Найти в Дзене
Погранец на стройке

"До сих пор в памяти стоят их образы – бородатые и в неизменной чалме": кардан о службе в ММГ ПВ КГБ СССР "Талукан" в Афганистане

Из воспоминаний Сергея Жаравина: До призыва в Вооружённые Силы я окончил курсы водителя и получил соответствующее удостоверение. Призывался на службу 16 ноября 1981 года. Направили в Приморский край, город Камень-Рыболов, в/ч 2097, что в районе озера Ханка. На учебном пункте провёл три месяца, осваивая навыки военного водителя. После окончания "учебки" был распределён в автороту. Начинал с езды на грузовике ЗИЛ-130, перевозя различные грузы по заставам пограничного отряда. В ноябре 1982 года в отряд, где я служил, стали прибывать ребята одного года призыва. Всё происходило по-военному, быстро и без лишней суеты. Командир роты построил призыв 1981 года и объявил, что через 15 минут построиться тем, кто поедет в Афганистан для дальнейшего прохождения службы. Согласившиеся будут включены в состав мотоманевренной группы. Был назван и конечный маршрут следования – город Пяндж. В состав группы включили добровольцев без принуждения. Почти все дали согласие, но не все прошли отборочную комис

Из воспоминаний Сергея Жаравина:

До призыва в Вооружённые Силы я окончил курсы водителя и получил соответствующее удостоверение. Призывался на службу 16 ноября 1981 года. Направили в Приморский край, город Камень-Рыболов, в/ч 2097, что в районе озера Ханка. На учебном пункте провёл три месяца, осваивая навыки военного водителя. После окончания "учебки" был распределён в автороту. Начинал с езды на грузовике ЗИЛ-130, перевозя различные грузы по заставам пограничного отряда. В ноябре 1982 года в отряд, где я служил, стали прибывать ребята одного года призыва. Всё происходило по-военному, быстро и без лишней суеты. Командир роты построил призыв 1981 года и объявил, что через 15 минут построиться тем, кто поедет в Афганистан для дальнейшего прохождения службы. Согласившиеся будут включены в состав мотоманевренной группы. Был назван и конечный маршрут следования – город Пяндж. В состав группы включили добровольцев без принуждения. Почти все дали согласие, но не все прошли отборочную комиссию. В основном отказ получили те, у кого отсутствовал комсомольский билет. По состоянию здоровья почти все проходили. Так было! В группу набирали одних комсомольцев, которые считали эту поездку, как почётно-престижную, как служба в ГДР и Монголии. Реальной опасности по своей молодости никто не осознавал. Численность группы примерно 250-300 человек. В её состав вошли: БТР, БМП. миномётная батарея, сапёры, взвод связи, взвод ПТО, медицинская часть, установка по очистке воды, спец. автомобили для ремонта повреждённой техники, сварка, пиление и рубление. Выехали группой из Владивостока, а оттуда в город Душанбе и только потом автобусом в город Пяндж, в/ч 2066. 20 декабря 1982 года бортом перебросили через границу в Афганистан, на точку Тулукан, где и проходила дальнейшая служба.

