Удивительный взгляд на психологию власти, харизмы и церковного лидерства
Когда я впервые пришёл в служение, в глубине души я хотел быть духовной знаменитостью.
Разумеется, вслух я так не говорил. Я говорил, что хочу «достигать людей, строить общину, делать учеников» — ну, такие правильные духовные формулировки. Но если быть честным, я хотел построить самую большую церковь в мире. Или, по крайней мере, что-то достаточно впечатляющее, чтобы оставить свой след в истории.
«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!
И ещё я хотел, чтобы Бог мной гордился.
Я легко представлял, как прихожу к жемчужным вратам, а Иисус говорит мне:
«Ну, Дэн, надо отдать тебе должное. Не уверен, что смог бы спасти мир без тебя».
Оглядываясь назад, я понимаю, что действовал в основном из своего эго. Я был не так уж далёк от культуры вокруг. Просто для моей гордости и стремления к славе нашлась более “духовно оформленная” оболочка — служение.
Исследования показывают: для многих представителей поколения Z главная мечта — не богатство и не власть, а именно известность. Опрос в журнале Entrepreneur за 2023 год показал: 57 % зумеров выбрали бы карьеру инфлюенсера в соцсетях, если бы могли. Это логично. В мире, построенном на видимости и охватах, быть «заметным» стало новым способом почувствовать себя значимым.
Служение, по-своему, подпитывает тот же голод. Платформа, подписчики, проповеди, которые «вирусятся» — всё это легко начинает восприниматься как доказательство, что твоя жизнь важна. Что ты по-настоящему что-то значишь.
Подписывайтесь на наш новый канал в дзен: www.dzen.ru/honestpsy
Там вы сможете читать больше интересных статей
Поэтому когда один знакомый как-то сказал мне: «Все пасторы мегацерквей — нарциссы», я не стал защищаться. Я засмеялся, но и понял, о чём он. Я сам чувствовал это притяжение — тонкую, опьяняющую смесь призвания и эго, которая шепчет: может, Бог и правда призывает меня к величию?
Фактор личности
Фраза друга засела у меня в голове.
«Все пасторы мегацерквей — нарциссы», — сказал он.
Сначала я смеялся, но чем больше думал, тем сильнее меня это тревожило. Он совсем не прав? Или всё-таки задел какую-то неудобную правду, которую большинство служителей предпочитают не замечать?
Потому что на самом деле я встречал удивительных пасторов. Скромных, уравновешенных людей, которые тихо, без шума отдают себя другим. Но я видел и другой тип. Тех, кому нужно, чтобы в них нуждались. Тех, кто живёт на адреналине восхищения. Тех, кто, как и я когда-то, путает влияние с воздействием, а харизму — с призванием.
И я начал думать: а может, в церковное лидерство действительно тянет людей с определённым типом личности? И если да — не делают ли те же самые черты и успех, и саморазрушение одинаково вероятными?
Этот вопрос подвиг исследователя Джереми Джонсона из Университета Саутистерн изучить связь между личностью и пасторским лидерством. Он опросил 114 старших пасторов из разных деноминаций и церквей разного размера, чтобы понять, может ли тип личности предсказывать масштаб общины.
Результаты оказались неожиданными.
Используя Эннеаграмму — модель, описывающую девять основных типов личности, — Джонсон увидел ясный рисунок. Одни типы среди пасторов были представлены сильно, другие — почти полностью отсутствовали.
Самое поразительное: почти 80 % пасторов мегацерквей относились всего к двум типам личности.
Четыре из пяти пасторов, ведущих congregations в несколько тысяч человек, похоже, имеют очень похожую «прошивку». Прежде чем мы дойдём до этих типов, коротко — что такое Эннеаграмма.
Что такое Эннеаграмма?
Эннеаграмма — это модель типологии личности, которая за последние годы стала очень популярна (особенно среди миллениалов). Она помогает понять, почему мы ведём себя так, как ведём, и как взаимодействуем с другими. Эннеаграмма описывает девять типов людей — у каждого свои сильные стороны и слабости. Причём она пугающе точна.
Как и у многих, у меня при первом знакомстве с Эннеаграммой было ощущение, что мозг взорвался. Вдруг у меня появился мощный инструмент, который помогает лучше понимать себя и других — и при этом мягко приглашает к личностному и эмоциональному росту.
Если вы никогда не сталкивались с Эннеаграммой, я бы порекомендовал посмотреть. Если вы пока не знакомы с девятью типами, есть множество наглядных схем и инфографик с кратким описанием каждого.
Разумеется, ни один тип не «лучше» другого. У любого типа есть потенциал стать и токсичным, и по-настоящему живительным — всё зависит от внутренней работы самого человека. Но наш склад личности, конечно, может влиять на то, какой путь мы выбираем — в том числе и в профессии или служении.
И вот тут мы возвращаемся к пасторам…
Попробуйте предположить, какие два типа чаще всего встречаются среди пасторов!
Придумали? А теперь посмотрим.
Эннеаграмма и пасторы
В этом исследовании мегацерковью считалась община с средним еженедельным посещением более 2000 человек.
