Найти в Дзене
СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ

Матвей Дельцов. Как я смотрю на натуру.

Вновь обращая свой взор на художественный талант, я поймала себя на мысли, что большая удача художника встретить в начале своего пути преподавателя - наставника. Потому хочу познакомить вас с одним из таких художников, кто выбрал путь преподавания. В пяти минутах от главной улицы Краснодара, расположилась школа академической живописи. Где преподает и претворяет в жизнь оттенки окружающей нас реальности Матвей Дельцов. Матвей Дельцов родился в семье художников. Родители никогда не заставляли его рисовать. Однако среда в которой он вырос предопределила его судьбу. Всё детство он наблюдал за тем, как работают его мама и папа, потому уже в шесть лет в его руках масляные краски стали основным инструментом творческой деятельности. «Мой отец более талантливый чем я. Я несколько раз пытался научится у отца. Но очень тяжело воспринимать какую - либо критику от близкого человека», - говорит Матвей. Удивительно как робость и тонкая натура сочетается с обликом, вполне себе реализованного и не ищущ

Вновь обращая свой взор на художественный талант, я поймала себя на мысли, что большая удача художника встретить в начале своего пути преподавателя - наставника. Потому хочу познакомить вас с одним из таких художников, кто выбрал путь преподавания.

В пяти минутах от главной улицы Краснодара, расположилась школа академической живописи. Где преподает и претворяет в жизнь оттенки окружающей нас реальности Матвей Дельцов.

Матвей Дельцов родился в семье художников. Родители никогда не заставляли его рисовать. Однако среда в которой он вырос предопределила его судьбу. Всё детство он наблюдал за тем, как работают его мама и папа, потому уже в шесть лет в его руках масляные краски стали основным инструментом творческой деятельности.

«Мой отец более талантливый чем я. Я несколько раз пытался научится у отца. Но очень тяжело воспринимать какую - либо критику от близкого человека», - говорит Матвей.

Удивительно как робость и тонкая натура сочетается с обликом, вполне себе реализованного и не ищущего куска славы среди толпы, мужчины средних лет. Его истинная любовь к рисованию и копированию натуры раскрывается в полной мере, когда он берется за кисть. Увлеченно и трепетно передаёт все оттенки и переливы на кувшинчике, стараясь ничего не смазать, добираясь до них.

«Нельзя никого научить быть художником. Либо в тебе есть что-то интересное для других людей, есть в тебе это преломление внешнего мира или нет», - утверждает Матвей.
Матвей Дельцов, г. Краснодар, 2025г.
Матвей Дельцов, г. Краснодар, 2025г.

Сложно спорить с данным убеждением. Ведь и правда всё начинается с интереса. Именно он разжигает деятельность внутри человека. И как важно, чтобы в этот момент жизни появился тот, кто сможет научить грамоте.

Возникает вопрос. Влияет ли преподаватель на становления ученика как художника? Может в этом есть некая миссия - подсветить талант и развить навыки, которые впоследствии перетекают в особенный стиль.

«Есть очень тонкий момент: я стараюсь быть в этом плане отстраненным и холодным, обучаю лишь изображать натуру и при этом не лезу в творческие посылы. Учу азбуке, а как они будут складывать слова и предложения это их дело.
Никому не нужен второй, когда есть первый. Художник, приходя в педагогику, всегда уверен в своей непогрешимости и зачастую делает точную копию себя, а это есть убийство таланта», - объясняет Матвей. Я в этом плане как скрипач в оркестре, хорошо играю на скрипке и могу научить играть на ней. А вот попасть во вкус зрителя - это уже другой сложный момент, подверженный влиянию времени, места, знакомству и другим факторам».

Быть может в этом и кроется суть? Ведь как велик соблазн потешить своё самолюбие, воплощая свои нереализованные мечтания посредством другого человека, тем самым создавая из учеников копию за копией. Когда как современное общество требует нового художника.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в одной из своих работ писал: «Ничтожна та жизнь, в которой не клокочет великая страсть к расширению своих границ». Ведь принятие другой точки зрения и иного видения мира, даёт возможность расширить границы и продолжить движение собственной жизни; не выбивать свой опыт на мраморе последователя. Идея позволения быть другим согласуется с основной задачей преподавателя — научить профессиональной грамоте, чтобы ученики, освоив её, в последующем могли заниматься творчеством.

Матвей убеждён, что преподавание - один из способов социализации художника, - «через преподавание можно закрыть потребность поделиться опытом. Я радуюсь вместе с учащимся его победам. Ведь это наблюдать чудо, когда я рассказал, ученик сделал и у него получилось. Удивительно наблюдать, как они превозмогают себя, обращаются к тебе как к авторитету - наблюдают и у них получается».

Не кажется ли вам, что успех преподавателя - дать почувствовать каждому его ученику, что несомненно он может быть среди тех немногих, кто обуздав и приумножив талант, в праве говорить о себе, как о мастере искусств.

Изучая изобразительное искусство, Матвей Дельцов старался приблизиться к великим мастерам прошлого. Художник прошёл довольно долгую «академическую дорожку», открыл для себя Веласкеса, Тициана, Рубенса, что сказалось на его восприятии современного искусства.

«Я в этом плане бракованный, - улыбается Матвей, - современное искусство из разряда «банан на стене» сейчас вторично. Это уже было и вряд ли кому-то нужно. Для меня это позор: как будто в грязи испачкался и пошёл с посылом «посмотрите на меня». Настолько бессмысленно ставить перед собой цель - чем бы ещё кого-нибудь удивить. Когда сложно видишь натуру, сложно видишь мир, это всё становится каким-то натужным и незначительным».

К сожалению, современное искусство, утратив ещё в начале XX века своё облагораживающее значение, продолжает путь делового предпринимательства. Живопись теряет эстетическую составляющую, а попасть во вкус зрителя становится самоцелью.

«Если ты идешь на поводу у зрителя - это проституирование. Мне такое не интересно. Моё глубокое убеждение в том, что обычного зрителя художник должен потихоньку подтягивать за собой, немножко его нагружать. Делать то, что мало кому удается, в этом есть некая потребность и необходимость самореализации», - заключает Матвей

Стоит ли подытожить и сказать, что действительно большая удача попасть в руки преподавателя, который испытывает неподдельную любовь к живописи. Чей путь вымощен талантом и насмотренностью. Художник - наставник, убеждённый, что красота может быть во всём: в заднике ресторана с гофрированными трубами, в какой - то улыбке и в пластике движений.

Матвей Дельцов твёрдо верит, что талант заключается в упорстве, очень большом терпении и только в этом, - «следует сидеть на стуле ровно и делать то, что ты должен делать». А нам, лишь остается наблюдать, как окружающая и на первый взгляд ничем не примечательная действительность, запечатлевается яркой композицией на холсте.

Худ. Матвей Дельцов, холст, масло
Худ. Матвей Дельцов, холст, масло