Колонна советской мотоманевренной группы направляется к месту дислокации в Талукан. ДРА, 1982 год
Колонна советской мотоманевренной группы направляется к месту дислокации в Талукан. ДРА, 1982 год
За мной закрепили бензовоз на базе ЗИЛ – 131. Задачей было проведение заправок всех видов автотранспорта, в стационарном режиме на точке, а также в колонне, при выезде на боевую операцию на продолжительный период. Наша точка располагалась в 200-х километрах от границы. Самым частым заданием было сопровождение колонн, которые загруженные необходимым имуществом двигались вглубь страны к месту назначения. В колонне проезжали большие и малые города: Кундуз, Мазаришариф. Колонны довольно часто обстреливали душманы. До сих пор в памяти стоят их образы – бородатые и в неизменной чалме. Эти "мирные" люди были очень опасны, притаившись в засаде. Военному ремеслу они обучались с детства, а оружие имелось почти у каждого мужчины и подростка. На их обстрелы мы отвечали огнём своего оружия, и все водители становились стрелками. Иначе нельзя! А когда их жёстко прижимали огнём, они, побросав оружие в кустах, быстро и не заметно исчезли среди мирного населения в кишлаках. Иногда завязывались затяжные бои, когда отбиваться приходилось под свист пуль и "шипение" снарядов, летящих из гранатомётов. Приходилось участвовать в боевых операциях стрелком. На бортах доставляли в необходимое место, в основном в горы, для блокирования необходимого района местности, по замыслам высшего командования. Иногда боевые задачи ставились и проводились совместно с соседними отрядами.
КШМ советских пограничников под душманским обстрелом. ДРА, 1984 год
КШМ советских пограничников под душманским обстрелом. ДРА, 1984 год
Однажды в наш отряд, стоявший в городе Пяндже, прибыл начальник пограничных войск генерал-майор Матросов. Требовалось серьёзная охрана. По долгу моей службы мне приходилось бывать в отряде. Я, и ещё несколько надёжных ребят, сопровождали его при перемещении вглубь Афганистана. Руководство, в тот момент времени, разрабатывало крупную операцию. Требовалась личная рекогносцировка местности начальником. Вскоре, после его убытия, была сформирована и готовилась к отправлению колонна вглубь Афганистана. Этот день, как и многие другие, начинался с установленного распорядка. После обеда был дан приказ выехать колонной на боевую операцию. Рассредоточились, согласно выработанной тактики. В голове колонны БТР, в хвосте также броня. Командир колонны полковник также в БТРе. Я в колонне на своём штатном ЗИЛ – 131. На этот раз беда не миновала. Душманские гранатомётчики выстрелами подбили первый, идущий в голове БТР, и сразу же задымил, идущий в хвосте. Колонна остановилась, став отличной мишенью для душманов. У них очень удобные позиции, так как расположились с левой и с правой стороны за камнями возвышенностей. По лощине потянуло дымом от горящей техники, затрещали очередями автоматы и пулемёты. Схватив автомат, я быстро выскочил из своего бензовоза и мгновенно принял решение. Оставаться у грузовика очень опасно. В случае прямого попадания гранаты, бак может взорваться. Под непрерывный стук крупнокалиберного пулемёта, рискнул продвинуться немного вперёд и залёг за дувалом. Не теряя ни секунды, привёл автомат в боевую готовность и лёг на живот. Несмотря на свист пуль, нужно осмотреться и стрелять только наверняка, по цели. О камень зацокали пули от крупнокалиберного пулемёта, который оказался напротив меня и бил по камням, почти непрерывно. То и дело ухали разрывы 120 мм мин. Я повёл огонь по укрывшемуся крупными камнями пулемётчику, целясь в полыхающее огнём дуло пулемёта. Рядом со мной два стрелка, так же ведущие огонь по позициям душманов. Рядом ударила мина, и автоматы соседей замолчали. Обернув голову, я вижу, как их разбросало разорвавшейся миной. Расстреляв магазин, перезарядил автомат и сразу же первой очередью достал пулемётчика. Последствия этого боя были не утешительными. Подполковник получил тяжёлое ранение, как оказалось, у него отсутствовал бронежилет. Одному из наших пулемётчиков не повезло, хотя и был в бронежилете, пуля вошла под рёбра и он погиб. Одному из ребят трассирующая пуля попала в живот, но он был жив и, после выздоровления, вернулся в строй. Появились "вертушки" и огнём пулемётов ударили по душманам. На душе стало легче, и мы были благодарны своим небесным спасителям.
Эвакуация на базу ММГ "остов" сгоревшего автомобиля ГАЗ-66. ДРА, 1984 год
Эвакуация на базу ММГ "остов" сгоревшего автомобиля ГАЗ-66. ДРА, 1984 год

В феврале 1984 года я демобилизовался и вернулся в родное село. В период службы в нашем подразделении награждали редко. После службы получил медаль "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа" и знак "Воин-интернационалист" от Президента СССР Михаила Горбачёва.

Подписка Telegram - отличный выбор! https://t.me/pogranstroy

Источник информации: usolie-citi.ru

В оформлении использованы фотографии с сайта: mmg-kgb.ucoz.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!