Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга – широкий выбор гастрономических заведений. Несмотря на высокую конкуренцию на этом рынке, постоянно открываются всё новые кофейни и булочные (в 2025 году в Петербурге работает около 2450 пекарен и 13000 кофеен!). Это направление привлекает предпринимателей стабильным спросом и низким порогом входа, однако далеко не каждое заведение удерживается на плаву более года. Давайте разберёмся, стоит ли открывать свою кофейню/булочную в городе, где они и так на каждом шагу.
Тренд на кофейни и пекарни в Санкт-Петербурге
Явный тренд на открытие таких заведений начался в 2015 году. Тогда сформировалась отдельная ниша бизнеса - точки общепита, в которых не обязательно оставаться, а можно просто забежать, купить кофе с булочкой и отправиться дальше по делам. Такой формат оказался очень удобен не только для туристов, но и для жителей города. Посещаемость таких мест остается высокой и спустя 10 лет. Согласно исследованиям, именно зумеры обеспечивают рост популярности кофеен и булочных. Молодые люди потребляют кофе больше и чаще, чем другие поколения. Фрилансеры, работающие в кафе, часто сидят с чашечкой фильтр-кофе, а прогулки по центру многие стали сопровождать десертом из «Вольчека». После того, как классические кафе и рестораны стали слишком дороги для массового посетителя, а привычка к получению эмоций от посещения общепита успела закрепиться, именно пекарни и кофейни позволили сохранить ощущение «приятно проведенного времени».
Рынок кофеен и пекарен
Пекарни и кофейни являются привлекательным сегментом как для потребителей, так и для предпринимателей. В 2025 году предприниматели в Санкт-Петербурге открывают новые точки, ведь рынок продолжает расти и формат остаётся востребованным среди посетителей. Кроме того, появляются новые бизнес-модели (мини-пекарни, коворкинги с продажей кофе и десертов и т.д.).
Открытие булочной или кофейни в Петербурге требует меньших вложений, чем полноценное кафе. Масштабироваться, искать оборудование и персонал оказывается проще и быстрее. По данным 2025 года, в кофейню нужно вложить около 3 млн в среднем, а в кафе от 4 до 10 млн. Из-за этого многие начинающие предприниматели делают выбор в пользу открытия булочных или кофеен, ведь в них нужно вкладывать меньше инвестиций, а окупаются они быстрее (12–24 месяца).
Важно отметить, что вход даже в малый бизнес в этой сфере имеет свои трудности и барьеры. Многие кофейни закрываются, не проработав и двух лет. Одна из причин – рост цен. За семь лет чашка кофе подорожала более, чем вдвое – аж на 118%. Это связано с удорожанием кофе и шоколада. Рост цен на данное сырьё обусловлен снижением урожайности в странах-производителях. Так, цены на какао-бобы в 2024 году увеличились в 2,8 раза, а на кофе — на 70 и 71%. В 2025 году цены на кофе продолжают расти на фоне отрицательных прогнозов по урожайности в Бразилии, Вьетнаме и Колумбии. На рынке это вызывает опасения по поводу стабильности будущих поставок кофейного зерна и ведет к росту цен, которые производителям приходится поднимать, чтобы компенсировать затраты. Потребительский спрос в таких условиях может уменьшаться. Некоторые клиенты ищут более бюджетные варианты и покупают кофе и выпечку в других местах: например, пьют кофе из автоматов в заведениях быстрого питания или покупают булочки просто в магазине.
Предприниматели стремятся сэкономить, ведь удорожание кредитов оказывает влияние на рост необходимых инвестиций. Из-за этого они выбирают рабочие помещения с минимальной арендной ставкой. Однако низкая стоимость площадей связана с невысоким трафиком, а расположение является важнейшим фактором успеха в нише кофеен и булочных. Также в России сейчас сложно оперативно заказать качественное оборудование у местных надежных производителей или восстановить технику, оставшуюся с досанкционных времен. Ремонт обходится достаточно дорого.
Сколько стоит открыть кофейню в Санкт-Петербурге в 2025?
Проанализируем, сколько в среднем стоит открыть кофейню среднего сегмента в 2025 году. Стоимость аренды на первые пару месяцев с помещением на 50-70 кв.м. обойдётся в около 400-600 тысяч. Цена оборудования может варьироваться от 500 до 1 млн. Ремонт и мебель - 1 млн. Кроме того в расходы войдут заработная плата сотрудникам, реклама и маркетинг, закупка продуктов и регистрация бизнеса. Средний бюджет на открытие составляет 3,4-4 млн руб.
Рынок кофеен и булочных в Санкт-Петербурге очень насыщен. Предприниматели, решившие начать подобный бизнес, должны быть готовы к ряду сложностей. Одна из них – недостаток помещений, особенно на основных торговых улицах города. Развиваются преимущественно сетевые проекты, франшизы и заведения с чётким рыночным позиционированием. Поэтому вход на этот рынок может быть успешен только при наличии продуманной стратегии, знания целевой аудитории и наличия выгодной локации. Без этих условий риски очень высоки на фоне огромной конкуренции.