Привет, молодой деятель визуальных искусств. Как творец я хочу поделиться с тобой тем, что, по моему наивному мнению, должно положить конец нашим творческим терзаниям относительно того как мы представляем себе карьеру в индустрии кино и фотографии. Это будет долгий лонг-рид.
Вступление.
Недавно я прочел великолепную автобиографию Люка Бессона "Несносный Ребенок". В ней автор рассказывает о начале своего творческого пути, делится своими переживаниями и высказывает мнение об индустрии в целом. Я хочу привести цитаты из его книги, а так же высказать свои мысли с высоты уже полученного опыта, который точно так же, как и Люк Бессон, начал с низов, без образования, денег и связей. Как говорится, на голом энтузиазме. Но у нас есть разница. Бессон уже состоялся, а я являюсь никем, но при этом счастлив так же как и Бессон. Потому что ракета и хрен остановишь!
Что важно знать? Я сам фотограф самоучка. Очень сильно увлекался и увлекаюсь пленкой. В рамках фотографии мне тесно. Снимаю свое кино, делаю свои проекты, продюсирую их и помогаю другим таким же. Посредством дела, блога и искусства. Во мне жил и жив художник, творец. Я не могу не создавать, выбрал путь художника-фрилансера и, как говорили главные герои в фильме "Схватка": не могу не заниматься любимым делом. Мое творческое кредо "Умереть Пытаясь". Это все, что важно знать в контексте статьи.
Мне лично книга очень откликнулась. Изложенное ударило током, так как мой личный опыт вошел в резонанс с опытом автора и все кусочки пазла сошлись. Стал виден путь. А еще я знаю что есть у нас такого, чего не было у Бессона - широты возможностей. И теперь вместо того, чтобы мечтать стать частью прежней системы вдруг осознал, что мы с вами живем во времени которое Бессону даже и не снилось. Мы способны строить свои собственные империи, продвигать свои собственные проекты и творить в настоящем смысле этого слова без страха и упрека.
Без оглядки на прошлое, на тех, кто смотрит на нас сверху и диктует свои правила, потому что сейчас нам доступны все пути. Буквально. И все, что нам нужно сделать, так это перестать мыслить шаблонами, стать гибкими и действительно полюбить творчество.
Настоящий успех. Неочевидный критерий
Каждый человек это набор из убеждений, взглядов на жизнь и ценностей. Так вот, чем вы гибче, тем короче дистанция к успеху и его масштабу. Это касается абсолютно любой области жизни.
Проще говоря, чем быстрее вы способны выбросить из головы ваши установки, тем успешнее вы становитесь.
Легко сказать, но трудно сделать. Если бы мы жили по такому принципу, то такого понятия как порядок не существовало вовсе, однако, этот же порядок сдерживает нас от достижения успеха.
Гибкость это привычка. Она вырабатывается.
Творчество vs Бизнес
Мир денег, мир сильных, где единственным правилом было либо съесть, либо быть съеденным. А еще мир искусства, где все возможно и приемлемо. Брать или отдавать. Вот истинный выбор.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
Существует не мало людей чей критерий успеха в количестве денежных средств на его счету, но тоже справедливо и в обратную сторону. Не мало людей, которые готовы трудиться и работать ради идеи. Первые становятся акулами бизнеса, совершенно пустые внутри. Вторые становятся творцами, но без гроша в кармане. Весь цимус в том, что планета носит и тех и других. На самом деле любой человек многогранен и никому не избежать этой внутренней дилеммы. Ключ в том, чтобы слушать себя, свою интуицию и прочитать еще раз первый абзац этой статьи про настоящий успех. А затем помнить про него всю последующую статью.
Искусство это такой же бизнес. И всем все равно какими навыками вы собираетесь платить по счетам. Если ваша цель глубина - вы научитесь зарабатывать своим искусством.
Про внешний мир и обстоятельства
Всего два часа назад парень из службы безопасности отеля даже не впустил меня. Изменение статуса было столь внезапным, что показалось мне подозрительным. Это не я изменился за прошедшие два часа. Изменились другие. Я просто стал счастливее, чем два часа назад, но остался все таким же. Утром на меня смотрели как на нищего, а вечером пригласили к королевскому столу.
