Найти в Дзене

"Давайте создадим рай" (Италия, 1995): история бунтарки, хиппи и феминистки

Давайте создадим рай / Facciamo paradiso. Италия, 1995. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Сузо Чекки Д'Амико, Пьеро Де Бернарди, Марио Моничелли (по рассказу Джузеппе Понтиджа «Капля в океане»). Актеры: Маргерита Буи, Лелло Арена, Орор Клеман, Филипп Нуаре и др. Комедия. Премьера: 22.12.1995. В фильме «Давайте создадим рай» рассказывается история бунтарки, хиппи и феминистки Клаудии Бертелли, которая после своих многочисленных «художеств» работала врачом в странах «третьего мира»… В год выхода этой комедии в прокат итальянская пресса встретила ее негативно. Журналист и кинокритик Льетта Турнабуони (1931-2011) писала, что «накопление событий, а возможно, и замысел авторов, гарантирует, что главная героиня остаётся сторонним наблюдателем или прохожим, всего лишь сосудом без собственных идей или определённой личности. Игра Маргериты Буй от этого страдает: она потеряна и инертна. Богатые родители главной героини наблюдают за стремительным преображением своей дочер

Давайте создадим рай / Facciamo paradiso. Италия, 1995. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Сузо Чекки Д'Амико, Пьеро Де Бернарди, Марио Моничелли (по рассказу Джузеппе Понтиджа «Капля в океане»). Актеры: Маргерита Буи, Лелло Арена, Орор Клеман, Филипп Нуаре и др. Комедия. Премьера: 22.12.1995.

В фильме «Давайте создадим рай» рассказывается история бунтарки, хиппи и феминистки Клаудии Бертелли, которая после своих многочисленных «художеств» работала врачом в странах «третьего мира»…

В год выхода этой комедии в прокат итальянская пресса встретила ее негативно.

Журналист и кинокритик Льетта Турнабуони (1931-2011) писала, что «накопление событий, а возможно, и замысел авторов, гарантирует, что главная героиня остаётся сторонним наблюдателем или прохожим, всего лишь сосудом без собственных идей или определённой личности. Игра Маргериты Буй от этого страдает: она потеряна и инертна. Богатые родители главной героини наблюдают за стремительным преображением своей дочери с пассивной смесью изумления, снисходительности и смирения, которая, повторяясь при каждом удобном случае, становится монотонной» (Tornabuoni, 1995).

Еще резче была рецензия кинокритика Альберто Кастеллано: «Поистине стыдно видеть, как горьковатый юмор Моничелли, его едкая ирония и гротескная жилка приводят к таким жалким результатам. Команда старых львов (режиссёр и сценаристы) определённо уже не обладает свежестью и упорством прошлого, но использованные повествовательные материалы и представленные сценарии коварны: взгляд Моничелли на 68-й и 70-е годы, безусловно, не нежен, но некоторые современные манеры, язык и идеологии сами по себе смехотворны… Нелепое изображение XXI века колеблется между пародией и итальянской научной фантастикой 1970-х. … Маргарита Буй, переоценённая актриса, не обладает достаточной силой, чтобы сделать героиню, свидетельницу нашего времени, убедительной» (Castellano, 1995).

Мнения кинокритиков XXI века об этом фильме неоднозначны.

Лоренцо Чиофани убежден, что Моничелли снял «фильм, совершенно нетипичный для своего режиссёрского пути: если на сюрреалистическом уровне история, мягко говоря, странная (главная героиня кажется чем-то средним между Алисой в Стране чудес, Принцессой на горошине и девушкой из прошлого века), то на социально-политическом уровне она неубедительна. Такой очень приземлённый режиссёр, как Марио Моничелли… парадоксальным образом предпочитает иллюзии и игривость своему фирменному стилю. Действительно, портрет светской и прогрессивной буржуазии, вероятно, страдает от избытка карикатур, а портрет студенческих протестов 1960-х годов — от банальности. Сюжет разворачивается сквозь разочарования и сожаления меняющейся эпохи, но зрителю не удаётся в полной мере ощутить ход времени и перемен, или, выражаясь языком Овидия, метаморфозу эпоса повседневной жизни. С другой стороны, комический тон, пронизывающий весь фильм, беззаботно убедителен» (Ciofani, 2015).

Марсель Давинотти, напротив, считает, что «откровенно скучный Моничелли, который, пытаясь организовать фильм так же, как это делалось в лучшие годы итальянской комедии, охватывая почти всю жизнь главного героя…, теряется в длинной череде слабых сцен, которые ни разу не являются значительными или репрезентативными для эпохи, в которой они происходят. … Проблема в том, что даже социокультурный портрет так и не раскрывается, робкие подходы к комедии и амбициозные пассажи воспринимаются как незначительные этапы в истории, которой, по сути, нечего сказать» (Davinotti, 2008).

Можно согласиться с тем, что «Давайте создадим рай», мягко говоря, не самая лучшая работа Марио Моничелли. Но игра Орор Клеман и Филиппа Нуаре (1930-2006), на мой взгляд, несколько скрашивает негативное впечатление от этой ленты.

Киновед Александр Федоров

Упражнения в стиле / Esercizi di stile. Италия, 1996. Режиссёры: Серджо Читти, Вольфанго Де Бьязи, Маурицио Делль'Орсо, Клаудио Фрагассо, Алекс Инфашелли, Франческо Лаудадио, Луиджи Маньи, Лоренцо Мьели, Марио Моничелли, Алессандро Пива, Пино Куартулло, Дино Ризи (эпизод «Мириам»), Фальеро Розати, Чинция Торрини. Сценаристы: Маурицио Делль'Орсо, Росселла Друди, Серафино Мурри и др. (по мотивам книги Раймона Кено). Актеры: Элена София Риччи, Массимо Вертмюллер, Саль Боргезе и др. Комедия. Драма. Триллер. Вестерн. Премьера: 1996.

Этот фильм состоит из 14-ти новелл о крахе любви, снятых разных жанрах: драмы, фарса, пародии, комедии, вестерна, нуара, триллера и т.д. Эпизод, поставленный Марио Моничилли вдохновлён музыкальной темой Чарли Чаплина.

Кинокритик Франческо Ломушо отнесся к этому эксперименту вполне доброжелательно, отметив, что многие новеллы «Упражнений в стиле» заслуживают зрительского интереса (Lomuscio, 2015).

Киновед Александр Федоров