Найти в Дзене
Алексей Котов

Кинопрокат СССР 1973 года. Фильм "Четвертый". Киностудия "Мосфильм" 1972г.

Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Шпионский фильм по одноимённой пьесе К. Симонова, датируемой 1961 годом.

Режиссер и сценарист фильма: Александр Столпер.

Композитор: Ян Френкель.

В первый год проката фильм посмотрели 8,3 миллионов зрителей.

Актеры: Владимир Высоцкий, Маргарита Терехова, Юозас Будрайтис, Татьяна Васильева, Михаил Волонтир, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Александр Кайдановский, Лев Круглый, Леонид Кулагин, Марис Лиепа, Сергей Сазонтьев, Зинаида Славина, Юрий Соломин, Сергей Шакуров.

О сюжете:

Американский журналист поставлен перед выбором: предать огласке планы сторонников войны, рискуя при этом лишиться всех жизненных благ, которых он добился за последние годы, или отступить...

Вторая мировая война.

Экипаж америанского самолета попадает в немецкий лагерь.

Трое членов экипажа решают пожертвовать своими жизнями, чтобы дать возможность бежать остальным заключённым.

Главный герой фильма — четвёртый член экипажа — хочет присоединиться к ним, но командир и однополчане отказывают ему, так как для осуществления задуманного нужны только трое, а четвёртый человек вызовет подозрение фашистов и сделает план побега неосуществимым.

Прощаясь с уходящими на смерть друзьями, главный герой говорит:

— По правде говоря, Дик (так зовут командира летающей крепости), мне будет совестно жить.
— А ты живи так, чтобы тебе не было совестно.

Лётчики погибают, но многие заключённые, в том числе и главный герой, бегут из лагеря.

Проходит пятнадцать лет, и бывший узник становится известным преуспевающим американским журналистом.

Перед поездкой в Европу на сессию НАТО герой узнаёт о преступных планах американской авиаразведки — фактически речь идёт о неминуемо грядущем военном конфликте между СССР и США.

Перед героем фильма встаёт дилемма: сделать заявление, обнародовав известные ему детали спланированной провокации, лишившись при этом всех жизненных благ, либо промолчать.

Накануне отлёта из США герой навещает бывшую жену, у которой проводит ночь, вспоминая свою жизнь (в том числе: предательство идеалов, за которые приходилось сражаться во время Второй мировой и войны в Испании; предательство своих друзей, членов послевоенной американской коммунистической партии) и делает непростой для себя выбор.

Хороший добротный фильм.

Фильм - философия, раздумье.

Психологическая драма.

Фильм о человеке, которого мучает давно забытое понятие "совесть".

Отзывы:

Как ни странно, сегодня только в первый раз посмотрел этот фильм. Очень необычный фильм. Особенно для советского кинематографа. И для Высоцкого очень необычная роль. Только в хороший конец я не верю. Никуда он конечно не полетит, как всегда. Спрячется где нибудь за колесом и убежит. А если и полетит, то конечно никакую статью не напишет. Но как то тут язык не поворачивается его осуждать. В общем то он неплохой человек. Но не герой. И жертвовать чем либо, например, своим благополучием или тем более свободой - не способен. Причём, видно что хотел бы, но... неспособен. Что бы его за это осуждать надо самому быть святым или мучеником. Но они то как раз никого не осуждают.

Я считаю, что это большая актёрская удача для Высоцкого, сняться в этом фильме и в такой необычной для себя роли. Правда удача никем особо не замеченная.

Виталий Иванов 11.02.2024

Тоже посмотрела на закате жизни..А фильм гениальный. Актеры все прекрасно сыграли. Соглашусь с комментами, что Терехова невероятна хороша.Я раньше не понимала А. Тарковского, что он Терехову снимал, для меня она "опереточная " была..Всегда досадовала, что лучше бы Вертинскую на её место взяли, Анастасия чудно играла, всегда согревала теплом своих глаз, в отличии от Маргариты, с её холодными жесткими глазами.Но если бы я посмотрела раньше этот фильм, то вполне вероятно воспринимала бы её через призму этой роли, а не через призму Миледи.Что касается Высоцкого Владимира Семеновича, то разумеется фильмы с его участием, его концерты , книги о нем , книги его -неьзя не читать.. это , как Пушкин нашего времени,не понимать , что он гений, значит быть ,слепорожденными, по словам С. Булгакова: "Огромное количество людей остается как бы слепорожденными или непробужденными в области красоты, другие отрицают объективный смысл красоты, сводя ее к прихоти вкуса, к чистому субъективизму или «психологизму»; огромное количество людей способно скучать перед «Сикстиной» и за Бетховеном и услаждаться дешевой олеографией и слащавым вальсом. .. это и не умаляет царственной природы красоты и не должно влиять на ее оценку для тех, кому она ведома".Фильм стал для меня открытием ещё одного шедевра и встречей с Высоцким, Симоновым,Столпером..Какое счастье..

Ирина Думбрава 11.01.2021

Всё гениальное просто! Фильм реж. Александра Стоплера не просто очень хороший, он отличный, моя случайная неожиданная встреча с ним удивила, все фильмы с Высоцким были знакомы, а этот нет. Операторская работа блестящая, такой минимализм, такой ясности и глубины добиться при черно-белом изображении – просто удивительно. Актёры все молодые и красивые, играют превосходно. Ничего лишнего, всё откровенно прозрачно и понятно. Трое жертвуют собой, «погибают за други своя», давая возможность убежать остальным заключенным, от ЧЕТВЁРТОГО они отказались, но жизнь поставила его, спустя годы, уже успешного журналиста, в ситуацию, где от него требуется жертвенность уже ради тысяч и тысяч и он станет ЧЕТВЁРТЫМ… И мы видим, как сила в слабости здесь проявляется…

Говорят, что Симонов был слаб в драматургии, может быть, но проблему, что его похоже мучила, он решил, для себя прежде всего, и успешно, показав, что НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК покривив душой, оступившись, будет мучится угрызениями совести. Вот он суд неумолимый – совесть.

