Найти в Дзене
КОСМОС

Мечты Tesla о роботакси мертвы

И Маск бежит от проблемы. Автопилот уже больше десяти лет является ключевой частью проекта Tesla. Именно он позволил инвесторам относиться к компании как к технологической, а не просто к производителю электромобилей. Это же раздувало капитализацию Tesla до абсурдных высот благодаря безумным ожиданиям. Кэти Вуд даже публично утверждала, что технология автопилота станет главным источником дохода компании к 2029 году, добавив ещё 7 триллионов долларов к её и без того фантастической оценке. «История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь! Но теперь «колёса отвалились», и вся эта мечта оказалась мертворожденной. Для Tesla это катастрофа. А то, как Маск собирается лечить эту самодельную рану, сделает всё ещё хуже. Август: Маск обещает 500 роботакси. Декабрь: «ну… примерно удвоим, будет 60» В октябре Маск заявил, что Tesla расширит свой крошечный экс
Оглавление

И Маск бежит от проблемы.

Автопилот уже больше десяти лет является ключевой частью проекта Tesla. Именно он позволил инвесторам относиться к компании как к технологической, а не просто к производителю электромобилей. Это же раздувало капитализацию Tesla до абсурдных высот благодаря безумным ожиданиям. Кэти Вуд даже публично утверждала, что технология автопилота станет главным источником дохода компании к 2029 году, добавив ещё 7 триллионов долларов к её и без того фантастической оценке.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

Но теперь «колёса отвалились», и вся эта мечта оказалась мертворожденной. Для Tesla это катастрофа. А то, как Маск собирается лечить эту самодельную рану, сделает всё ещё хуже.

Август: Маск обещает 500 роботакси. Декабрь: «ну… примерно удвоим, будет 60»

В октябре Маск заявил, что Tesla расширит свой крошечный экспериментальный парк роботакси в Остине (Техас) до 500 автомобилей.

Однако в прошлом месяце он внезапно «скорректировал планы»:

до конца декабря парк будет «примерно удвоен» — то есть всего до 60 машин.

Промах на 88%.

Подписывайтесь на наш новый канал в дзен: www.dzen.ru/honestpsy
Там вы сможете читать больше интересных статей

И самое смешное: эти «роботакси» — даже не роботакси.

По закону в них должен сидеть водитель-наблюдатель.

Tesla не получила разрешение ни в одном крупном городе

Маск хотел до конца года запустить полностью беспилотные роботакси Tesla в:

  • Финиксе
  • Сан-Франциско
  • Майами
  • Лас-Вегасе
  • Далласе
  • Остине
  • Хьюстоне

Но FSD — система Full Self-Driving — настолько не соответствует требованиям безопасности, что не может пройти сертификацию даже для supervised-режима, не говоря о полном автономе.

Скорее всего, именно из-за этого Tesla не смогла доставить обещанные 500 машин в Остин: власти просто отказались выдавать разрешения, потому что эти машины ездят ужасно. Если хочешь узнать, насколько плохо — автор предлагает почитать его предыдущую статью.

В реальности: десятки машин с «убийственным переключателем» и водителем сбоку

В Остине сейчас лишь несколько десятков «роботакси». В каждом — водитель, сидящий на пассажирском месте, которому по закону велено держать палец на кнопке аварийного отключения.

А если маршрут сложный — он должен пересаживаться на место водителя. «Очень успокаивает», да?

В Сан-Франциско машин чуть больше, но водитель обязан сидеть за рулём и быть готовым перехватить управление в любой момент. Иными словами — обычный водитель Uber, только купил FSD за большие деньги.

Итог:

  • у Tesla 0 полностью автономных такси,
  • и меньше 100 «усиленных» такси с обязательным водителем.

Причём такие машины дороже в эксплуатации, чем обычное такси: за FSD нужно платить, и водителю — тоже.

Не из-за нехватки ресурсов — просто власти не хотят такой опасный софт на дорогах.