Это ненормально, насколько общество чувствительно к поли-тесу, к бренду. Ведь если у меня есть талант, я обладаю им не только в последние два часа. Но в глазах общества ценность представляют призы.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
Люк Бессон получивший только что коллекцию призов за свой дебютный фильм наглядно описывает отношение окружающих к творческому человеку. Пока у вас нет призов у вас нет имени, пока у вас нет имени вам никто не доверит проект.
Собственно, даже наличие призов еще не гарантирует такую вещь как финансовый успех. На протяжении всей книги хорошо прослеживается тот факт, что разорвать порочный круг из связки "нет фильма - нет денег и нет денег - нет фильма" возможно только в том случае, если кто-то рискует. И как правило риск на себя берет творец. В случае с тем же Бессоном довольно долгое время за статуэтками и титулами росла не столько популярность сколько долги.
Я никак не мог понять эту методику поисков, так же, как и то, почему Морис находился в таком депрессивном состоянии. Черт побери, он снимает свой фильм! И должен быть самым счастливым человеком на свете.
— Просто ему страшно, — с бесконечной нежностью ответил Патрик.
В одно мгновение я понял, что творческий акт может быть болезненным. Вы делаете нечто уникальное, и все вокруг будут судить вас за это. Морис мечтал лишь об одном: о возможности творить, и боялся лишь одного — возможности творить. Вгля-дывание в себя наталкивается на чужие взгляды. Вот дилемма.
Как только я это понял, поведение Мориса стало казаться мне не таким ужасным.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
О, да! Я помню тот уровень стресса и тот ужасающий страх, который может окутать тебя при таком большом грузе ответственности. Ты словно плывешь по открытому океану в собственном гробу и одно неверное движение может тебя похоронить заживо. А сверху еще крышкой накроют, чтобы ты еще и с катушек съехал. Вся твоя карьера полетит к чертям! Тот ураган эмоций, который ты испытываешь не передать словами. Можно только пытаться.
По этим двум эпизодам нетрудно догадаться, что творчество скорее напоминает БДСМ вечеринку, где каждое действие это один сплошной стресс и боль.
Про творчество в чистом виде
Через несколько минут обратный план был настроен, и ассистент вновь дал команду «мотор».
Я прижался к другой стене и с восторгом на все это смотрел. Никто не спросил меня, ни откуда я взялся, ни чем прежде занимался, ни сколько мне лет, ни о моей религиозной принадлежности, ни есть ли у меня паспорт. У меня только уточнили, пришел ли я сюда ради фильма. Ничто другое здесь не имело значения, и только ради этого они готовы были чем-то жертвовать. Кино было божеством, и все, кто здесь был, ему служили — до самой смерти.
У меня создалось впечатление, что я обрел свою религию и впервые в жизни влюбился.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
Самое прекрасное, что есть в искусстве это именно акт творческого самовыражения. Поскольку я больше визуал и меньше графоман, то считаю, что самая чистая в этом отношении форма искусства - живопись. Фотография и кино тоже способны подарить это чувство, но только у нас меньше свободы самовыражения. Мы работаем в команде и работаем с людьми. И каждый суслик в этой команде будет считать себя агрономом. Мы работаем с техникой и ограничены технически. С этим тоже приходится считаться.
От всего этого у меня остался странный привкус. Мы, как муравьи, трудились ради нашего божества, нашего произведения искусства, а люди говорили нам какие-то путаные фразы, которые можно было бы отнести к любому фильму.
Мы подарили им истинное, а они нас отблагодарили фальшивым. Словно заплатили за работу фальшивой монетой.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
И надо быть готовым к тому, что ваше произведение искусства назовут в лучшем случае "посредственным", а заодно размажут по стенам интернета, а в худшем просто пройдут мимо. Загляните в комментарии к любым статьям на Дзен или в Рутуб/Ютуб. Там так называемая "критика", которая ничего не имеет к этому слову, будет литься из уст тех, кто ничего за душой не имеет, кроме своего раздутого мнения.
Подводим знаменатель. Индустрии сейчас и тогда.
Сперва разберем техническую часть.
Так как у меня не было фотоаппарата, а чтобы его купить, мне пришлось бы подстричь миллион газонов, я вновь подался к моему соседу Жан-Клоду. Он согласился одолжить мне свой «Кэнон», но правила были еще более строгими, чем для электрофона. Мне следовало обращаться с аппаратом, как лаборант обращается с вирусом.
