет честнее и достойнее, чем фальшивая монета.

💢 А если к вам приходят с милостыней, когда вы просили хлеба... Научитесь мягко отказываться.

💠 — Я тебя так понимаю!
💠 — Спасибо. Но знаешь, мне сейчас важно не столько быть понятой, сколько просто выговориться. Можно я просто расскажу?

✔️ Это и есть путь из нищеты — перестать быть попрошайками чужих эмоций и мелочными раздавателями своих. И начать, наконец, строить настоящий, капитальный обмен — где в ходу не медяки, а цельные слитки внимания и присутствия.

✅ Именно в этом, как ни парадоксально, рождается настоящее сострадание. То, что лечит. А не то, что констатирует болезнь, кивает и проходит мимо, похлопывая по плечу.

Тамира СУГЛИНА.

Понравилась статья?

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы видеть другие интересные истории!