Найти в Дзене

Зависть – скорбь о благе ближнего

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть появилась тогда, когда денница, бывший до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы, захотел стать Богом, восстав против божественной славы. Таким образом, в начале греха как такового стояла зависть. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека, пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Из зависти сатана ввел в грех прародителей человечества Адама и Еву. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем.2:24). Оптинский старец, преподобный Амвросий Оптинский (Гренков), сравнивая зависть с другими страстями, вспоминал притчу о сребролюбце и

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь.

В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть появилась тогда, когда денница, бывший до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы, захотел стать Богом, восстав против божественной славы. Таким образом, в начале греха как такового стояла зависть. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека, пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Из зависти сатана ввел в грех прародителей человечества Адама и Еву.

Оптинский старец, преподобный Амвросий Оптинский (Гренков), сравнивая зависть с другими страстями, вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Святой старец пояснял, что все страсти душевредны, но если в других страстях человек еще может чем-то утешиться, то зависть ничем не возможно утолить: «Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д.

Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Святитель Иоанн Златоуст (347 - 407 г.г.):

"Зависть-то и была причиной бесчисленных беспорядков во всем творении и горнем, и дольнем, и не только на земле, но и в самой Церкви".
"Такова зависть: она не может равнодушно видеть успеха других, а считает благополучие ближнего собственным несчастьем и изводится благами ближнего".
"Свинья любит валяться в грязи, демоны — вредить нам, так и завистливый радуется несчастью ближнего".
"Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение".
"Завидовать хуже, чем враждовать, враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом".

Святитель Василий Великий (329/30 - 379 г.г.):

"У завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях".
"Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро".

Преподобный Максим Исповедник (580 - 662 г.г.):

"Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится".

Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах

Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»
Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

"О, Ты, преблаги́й, преще́дрый, Го́споди Иису́се Христе́! Вся́кое бла́го прихо́дит от Тебя́ и чрез Тебя́, из сокро́вища Твоего́ ве́чнаго непреходя́щаго бога́тства; Ты уделя́ешь ка́ждому свое́ по во́ле Твое́й. Не допусти́ мне чрез вредоно́сную за́висть сравня́ться с диа́волом. Изле́й в се́рдце мое́ Твою́ бла́гость, Твою́ любо́вь, Твою́ ве́рность, что́бы я серде́чно ра́довался дара́м Твои́м, кото́рые Ты из ще́дрой бла́гости разделя́ешь ме́жду на́ми, и Твоему́ милосе́рдию над на́ми; что́бы мы не отягоща́ли бы друг дру́га за́вистью, ло́жью, хуло́ю и клевето́ю, но что́бы мы все, Тобо́ю нам да́нное, употребля́ли к хвале́, че́сти и сла́ве Твое́й, познава́ли Тебя́ в Твои́х благодея́ниях и хвали́ли, чти́ли и прославля́ли во всю ве́чность".