Найти в Дзене

Почему Сталин обрезал «Победе» цилиндры: история легендарного ГАЗ-М20

Советский автопром принято ругать, но ГАЗ-М20 «Победа» – это тот случай, когда ругать не за что. Это был настоящий прорыв. Машина, которая не догоняла Запад, а шла с ним вровень, а кое-где и обгоняла. Представьте: 1946 год, пол-Европы лежит в руинах, а в СССР выходит автомобиль с футуристическим дизайном «бескрылого» типа, которого еще не видели даже в США. Как создавали легенду под бомбежками, что на самом деле сказал Сталин при просмотре и почему этот автомобиль уважали английские автокритики – в этом коротком обзоре. История «Победы» началась в самое неподходящее время. Февраль 1943 года. Только закончилась Сталинградская битва, исход войны уже ясен, но до конца еще далеко. А главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт уже докладывает в Москве о новой легковой машине. Работали в нечеловеческих условиях. Летом 1943 года люфтваффе совершили 25 налетов на Горьковский автозавод. Цеха лежали в руинах, конвейер остановился, было уничтожено 6000 единиц оборудования. Конструкторы чертили «машин

Советский автопром принято ругать, но ГАЗ-М20 «Победа» – это тот случай, когда ругать не за что. Это был настоящий прорыв. Машина, которая не догоняла Запад, а шла с ним вровень, а кое-где и обгоняла. Представьте: 1946 год, пол-Европы лежит в руинах, а в СССР выходит автомобиль с футуристическим дизайном «бескрылого» типа, которого еще не видели даже в США.

Как создавали легенду под бомбежками, что на самом деле сказал Сталин при просмотре и почему этот автомобиль уважали английские автокритики – в этом коротком обзоре.

История «Победы» началась в самое неподходящее время. Февраль 1943 года. Только закончилась Сталинградская битва, исход войны уже ясен, но до конца еще далеко. А главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт уже докладывает в Москве о новой легковой машине.

Работали в нечеловеческих условиях. Летом 1943 года люфтваффе совершили 25 налетов на Горьковский автозавод. Цеха лежали в руинах, конвейер остановился, было уничтожено 6000 единиц оборудования. Конструкторы чертили «машину будущего», сидя в полуразрушенных кабинетах, пока рабочие восстанавливали завод под открытым небом.

Удивительный факт: чтобы создать идеально гладкий кузов, наши инженеры впервые в СССР применили графопластику. Это сложнейшая геометрия, позволяющая на плоском чертеже нарисовать идеальные 3D-формы.

-2

Существует знаменитая легенда. Якобы изначально машину хотели назвать «Родина». Когда Сталин услышал название, он прищурился и спросил: «Ну и почём у нас будет Родина?». Название тут же сменили на «Победу». Красивая байка, но историки утверждают, что это миф. Имя «Победа» было в приоритете изначально.

А вот история с мотором – чистая правда. Конструкторы хотели ставить мощную 6-цилиндровую версию (на базе американского Dodge D5). Но вождь посмотрел на машину 19 июня 1945 года и сказал твердо: «Принять машину с четвёркой».

Почему Сталин лишил нас мощного мотора? Все просто: страна разрушена, с бензином проблемы. Экономичная «четверка» была жизненной необходимостью, а не прихотью. В итоге «Победа» получила 50-сильный мотор (позже 52 л.с.), который, хоть и был слабоват для тяжелой машины, славился неубиваемостью.

Источник фото: портал «Автоклассика»
Источник фото: портал «Автоклассика»

ГАЗ-М20 стал одним из первых в мире серийных автомобилей с кузовом понтонного типа. Проще говоря – без выступающих крыльев, фар-горшков и подножек. Единая обтекаемая капля.

  • Комфорт: впервые в советском авто появились электрические поворотники, стоп-сигналы и штатная печка! Зимой она грела только на ходу, но для 40-х это был космос.
  • «Улыбка»: машину модернизировали трижды. Самая известная – 3-я серия (с 1955 года), получившая решетку радиатора, похожую на улыбку.

Всего выпустили 241 497 автомобилей (включая кабриолеты и такси).

-4

Многие пишут, что «Победу» тысячами продавали в США. Это неправда. В Штаты единичные экземпляры завозили частники или дилеры для изучения (посмотреть на русское чудо). Американский журнал «Auto Age» в 1953 году протестировал машину и вынес вердикт: «Конструкция крепкая, как танк, но тяжелая и медленная».

А вот в Европе «Победу» действительно любили! Она шла на экспорт в Финляндию (финские таксисты её обожали), Бельгию, Австрию и Англию. За неприхотливость, проходимость и «толстое железо» европейцы прощали ей плохой обзор назад и слабую динамику. В Польше по лицензии её выпускали как FSO Warszawa аж до 1973 года.

-5

Была ли машина идеальной? Нет.

  1. Обзорность: маленькое заднее стекло делало парковку аттракционом «интуиция».
  2. Аэродинамика: из-за формы кузова на большой скорости боковой ветер буквально сдувал машину с дороги (подъемная сила возникала сзади).
  3. Высота: рослым людям сзади приходилось упираться головой в покатую крышу.

Но даже с этими недостатками ГАЗ-М20 стал символом целой эпохи. Машиной, доказавшей, что СССР может создавать стиль, а не только танки.

-6

Многие считают, что если бы Сталин разрешил оставить 6-цилиндровый двигатель, «Победа» стала бы лучшей машиной в мире для своего времени. Как думаете, был вождь прав, выбрав экономию, или загубил динамику легенды? Жду ваше мнение в комментариях! 👇

Также читайте: