Найти в Дзене
Твоя История!

Биография Ренаты Литвиновой. Часть 1.

Читатель! В одном из своих интервью Рената Литвинова сказала: "В творчестве у меня есть девиз, который я могу всем пожелать: маловато безумия! Надо больше!". В её карьере - более 40 ролей в кино, 20 написанных сценариев. В четырёх лентах она выступила продюсером, в 14 - режиссёром. В числе прочего Литвинова сняла девять короткометражек и два фильма-концерта, в основу которых легли выступления певицы Земфиры. Детство и юность. Рената Литвинова родилась в 1967 году в семье московских врачей Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Они разошлись, когда Ренате был год, и дочь осталась жить с матерью. Ещё в детстве Литвинова полюбила кино - вместе с мамой часто ходила на вечерние сеансы. В одном из интервью она рассказывала, насколько неравнодушно относилась к кинематографу: "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком". Рената Литвинова училась

Читатель! В одном из своих интервью Рената Литвинова сказала: "В творчестве у меня есть девиз, который я могу всем пожелать: маловато безумия! Надо больше!". В её карьере - более 40 ролей в кино, 20 написанных сценариев. В четырёх лентах она выступила продюсером, в 14 - режиссёром. В числе прочего Литвинова сняла девять короткометражек и два фильма-концерта, в основу которых легли выступления певицы Земфиры.

Детство и юность. Рената Литвинова родилась в 1967 году в семье московских врачей Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Они разошлись, когда Ренате был год, и дочь осталась жить с матерью. Ещё в детстве Литвинова полюбила кино - вместе с мамой часто ходила на вечерние сеансы. В одном из интервью она рассказывала, насколько неравнодушно относилась к кинематографу: "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком". Рената Литвинова училась в обычной общеобразовательной школе, занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. Чайковского, посещала секцию лёгкой атлетики в обществе "Спартак". У неё почти не было друзей, и большую часть свободного времени она проводила за кино и в домашней библиотеке - любимыми стали книги Николая Гоголя и Большая медицинская энциклопедия. В 2012 году в интервью Владимиру Познеру Литвинова вспоминала о детстве как об одинокой поре своей жизни, а о школе - с отвращением. В своём аккаунте в инстаграме она рассказывала: "Всё-таки школьная форма была красивой - у меня был такой же чёрный фартук, а белый был из прозрачного газа - но мне его сразу порвали другие девочки, чтобы я слишком не выпендривалась - было тогда ужасно обидно, и Мама пыталась его мне зашить - и мой фартук получился весь в "шрамах", как и вся школьная жизнь". Первые деньги Литвинова заработала в девятом классе, когда снялась в рекламе драгоценностей. В 17 лет она даже хотела работать манекенщицей, прошла отборочный конкурс, но передумала и поступила во ВГИК. Её приняли с первого раза на сценарный факультет, в мастерскую Киры Парамоновой. На одном курсе с Литвиновой учились Роман Качанов - будущий автор сценариев к фильмам "ДМБ" и "Даун Хаус" - и сын Владимира Высоцкого Аркадий. Учёба в университете отличалась от школы - необычную манеру речи, жестикуляцию и собственные взгляды студентки здесь воспринимали с уважением, хотя были и сложности. Для защиты диплома Литвинова написала три работы. По одной из них в 1991 году режиссёр Валерий Рубинчик снял одну из первых лент в истории свободного постсоветского кинематографа - "Нелюбовь". Но в университете Ренате Литвиновой не разрешили защищать диплом этой работой. В интервью журналу "Русский репортер" она рассказывала: "Я написала тогда три варианта диплома. Но мне сказали: защищайся вот этой своей хоть и неудачной, но сносной для диплома работой (сценарий "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К."). Я помню, меня так это… В общем, очень критиковали". В 1988 году Литвинова написала сценарий к короткометражному фильму "Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча". Тогда же режиссёр Кира Муратова прочла в альманахе "Киносценарии" работу Литвиновой "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К." и заинтересовалась начинающей сценаристкой. Познакомиться лично им удалось только через несколько лет на одном из кинофестивалей. Год спустя, в 1989-м, состоялся кинодебют Литвиновой в фильме Аллы Суриковой "Две стрелы. Детектив каменного века". В этой трагикомедии о жизни первобытного племени Рената сыграла эпизодическую роль одного из людей рода. Фильм "Нелюбовь", к которому Литвинова доработала сценарий, вышел на экраны в 1992 году. В основу сюжета легла череда эпизодов из жизни главной героини - Риты. Она встречалась с мужчинами, общалась с подругой, рассматривала фотографии Мэрилин Монро - и однажды, ощутив безысходность, на собственной фотокарточке подвела итог своей жизни и решилась на самоубийство. По мнению кинокритика Натальи Басиной, "Нелюбовь" стала первым шагом к своеобразному имиджу и стилю Ренаты Литвиновой. В том же, 1992 году фильм вошёл в программу "Панорама" на Международном кинофестивале в Берлине. В 1994 году на экраны вышла картина Киры Муратовой "Увлеченья" с Ренатой Литвиновой в одной из главных ролей. Эта роль стала первой крупной актёрской работой Литвиновой - она сыграла медсестру Лилию, подругу главной героини Виолетты. Первые пробы оказались неудачными, но Муратова не рассталась с идеей снять именно эту актрису. Поначалу у героини не было слов, только пластика, но Литвинова написала текст для этой роли и показала Муратовой. Его часть вошла в фильм, а в титрах это отметили фразой "Монологи медсестры в исполнении самой медсестры". В 1995 году лента "Увлеченья" получила две премии "Ника", в том числе за лучший фильм, и спецприз жюри "Кинотавра". После работы над "Увлеченьями" Литвинова написала несколько новелл специально для Киры Муратовой. В 1997 году та включила "Офелию, безвинно утонувшую" в свои "Три истории" - криминальный трагифарс о людях, на первый взгляд неспособных на убийство. Главную героиню этой новеллы - Офелию, которая работает в больнице, - сыграла сама Литвинова. По сюжету она не любила ни мужчин, ни женщин, ни детей, говорила, что "этой планете поставила бы ноль", и убивала женщину, которая отказалась от своего ребёнка в роддоме. В том же 1997-м в прокат вышел фильм Валерия Тодоровского "Страна глухих", который режиссёр снял по мотивам повести Ренаты Литвиновой "Обладать и принадлежать". Главными героинями стали глухая танцовщица по имени Яя, хорошо понимающая слышащих, и её подруга Рита, которой угрожают кредиторы. Тодоровский существенно переработал повесть вместе со сценаристом Юрием Коротковым и оставил от первоисточника только образ Яи. Журнал "Афиша" включил "Страну глухих" в список 100 главных русских фильмов.