Почему FSD провален? Коротко: Маск уничтожил проект сам

Маск настоял на стратегии vision-only — система видит только камеры, без радара, без лидара, без резервных систем безопасности.

В результате единственный способ достичь приемлемой безопасности — это создать ИИ, который распознаёт мир с почти 100% точностью.

Все только сейчас начинают осознавать простую вещь:

Это невозможно.

Сравнение с Waymo — и становится понятно, насколько Tesla отстаёт

Waymo уже располагает более чем 2000 полностью автономных роботакси.

Они работают:

  • в пяти крупных городах США,
  • и выходят ещё в шесть, включая Лондон и Токио.

Лондон считается одним из самых сложных городов для внедрения беспилотников — хаотичная средневековая планировка улиц, жёсткие законы и местные жители, которые ненавидят перемены.

Waymo туда заходит. Tesla — нет даже разрешения на один несупервизированный автомобиль.

Автоконцерны тоже не хотят FSD. Никто.

Одним из будущих источников дохода Tesla должен был стать лицензирование FSD другим производителям.

Если бы система действительно была лучшей — это принесло бы миллиарды.

Но Маск признал:

никто не хочет покупать FSD даже за «маленькую плату».

Почему бы это?

Возможно, потому что FSD почти никто не покупает и проекту отчаянно нужны деньги?

Или — потому что корпорации внимательно изучили данные и пришли к выводу:

FSD — небезопасная система.

Waymo уже лицензирует свою технологию Stellantis, Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz, Volvo.

И это при том, что у многих из них есть собственные системы автономии уровня 3.

Для сравнения:

**FSD — всё ещё уровень 2.

Водитель обязан постоянно следить за дорогой.**

Маск знает, что проиграл. Но признать ошибку не может

Чтобы исправить FSD и выполнить обещанное, Маску пришлось бы признать:

  • стратегия vision-only — провал;
  • проект зашёл в тупик;
  • 10 лет громких заявлений не подтвердились;
  • он сам разрушил систему, micromanaging её до смерти.

Но его эго этого не выдержит.

Поэтому вместо реальности он сбежал в фантазии.

Новый фокус Маска: продаём гуманоидных роботов по $20 000

В прошлом месяце Маск заявил, что будущее Tesla — это гуманоидные роботы.

Он обещает продавать:

  • «сотни миллионов»,
  • «или даже миллиард» роботов в год.

И 80% стоимости Tesla, по его словам, будет исходить от продаж этих самых роботов.

Удивительно знакомое число — те же 80%, что раньше обещали от роботакси.

При этом:

  • Tesla не продала ни одного робота,
  • и не показала ни одного реально полезного робота,
  • а первый руководитель проекта Optimus публично заявил, что гуманоидная форма «бессмысленна».

И это правда: даже ведущие эксперты по робототехнике считают, что полноценный гуманоид в ближайшие десятилетия невозможен.

Если Tesla не может сделать безопасную машину с двумя органами управления — как она построит человекоподобного робота с сотнями степеней свободы, работающего в любой среде?

Почему же Маск сбежал в «мир роботов»?

Потому что это уход от реальности.

Если он продолжит говорить про роботакси, начнут звучать вопросы:

  • «Почему так медленно?»
  • «Почему они такие плохие?»
  • «Почему Tesla так отстаёт?»
  • «Кто виноват?»

Ответ только один:

**Маск ошибся.

И разрушил проект своим управлением.**

Но признание ошибки разрушит веру инвесторов в Tesla как в «компанию будущего», и капитализация обвалится. Маск потеряет больше денег, чем кто-либо в истории.

Поэтому он делает то, что умеет лучше всего:

**создаёт дымовую завесу из обещаний и гиперболы.

Прячет провал автопилота за сказками о роботах.**

Но дым этот поднимается от пепелища его мечты о роботакси.

И когда он рассеется, реальность ударит очень больно.