Найти в Дзене
Terra Insapiens

Классика

Классика, как вино, с годами становится только ценнее и лучше. Можно не сомневаться, что Толстой, Достоевский и Чехов ещё долго будут востребованы читателем. А как попадают в классики? И возможно ли это сегодня?
Что такое классическое литературное произведение? Кто, когда и на основании чего причисляет произведение к классике? Чтобы на это ответить, надо определиться в самом понятии - "классика". Классика - это произведения, признанные образцовыми и обладающие устойчивой культурной ценностью. Они становятся частью литературного канона - своеобразного списка текстов и авторов, которые считаются важными для национальной или мировой культуры. Возникает интересный вопрос. Если классические произведения - это краеугольные камни храма культуры, и всё последующее опирается на них, не означает ли это, что вся классика в прошлом? Что новой классики сегодня не может быть? Фундамент заложен, дальше возводите стены, а на фундамент не посягайте. Если это так, то бессмысленно говорить о современных

Классика, как вино, с годами становится только ценнее и лучше. Можно не сомневаться, что Толстой, Достоевский и Чехов ещё долго будут востребованы читателем. А как попадают в классики? И возможно ли это сегодня?
Что такое классическое литературное произведение? Кто, когда и на основании чего причисляет произведение к классике? Чтобы на это ответить, надо определиться в самом понятии - "классика".

Классика - это произведения, признанные образцовыми и обладающие устойчивой культурной ценностью. Они становятся частью литературного канона - своеобразного списка текстов и авторов, которые считаются важными для национальной или мировой культуры.

Возникает интересный вопрос. Если классические произведения - это краеугольные камни храма культуры, и всё последующее опирается на них, не означает ли это, что вся классика в прошлом? Что новой классики сегодня не может быть? Фундамент заложен, дальше возводите стены, а на фундамент не посягайте. Если это так, то бессмысленно говорить о современных классиках. Классики уже известны, их список определён и закончен.
Наверно с этим никто не согласится. В конце концов, проводя ту же архитектурную аналогию, можно достраивать храм не только вверх, но и вширь - закладывая новые фундаменты для пристроек. В этом случае новые классики возможны.

Чтобы обрести статус классики, произведение должно пройти испытание временем. Оно должно сохранить значимость для новых поколений. Оно должно затрагивать общечеловеческие проблемы. Оно должно быть оригинальным и талантливым. Оно должно задавать стандарты и "тренды", влиять на всю последующую литературу. Оно должно обрести признание критиков и читательский успех. Окончательная канонизация произведения происходит включением его в школьную программу.

Я задал нейросети такой вопрос:

Кто из российских писателей после Булгакова имеет шанс со временем стать классиком русской литературы?

Ответ нейросети:

Процесс становления классика непредсказуем, но у перечисленных ниже авторов есть ключевые для этого шансы: художественная оригинальность, отражение эпохи, признание критиков и устойчивый читательский интерес. Наиболее вероятными кандидатами из ныне живущих писателей выглядят Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Евгений Водолазкин и Алексей Иванов. Их произведения уже сейчас формируют лицо русской литературы XXI века и с большой вероятностью войдут в будущий канон.

Честно говоря, я с трудом представляю Пелевина или Сорокина в школьной программе. А ведь это самый верный признак классического автора. Как думаете?

Я тоже хочу
Я тоже хочу

Всем мира!