Найти в Дзене
КОСМОС

Почему так много пасторов мегацерквей с одинаковым типом личности

Удивительный взгляд на психологию власти, харизмы и церковного лидерства Когда я впервые пришёл в служение, в глубине души я хотел быть духовной знаменитостью. Разумеется, вслух я так не говорил. Я говорил, что хочу «достигать людей, строить общину, делать учеников» — ну, такие правильные духовные формулировки. Но если быть честным, я хотел построить самую большую церковь в мире. Или, по крайней мере, что-то достаточно впечатляющее, чтобы оставить свой след в истории. «История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь! И ещё я хотел, чтобы Бог мной гордился. Я легко представлял, как прихожу к жемчужным вратам, а Иисус говорит мне:
«Ну, Дэн, надо отдать тебе должное. Не уверен, что смог бы спасти мир без тебя». Оглядываясь назад, я понимаю, что действовал в основном из своего эго. Я был не так уж далёк от культуры вокруг. Просто для моей гордости
Оглавление

Удивительный взгляд на психологию власти, харизмы и церковного лидерства

Когда я впервые пришёл в служение, в глубине души я хотел быть духовной знаменитостью.

Разумеется, вслух я так не говорил. Я говорил, что хочу «достигать людей, строить общину, делать учеников» — ну, такие правильные духовные формулировки. Но если быть честным, я хотел построить самую большую церковь в мире. Или, по крайней мере, что-то достаточно впечатляющее, чтобы оставить свой след в истории.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

И ещё я хотел, чтобы Бог мной гордился.

Я легко представлял, как прихожу к жемчужным вратам, а Иисус говорит мне:

«Ну, Дэн, надо отдать тебе должное. Не уверен, что смог бы спасти мир без тебя».

Оглядываясь назад, я понимаю, что действовал в основном из своего эго. Я был не так уж далёк от культуры вокруг. Просто для моей гордости и стремления к славе нашлась более “духовно оформленная” оболочка — служение.

Исследования показывают: для многих представителей поколения Z главная мечта — не богатство и не власть, а именно известность. Опрос в журнале Entrepreneur за 2023 год показал: 57 % зумеров выбрали бы карьеру инфлюенсера в соцсетях, если бы могли. Это логично. В мире, построенном на видимости и охватах, быть «заметным» стало новым способом почувствовать себя значимым.

Служение, по-своему, подпитывает тот же голод. Платформа, подписчики, проповеди, которые «вирусятся» — всё это легко начинает восприниматься как доказательство, что твоя жизнь важна. Что ты по-настоящему что-то значишь.

Подписывайтесь на наш новый канал в дзен: www.dzen.ru/honestpsy
Там вы сможете читать больше интересных статей

Поэтому когда один знакомый как-то сказал мне: «Все пасторы мегацерквей — нарциссы», я не стал защищаться. Я засмеялся, но и понял, о чём он. Я сам чувствовал это притяжение — тонкую, опьяняющую смесь призвания и эго, которая шепчет: может, Бог и правда призывает меня к величию?

Фактор личности

Фраза друга засела у меня в голове.

«Все пасторы мегацерквей — нарциссы», — сказал он.

Сначала я смеялся, но чем больше думал, тем сильнее меня это тревожило. Он совсем не прав? Или всё-таки задел какую-то неудобную правду, которую большинство служителей предпочитают не замечать?

Потому что на самом деле я встречал удивительных пасторов. Скромных, уравновешенных людей, которые тихо, без шума отдают себя другим. Но я видел и другой тип. Тех, кому нужно, чтобы в них нуждались. Тех, кто живёт на адреналине восхищения. Тех, кто, как и я когда-то, путает влияние с воздействием, а харизму — с призванием.

И я начал думать: а может, в церковное лидерство действительно тянет людей с определённым типом личности? И если да — не делают ли те же самые черты и успех, и саморазрушение одинаково вероятными?

Этот вопрос подвиг исследователя Джереми Джонсона из Университета Саутистерн изучить связь между личностью и пасторским лидерством. Он опросил 114 старших пасторов из разных деноминаций и церквей разного размера, чтобы понять, может ли тип личности предсказывать масштаб общины.

Результаты оказались неожиданными.

Используя Эннеаграмму — модель, описывающую девять основных типов личности, — Джонсон увидел ясный рисунок. Одни типы среди пасторов были представлены сильно, другие — почти полностью отсутствовали.

Самое поразительное: почти 80 % пасторов мегацерквей относились всего к двум типам личности.

Четыре из пяти пасторов, ведущих congregations в несколько тысяч человек, похоже, имеют очень похожую «прошивку». Прежде чем мы дойдём до этих типов, коротко — что такое Эннеаграмма.

Что такое Эннеаграмма?

Эннеаграмма — это модель типологии личности, которая за последние годы стала очень популярна (особенно среди миллениалов). Она помогает понять, почему мы ведём себя так, как ведём, и как взаимодействуем с другими. Эннеаграмма описывает девять типов людей — у каждого свои сильные стороны и слабости. Причём она пугающе точна.

Как и у многих, у меня при первом знакомстве с Эннеаграммой было ощущение, что мозг взорвался. Вдруг у меня появился мощный инструмент, который помогает лучше понимать себя и других — и при этом мягко приглашает к личностному и эмоциональному росту.

Если вы никогда не сталкивались с Эннеаграммой, я бы порекомендовал посмотреть. Если вы пока не знакомы с девятью типами, есть множество наглядных схем и инфографик с кратким описанием каждого.