Сюжета и не нужно. Провокация может вызвать войну! Об этом некто сообщает известному журналисту в надежде предотвратить угрозу. А дальше… Нерешительность и страх потерять всё: место под солнцем, богатство, репутацию, мучают журналиста, но память о погибших товарищах, перед которой покривил душой, мысль о предательстве заставляют колебаться и первое желание избежать, убежать: «Почему этот человек обратился ко мне, почему я???» Вот он выбор! Вот оно «удобное кресло к финалу спектакля», от которого не хочется отказываться. Перед нами довольно удачная попытка, воплотить через образы очень сложные состояния человеческой души: сложность выбора между материальным благополучием и честной бедностью, «укоры, муки совести», чувство вины, раскаяния. Герой всячески пытается избавиться от внутреннего эмоционального дискомфорта и убежать от решительных действий, но сколько не убегай, от себя не убежишь и есть ситуации, когда, сделав решительный выбор, нужно действовать быстро, действовать не уклоняясь.

«А ты живи так, чтобы тебе не было совестно», - такой простой и мудрый совет, но как мы его часто забываем и не выполняем, вступая на скользкий путь компромиссов, добровольно уступая и отступая от тех требований нравственного вечного закона, который написан в сердце каждого из нас. Совесть строгий судия, в лице погибших товарищей, задает неудобные вопросы герою, напоминает о предательстве, отступлении от моральных принципов и приглашает в свидетели тех, кого давно уже нет. У героя заговорила совесть после определённых событий. Для нас собственно важно не то что произошло, а то что эти события разбудили в человеке совесть, за ними последовали цепочки воспоминаний и те самые угрызения, не дающие покоя.
Когда ты наедине с собой начинаешь искать своим словам, действиям, поступкам, самой жизни своей оправдания, пытаешься договориться со своей совестью, ведь ОНА твоя и ты в сотый раз пытаешься уговорить её поверить в то, что так и только так, и по другому никак, ты не мог сказать, сделать, поступить, жить… ОНА снова и снова напоминает, возвращает и мучает тебя, пока ты не поймёшь, не исправишься и не сделаешь так, как должно, как ОНА требует, или не заглушишь в себе ЕЁ обличающий голос, потеряв контроль над моральными принципами, навсегда став бессовестным бесстыдником (ещё говорят про таких «без стыда и совести») и перестав быть честным ЧЕЛОВЕКОМ… Честь и совесть всегда рядом… Пока жив человек, есть надежда, что он услышит стук в запертую дверь своего сердца и будет «жить так, чтобы не было совестно» и стыдно…

И ещё очень важный момент в этом фильме. Герой, которого блестяще сыграл Владимир Высоцкий - журналист, говорящий от лица нации, народа, он голос его, совесть его. Он может разоблачить страшное преступление, остановить безумие войны… Велика власть данная СЛОВУ ПРАВДЫ! Но велика и ответственность: “от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф.12:37) Речь позволяет окружающим увидеть наше истинное лицо… еще Сократ сказал: “Заговори, чтобы я увидел тебя.” Говорим, и какими видит нас мир в кривом зеркале продажных СМИ?.. Свободных журналистов нет, сегодня эта профессия умерла. Какими сегодня стали мы – бессовестными, продажными бесстыдниками?!! Печально, но похоже среди нас НАСТОЯЩИХ МАЛО… "давно забытое понятие "совесть" мало кого мучает.

Совесть это не отвлечённое понятие, это голос Божий в нас, так что забыть о совести может только тот, кто перестал откликаться на ЕЁ голос, тот у кого ЕЁ уже просто нет…

Валера П.

19 ноября 2022

Вы знаете, я решил поставить максимальную оценку. Очень люблю фильмы Александра Столпера. Многие из них, такие как "Живые и мертвые", "Жди меня", "Повесть о настоящем человеке" и многие другие стали на стоящей классикой. Этот фильм я смотрел пару лет назад. Тогда он мне показался несколько заумным и грузануты. Даже несмотря на то, что он снят по пьесе Константина Симонова. Не знаю, возможно я был в не настроении, ибо сегодняшний просмотр заставил изменить меня мнение об этом фильме. Американский журналист стоит перед выбором: предать огласке преступные планы сторонников войны и при этом лишиться всех благ или отступить. Фильм поставлен в очень интересной манере. Показана жизнь главного героя он все время мучается, что живет не так. Его мучает совесть и воспоминания, что когда-то он был честным человеком и сидел в фашистском концлагере со своими друзьями, которые отдали свои жизни ради побега других заключенных. Главный герой совершил множество страшных ошибок в своей жизни, но в конце принял решение. Он решил стать четвертым.
Надо сказать, что в фильме задействованы отличные актеры. Это Армен Джигарханян, Лев Дуров, Михай Волонтир, Сергей Шакуров (крутая роль), Сергей Сазонтьев, Александр Кайдановский, Маргарита Терехова, Татьяна Васильева, Юозас Будрайтис. Отдельный респект Владимиру Высоцкому. Ему очень хорошо удалось передать душевные терзания своего героя. Вообщем, фильм впечатлил. Хотя он и поставлен несколько своеобразно.

stanislav.tsygankoff

23 b.kz 2022

Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Четвертый" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Ссылка:

f8b914cf164b733974ce5e9aeffd5c4469f4573e8f2fxWEBx3499x1765564409