Найти в Дзене
Олег Макаренко

Разоблачение декабристов

Природа исцеляется. Министр юстиции Константин Чуйченко высказался на научной конференции в том духе, что хоть декабристы и не были иноагентами, но этого мало, чтобы считать их благородными героями. Цитирую (ссылка).

Восстание декабристов романтизировано советской историографией и требует вдумчивого и объективного исторического анализа. Такой вывод сделали участники научно-практической конференции «200 лет со дня восстания декабристов», прошедшей в Минюсте 10 декабря.

<…>

За минувшие полгода, признался министр, его отрицательное отношение к декабристам претерпело некоторые изменения — «можно говорить о жажде справедливости, которая, безусловно, была в умах некоторых мятежников». Однако помыслы и поступки декабристов, подчеркнул он, в целом «сложно соотнести с понятиями чести и благородства».

<…>

«Мы не пересматриваем историю, этого делать ни в коем случае нельзя. Сто лет назад советская власть превратила историю в пропагандистский миф, но ничего хорошего из этого не вышло», — резюмировал глава Минюста.

Напомню, Октябрьская революция 1917 года была по своей сути революцией антирусской: революцией окраин против «тюрьмы народов» и «великорусского шовинизма». Неудивительно, что после захвата власти большевики начали искажать историю именно с ракурса «всё русское — плохое, всё антирусское — хорошее».

Во-первых, они принялись деятельно сносить памятники русским солдатам, генералам и адмиралам, осквернять усыпальницы и разорять мемориальные кладбища. Один из множества примеров: уже при Сталине тогдашний глава Москвы, товарищ Филатов, приказал взорвать часовню над могилой Багратиона, чтобы добыть из обломков немного металлолома, а останки «царского генерала» выбросить в поле (
ссылка).

Во-вторых, большевики начали наполнять свой пантеон исторических героев, записывая туда всех внутренних врагов России: кровавых разбойников, безжалостных террористов и «национальных освободителей» — вот типа Степана Бандеры, только орудовавших до 1917 года. Один из примеров — Тадеуш Костюшко, в честь которого коммунисты назвали улицу в Ленинграде. Прославился, например, тем, что его эмиссары устроили в 1794 году масштабную резню русских в Варшаве. Памятная доска на одном из зданий улицы Костюшко гласит: «Герой польского национально-освободительного движения, руководитель восстания 1794 года».

Декабристы вошли в перечень советских исторических героев, как родные, и заняли там одно из главных мест. Они были против России, и этого уже было бы достаточно, однако при этом у них были ещё и фанатичные идеи по переустройству общества через массовое кровопролитие, что делало их уже практически духовными пращурами большевиков. На фотографии к посту вы можете наблюдать одну из комнат в доме декабриста Волконского, в котором он отбывал суровую иркутскую ссылку. Как видите, дом превращён в музей.

Если коротко, магистральный план Пестеля заключался в том, чтобы захватить власть, казнить всю императорскую семью, а потом установить жёсткую диктатуру с массовыми репрессиями и устроить крупный передел земли по принципу «отнять и поделить».

В советской литературе декабристов принято изображать высокоморальными идеалистами, благородными исполинами духа. Однако со своими солдатами заговорщики со светлыми лицами поступили так: вывели под картечь и приказали кричать «За Константина и конституцию», соврав, будто солдаты тем самым якобы поддерживают законного императора. В ходе подавления мятежа многие из солдат погибли.

Также многие декабристы собирались расчленить Россию, отрезав от неё для начала Польшу и Финляндию.

Согласно плану Муравьёва, например, Россию надо было поделить на 13 держав и 2 области (Кавказскую державу, Украинскую державу, Балтийскую державу и так далее), каждую со своей столицей и органами управления. Предполагалось, что эти куски войдут в рыхлую федерацию по типу будущего СССР.

Часть декабристов требовала поставить отрезанную от России Польшу во главе так называемой Славянской федерации. Что помешало бы, например, «Украинской державе» отпасть в этом сценарии от России и войти в «Славянскую федерацию» под крыло к Польше — вопрос риторический.

Там у них было ещё много ярких идей. Гадать, чем всё кончилось бы в случае успеха восстания, нам не нужно: достаточно посмотреть на Французскую революцию, которой вдохновлялись декабристы. Они залили бы Россию кровью, погрузили в глубочайший кризис и отбросили бы нашу страну в развитии на несколько десятилетий назад. Кстати, даже неудачный мятеж декабристов имел последствия: он существенно затормозил реформу по отмене крепостного права.

К сожалению, наши учебники истории во многом продолжают ещё советские традиции русофобии. Цитирую, например, из учебника за 9-й класс, изданного в 2016 году. Этот учебник используется в школах до сих пор (
ссылка):

Вместе с тем декабристы оказали огромное влияние на развитие общественного движения в России. Впервые идеология части общества не следовала за правительственным курсом, а противопоставила себя ему. В декабре 1825 года на Сенатской площади в ходе открытого противостояния власти дворянские революционеры потерпели поражение, но нравственное сражение с самодержавием они выиграли. Имена декабристов, патриотов своего Отечества, остались в памяти народа.

Характерный штрих по поводу «патриотов Отечества». Автором нескольких книг о декабристах был историк Натан Эйдельман, отец учительницы года и иноагента Тамары Эйдельман (убеждённой противницы России и громкой сторонницы Израиля). Товарищ Эйдельман, в свою очередь, был учеником Милицы Нечкиной, одного из самых титулованных советских историков. Товарищ Нечкина тоже специализировалась на декабристах, а прославилась она, кроме всего прочего, статьёй про Россию в Большой Советской Энциклопедии (ссылка).

Скан этой небольшой вырезки из БСЭ — отличный ответ на популярную мантру «антисоветчик всегда русофоб». Хорошо прочищает головы тем, кто думает, будто коммунисты были патриотами России.