Разумеется, ни один тип не «лучше» другого. У любого типа есть потенциал стать и токсичным, и по-настоящему живительным — всё зависит от внутренней работы самого человека. Но наш склад личности, конечно, может влиять на то, какой путь мы выбираем — в том числе и в профессии или служении.

И вот тут мы возвращаемся к пасторам…

Попробуйте предположить, какие два типа чаще всего встречаются среди пасторов!

Придумали? А теперь посмотрим.

Эннеаграмма и пасторы

В этом исследовании мегацерковью считалась община с средним еженедельным посещением более 2000 человек.

Из 114 опрошенных пасторов 58 относились к категории мегацерквей, 56 — нет.

Вот что выяснил Джонсон:

  • Ни один из опрошенных пасторов не оказался Типом 4 по Эннеаграмме.
  • Ни один пастор мегацеркви не был Типом 2, 4, 6 или 7.
  • 79 % пасторов мегацерквей были Тип 3 или Тип 8.
  • Среди пасторов не мегацерквей 46 % также относились к Типу 3 или Типу 8.
  • Зная только размер общины, во многих случаях можно с удивительной точностью предположить тип личности пастора.

У меня буквально снесло крышу.

В общей популяции лишь около 17 % людей — Тип 3 или Тип 8. Почему же этих типов так много среди пасторов — особенно крупных церквей?

Скорее всего, потому что и Тройки, и Восьмёрки — обычно компетентные, ориентированные на результат личности. Они видят цель и понимают, что делать, чтобы её достичь. Они могут быть сильными лидерами. Они часто харизматичны, влиятельны, умеют вдохновлять большие группы людей.

У них есть потенциал мобилизовать людей на по-настоящему хорошие, важные дела. В этом смысле у Типов 3 и 8 действительно может быть преимущество в роли пастора крупной общины.

Тёмная тень

Но у каждого типа личности есть и тёмная сторона — точка «расслабления» или распада, где наружу вылезает худшее в человеке.

Интересно, что каждый тип Эннеаграммы традиционно связывают с одной из «смертных грехов» из Писания. Кто-то предпочитает говорить не «грехи», а «естественные пороки» — суть от этого не меняется.

  • Базовый порок Типа 3 — обман, самообман (deceit).
  • Базовый порок Типа 8 — чревоугодие/страсть/вожделение (в оригинале — lust, в более широком смысле — чрезмерная жажда власти, секса, контроля).

Может ли это объяснить, почему так много пасторов — особенно мегачерквей — оказываются замешаны в финансовых или сексуальных скандалах?

Посмотрим, как выглядит каждый тип в своей самой нездоровой форме.

Худшее в Типе 3

Тип 3 — это «исполнитель», «достиженец», «перформер». В нездоровом состоянии Тройка отчаянно пытается выглядеть безупречно, надевает всё новые маски, подстраиваясь под ожидания окружающих. Нездоровая Тройка часто превращается в настоящего нарцисса, готового к мстительности и разрушительным действиям, лишь бы не сталкиваться с собственными недостатками и невыносимым чувством несоответствия.

Худшее в Типе 8

Тип 8 — «защитник», «реформатор», «поборник», «челленджер». В нездоровом состоянии Восьмёрка становится очень гневливой, конфликтной, агрессивной, начинает «давить массой». Совсем нездоровый Тип 8 может превратиться в жестокого диктатора, который без колебаний уничтожает всё и всех, кто не подчиняется его воле.

Итак, все ли пасторы мегацерквей — нарциссы?

Нет.

Но каждый из них потенциально может им стать.

И что с того?

Всё это может показаться просто забавным психологическим фактом, но на самом деле поднимает очень болезненный вопрос:

каких людей мы продолжаем ставить во главе наших церквей?

Если почти 80 % пасторов мегацерквей — это всего два типа личности, это что-то говорит о том, какой стиль лидерства мы ценим. Нас тянет к уверенности, видению, харизме: к ярким спикерам, большим мыслителям, строителям «империй».

Проблема в том, что те же самые черты могут скрывать глубокую неуверенность, которая питается аплодисментами и контролем.

Церковь очень часто вознаграждает то, что выглядит успешным, даже если внутри это духовно пусто. Мы измеряем «плоды» количеством подписчиков и просмотров. Называем это «помазанием». Путаем личность с присутствием Бога.

Данные Эннеаграммы — это не диагноз, а зеркало. Оно показывает, как легко власть, перформанс и вера могут переплестись — и какой ущерб это приносит, когда лидеры перестают заниматься внутренней работой.

Возможно, дело не в том, чтобы называть пасторов этих типов «плохими», а в том, чтобы честно признать: каждый из нас по-своему уязвим для той же самой тяги — быть увиденным, быть правым, быть восхищаемым.

Противоядие — не «уменьшить амбиции».

Противоядие — углубить трансформацию.

Последнее слово

Я сам — Тип 8, «Челленджер». Тот, кто защищает, пробивает, проталкивает — и иногда просто переезжает людей катком.

В молодости я хотел «спасти мир для Бога». Сейчас я, честно говоря, просто стараюсь не переехать людей по дороге.

Если я когда-нибудь всё-таки попаду к жемчужным вратам, я очень сомневаюсь, что услышу:

«Ну, Дэн, без тебя бы не справился».

Скорее, Иисус покачает головой и скажет:

«Наконец-то ты понял, что Я в тебе не нуждался».

И знаете что — меня это устраивает.

Потому что, возможно, именно в этом и есть настоящая трансформация: когда стремление построить что-то грандиозное уступает место мужеству стать честным человеком.