Это было не страшно, к тому же он не требовал, чтобы я надевал медицинские перчатки. У маньяка Жан-Клода фотоаппарат был еще в магазинной упаковке.
Два часа я слушал его наставления, прежде чем он позволил мне уйти. Я явственно ощущал, что у него ком в животе, и, чтобы его успокоить, держал пакет с фотоаппаратом, словно это был нитроглицерин
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
Тогда покупка даже фотокамеры это было событие! Что мы имеем сейчас? У каждого есть камера. Если чуть постараться, то "киношную" камеру можно получить по цене хорошей пары обуви. С техникой и ее доступностью проблем нет вообще.
Я даже воспользовался этим, чтобы поставить свое условие. Если я отвечаю за бюджет и за перерасход бюджета, я также хотел отвечать за остальное и иметь возможность все решать сам. Поэтому я потребовал «final cut», то есть права самому принимать решение при окончательном монтаже фильма.
Сделка состоялась. «Гомон» окончательно подтвердил финансирование за несколько недель до съемок.
Из книги "Несносный Ребенок", автор Люк Бессон
Тогда, если вы хотели снимать кино вам потребовалось бы, как минимум, получить некое подобие лицензии на его производство, а затем не только снять фильм, но и отщипывать на каждом этапе каждой цепочке иерархической лестнице звонкую монету. В конечном итоге во времена золотой лихорадки выиграли продавцы лопат.
Что сейчас? Вы можете снять фильм у себя чуть ли не на кухне, выложить его в сеть и ваше произведение уже доступно для просмотра в любой точке мира. Вы можете сопровождать фильм на каждом этапе его жизни сидя у себя за компьютером. Нет нужды зависеть от закрытого мирка определенной когорты людей.
Что изменилось принципиально?
Даже 20 лет назад тебя могли легче услышать, но было труднее создавать. Сейчас гораздо легче создавать, но труднее быть услышанным. Конкуренция действительно стала жестче. Внимание зрителя рассеяно и кажется, что его уже ничем нельзя удивить. Качество как картинки, так и самой истории тоже стало очень высоким. Однако, мир сейчас нуждается в осознанном как никогда.
Важно понять следующее. Да, возможно мы с вами не станем Тарковскими, Бессонами или Брессонами. Ключевой вопрос, а надо ли? Кто нам мешает делать крутые работы хоть на спичечный коробок? Что нам мешает выражать свои идеи, мысли? Кто останавливает тренировать навыки видеть кадр, свет и внедрять это в свои проекты на каждом этапе уже сейчас? Зачем нам нужны миллионы чего-либо?
Правильный ответ - мы сами себе в этом и мешаем.
Я довольно долго сам жалел о том, что не мог пойти по понятной карьерной лестнице того же фотографа. Устроится на работу в газету, затем стать редактором, затем еще что-то и тд. На моих глазах все эти институты рушились, а я лишь тщетно пытался запрыгнуть в последний вагон не понимая, что имею. Но я создавал.
Я мечтаю писать сценарии, книги, создавать глубокие по смыслу и красоте проекты. А после прочтения книги останавливаюсь и думаю.
Так.
Стоп.
Ведь я уже это делаю.
Кто мне мешает к следующей серии роликов написать сценарий на коленке, пригласить актеров, найти финансирование и сосредоточиться на творчестве? Кто мне мешает писать о собственных достижениях и чаяниях словно это уже книга в которой есть развитие сюжета?
Мы с вами живем в прекрасное время, когда нам и перемены подвезли и все возможности, чтобы чувствовать, творить и создавать. И, повторюсь, вам не нужен грузовик пленки, генератор для света, даже профильное образование. Все потребности вы будете закрывать делая дело и находить технические ответы на вопросы по мере вашего же собственного становления как творца. А главное, каждой сможет найти свое место, если сильно постарается или хотя бы попробует.
Больше нет причин идти в глубь изучения ремесла. Достаточно общих поверхностных знаний, но в широком диапазоне. Основные силы стоит тратить на развитие своего видения, личности.
Благодарю за внимание.
Ссылки:
- Личный блог для своих https://t.me/gronthestreet
- Старый добрый ютуб с которого все начиналось https://www.youtube.com/@GeorgiyRomanov
Поработать со мной:
- Спецпроекты для бизнеса: https://grfoto.ru
- Фотопленка для души и людей: https://fotonaplenku.ru
- Для ивент-агенств и фестивалей: https://fotolager.ru