Из 114 опрошенных пасторов 58 относились к категории мегацерквей, 56 — нет.
Вот что выяснил Джонсон:
- Ни один из опрошенных пасторов не оказался Типом 4 по Эннеаграмме.
- Ни один пастор мегацеркви не был Типом 2, 4, 6 или 7.
- 79 % пасторов мегацерквей были Тип 3 или Тип 8.
- Среди пасторов не мегацерквей 46 % также относились к Типу 3 или Типу 8.
- Зная только размер общины, во многих случаях можно с удивительной точностью предположить тип личности пастора.
У меня буквально снесло крышу.
В общей популяции лишь около 17 % людей — Тип 3 или Тип 8. Почему же этих типов так много среди пасторов — особенно крупных церквей?
Скорее всего, потому что и Тройки, и Восьмёрки — обычно компетентные, ориентированные на результат личности. Они видят цель и понимают, что делать, чтобы её достичь. Они могут быть сильными лидерами. Они часто харизматичны, влиятельны, умеют вдохновлять большие группы людей.
У них есть потенциал мобилизовать людей на по-настоящему хорошие, важные дела. В этом смысле у Типов 3 и 8 действительно может быть преимущество в роли пастора крупной общины.
Тёмная тень
Но у каждого типа личности есть и тёмная сторона — точка «расслабления» или распада, где наружу вылезает худшее в человеке.
Интересно, что каждый тип Эннеаграммы традиционно связывают с одной из «смертных грехов» из Писания. Кто-то предпочитает говорить не «грехи», а «естественные пороки» — суть от этого не меняется.
- Базовый порок Типа 3 — обман, самообман (deceit).
- Базовый порок Типа 8 — чревоугодие/страсть/вожделение (в оригинале — lust, в более широком смысле — чрезмерная жажда власти, секса, контроля).
Может ли это объяснить, почему так много пасторов — особенно мегачерквей — оказываются замешаны в финансовых или сексуальных скандалах?
Посмотрим, как выглядит каждый тип в своей самой нездоровой форме.
Худшее в Типе 3
Тип 3 — это «исполнитель», «достиженец», «перформер». В нездоровом состоянии Тройка отчаянно пытается выглядеть безупречно, надевает всё новые маски, подстраиваясь под ожидания окружающих. Нездоровая Тройка часто превращается в настоящего нарцисса, готового к мстительности и разрушительным действиям, лишь бы не сталкиваться с собственными недостатками и невыносимым чувством несоответствия.
Худшее в Типе 8
Тип 8 — «защитник», «реформатор», «поборник», «челленджер». В нездоровом состоянии Восьмёрка становится очень гневливой, конфликтной, агрессивной, начинает «давить массой». Совсем нездоровый Тип 8 может превратиться в жестокого диктатора, который без колебаний уничтожает всё и всех, кто не подчиняется его воле.
Итак, все ли пасторы мегацерквей — нарциссы?
Нет.
Но каждый из них потенциально может им стать.
И что с того?
Всё это может показаться просто забавным психологическим фактом, но на самом деле поднимает очень болезненный вопрос:
каких людей мы продолжаем ставить во главе наших церквей?
Если почти 80 % пасторов мегацерквей — это всего два типа личности, это что-то говорит о том, какой стиль лидерства мы ценим. Нас тянет к уверенности, видению, харизме: к ярким спикерам, большим мыслителям, строителям «империй».
Проблема в том, что те же самые черты могут скрывать глубокую неуверенность, которая питается аплодисментами и контролем.
Церковь очень часто вознаграждает то, что выглядит успешным, даже если внутри это духовно пусто. Мы измеряем «плоды» количеством подписчиков и просмотров. Называем это «помазанием». Путаем личность с присутствием Бога.
Данные Эннеаграммы — это не диагноз, а зеркало. Оно показывает, как легко власть, перформанс и вера могут переплестись — и какой ущерб это приносит, когда лидеры перестают заниматься внутренней работой.
Возможно, дело не в том, чтобы называть пасторов этих типов «плохими», а в том, чтобы честно признать: каждый из нас по-своему уязвим для той же самой тяги — быть увиденным, быть правым, быть восхищаемым.
Противоядие — не «уменьшить амбиции».
Противоядие — углубить трансформацию.
Последнее слово
Я сам — Тип 8, «Челленджер». Тот, кто защищает, пробивает, проталкивает — и иногда просто переезжает людей катком.
В молодости я хотел «спасти мир для Бога». Сейчас я, честно говоря, просто стараюсь не переехать людей по дороге.
Если я когда-нибудь всё-таки попаду к жемчужным вратам, я очень сомневаюсь, что услышу:
«Ну, Дэн, без тебя бы не справился».
Скорее, Иисус покачает головой и скажет:
«Наконец-то ты понял, что Я в тебе не нуждался».
И знаете что — меня это устраивает.
Потому что, возможно, именно в этом и есть настоящая трансформация: когда стремление построить что-то грандиозное уступает место мужеству стать честным человеком.