-2

"Нет смерти для меня", китайская границы и "Чемоданы Тульса Люпера". Первый фильм в своей режиссёрской карьере - документальную картину "Нет смерти для меня" - Рената Литвинова сняла в январе 2000 года. Для него она взяла интервью у пяти советских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Литвинова разделила фильм на несколько частей и добавила между фрагментами режиссёрские комментарии. Эта документальная лента о жизни, смерти, кино и любви стала последней работой Нонны Мордюковой. В конце 2000 года на телеэкраны вышел восьмисерийный фильм Александра Митты "Граница. Таёжный роман". В нём режиссёр показал жизнь военного гарнизона в глухом таежном городке на границе с Китаем. Рената Литвинова сыграла в сериале медсестру Альбину Ворон - женщину с аристократическими привычками, которая кажется чужой в военном гарнизоне. Это была первая роль Литвиновой в кино для массового зрителя, и она принесла актрисе всероссийскую славу. Героиню тяготила жизнь в тайге, неудачное замужество и быт: "И это моя жизнь. Такая короткая. Такая неповторимая. Такая единственная. Меня впереди ничего не ждет. И я умру на границе с Китаем, помешивая щи, да?". Вскоре Альбина познакомилась с потерявшим популярность певцом Вадимом Глинским и с его помощью выбралась из ненавистного брака и гарнизонной жизни. В 2001 году Рената Литвинова вышла замуж за бизнесмена Леонида Добровского и тогда же родила от него дочь Ульяну. На последнем месяце беременности она снялась в клипе на песню Аллы Пугачевой "Речной трамвайчик". Уже через три месяца Литвинова вернулась к работе, и в 2002 году вышла мелодрама "Небо. Самолёт. Девушка". Это был ремейк картины 1968 года "Ещё раз про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь". Режиссёром стала Вера Сторожева, а сама Литвинова выступила как актриса, сценаристка и продюсер. По сюжету бортпроводница Лара, которую и сыграла Литвинова, между рейсами встретила в кафе при аэропорте тележурналиста Георгия. Герои влюбились друг в друга. "Она его полюбила, причём сразу и честно. А он - не сразу, постепенно, с осторожностью. И только потеряв её, он понял… что-то такое понял, я надеюсь…" - рассказала Литвинова в интервью журналу "Огонёк" в апреле 2002 года. В 2003 году британский режиссёр и писатель Питер Гринуэй предложил Литвиновой поучаствовать в зарубежном мультимедийном проекте "Чемоданы Тульса Люпера". В нём автор рассказывал о жизни вымышленного писателя, который провел всю жизнь в тюрьмах. В проект должны были войти три полнометражных фильма, сериал, видеоматериалы на DVD-дисках, веб-сайты, книги и аудио. Литвинова сыграла в третьей части "Чемоданов" - "Из Сарка до конца", где часть действия происходила на территории ГУЛАГа. Проект не был популярен у зрителей, и из-за ограниченного бюджета его не удалось реализовать полностью.

-3

Читатель! На этом первая часть статьи подходит к концу. Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!