Найти в Дзене
Neakris КодSur

Сальвадор Дали в TikTok: стал бы гений эпатажа звездой соц.сетей или был бы отправлен в "бан"?

Читая книгу Десмонда Морриса «Сюрреалисты в жизни», надо отметить это очень интересная и познавательная книга о художниках сюрра, об их жизни и творчестве. Так вот, меня привлекла история про Сальвадора Дали. Точнее, натолкнула на размышления. А мог он, живя в нашем 2025 году, вести такой образ жизни? Смог бы он иметь такой успех? Нельзя отрицать, что у него были свои «тараканы в голове», и у этих «тараканов» есть свои оправдания. Любой психолог, анализируя биографию Дали, нашел бы целый клубок взаимосвязанных травм. Смерть старшего брата, носившего то же имя Сальвадор, до его собственного рождения создала в семье атмосферу вечного траура и возведения покойного в культ. Маленькому Дали буквально говорили, что он реинкарнация брата, его бледная тень. Позже он напишет: «Я был лишь копией, вторым изданием… Мой брат был гениальным первенцем». Эта подмена личности, жизнь в статусе «заменителя» — мощнейшая травма, породившая одновременно чувство неполноценности и грандиозное, почти мессиа

Читая книгу Десмонда Морриса «Сюрреалисты в жизни», надо отметить это очень интересная и познавательная книга о художниках сюрра, об их жизни и творчестве. Так вот, меня привлекла история про Сальвадора Дали. Точнее, натолкнула на размышления. А мог он, живя в нашем 2025 году, вести такой образ жизни? Смог бы он иметь такой успех?

Нельзя отрицать, что у него были свои «тараканы в голове», и у этих «тараканов» есть свои оправдания. Любой психолог, анализируя биографию Дали, нашел бы целый клубок взаимосвязанных травм. Смерть старшего брата, носившего то же имя Сальвадор, до его собственного рождения создала в семье атмосферу вечного траура и возведения покойного в культ. Маленькому Дали буквально говорили, что он реинкарнация брата, его бледная тень. Позже он напишет: «Я был лишь копией, вторым изданием… Мой брат был гениальным первенцем». Эта подмена личности, жизнь в статусе «заменителя» — мощнейшая травма, породившая одновременно чувство неполноценности и грандиозное, почти мессианское стремление доказать свою уникальность. Добавим к этому холодную, авторитарную строгость отца и, напротив, удушающую, потакающую любовь матери, позже отнятую у него смертью, — и получим идеальную почву для формирования нарциссической личности с постоянной жаждой внимания и доказательств собственной значимости. Возможно, именно поэтому, хотя нельзя сказать наверняка, это все и подтолкнуло сюрреалистического испанца на столь экстравагантный образ жизни, превратив его в произведение искусства, где каждый жест был продуманным мазком.

Безусловно, к творчеству художника вопросов нет, думаю, он и в 2025 г. быстро обосновался в рядах концептуального искусства, став, например: гуру цифрового арта или тотальных мультимедийных инсталляций. Его параноидально-критический метод, основанный на свободных ассоциациях, идеально лег бы на алгоритмы нейросетей. Но вот как бы выглядели его сюрреалистические выходки в наши дни?

Возьмем, к примеру, его знаменитые публичные жесты. Прогулка с муравьедом по парижским улицам в 1969 году сегодня, скорее всего, обернулась бы не восхищением богемы, а скандалом в духе Greenpeace. Хештеги #животныенетраффик и #далимучитель разлетелись бы по сетям с молниеносной скоростью. Видео с разгневанными активистами, требующими отозвать у художника все выставки, собрали бы миллионы просмотров. Его эпатаж столкнулся бы не с буржуазным ханжеством, а с новой, не менее ригидной системой публичных ценностей, где права животных - это священная корова.

Еще одна его коронная выходка привычка расплачиваться в ресторанах не деньгами, а рисунками на салфетках или чеке. Сегодня выглядела бы двусмысленно. В середине XX века это был жест гения, снисходящего до обывателей, создающий легенду. В 2025 году официант тут же выложил бы салфетку на аукцион, менеджер заведения написал бы пост о «токсичном клиенте», пытающемся обесценить труд людей «эксклюзивностью», а фуд-блогеры гадали бы, не пиар-ли это самого ресторана. Магия спонтанного жеста умерла бы под прицелом камер и немедленной монетизации.

Возможно, не многие бренды рискнули бы вступать в коллаборацию с Дали, так как это сулило бы им огромные риски, выходящие за рамки креативности. Вспомним тот случай 1939 года, когда Сальвадору заказали дизайн двух витрин фешенебельного магазина Bonwit Teller на Манхэттене. Дали сотворил сюрреалистическую инсталляцию с манекеном в бараньей шкуре и ванной, напоминающей саркофаг. Руководству магазина творение показалось невообразимой безвкусицей, пугающей клиентов, и они переделали витрины втайне от художника. Узнав об этом, Дали пришел в ярость и в порыве гнева разгромил витрины, за что и был ненадолго арестован. В наши дни это был бы не локальный газетный курьез, а глобальный скандал. Кто-то обязательно заснял бы на телефон, как знаменитый художник крушит дорогое имущество на Пятой авеню. Ролик мгновенно стал бы вирусным под хештегами #ДалиВбешенстве и #СюрреалистичныйВандализм, породив волну мемов с подписями вроде «Когда заказчик просит «сделать покреативнее», а потом все меняет». Репутационные потери для бренда-заказчика и для самого Дали были бы колоссальны, а судебные иски неизбежны.

Его личная жизнь с Галой стала бы топливом для бесконечного контента. Тикток-аналитики разбирали бы их отношения на косточки. Одни блоги, воспевая «self-made woman» эпохи авангарда, защищали бы выбор Галы, бросившей поэта Поля Элюара ради молодого перспективного дарования. Другие, с метками #галадали и #артскам, представляли бы ее расчетливой интриганкой и менеджером, создавшим бренд «Дали» из неуравновешенного провинциала. Их союз, построенный на взаимной выгоде и страсти, был бы либо обесценен как пиар-ход, либо мифологизирован до уровня «иконы стиля нетрадиционных отношений». А его любовь к описанию своей интимной жизни так же не осталась не замеченной публикой, диванными критиками и психологами. Возможно, именно поэтому его часто бы приглашали на различные ток-шоу, где регулярно поднимали эту тему. А потом по сети гуляли шорцы доводя все до абсурда в комментариях.

Плавно подводя все к выводу, можно предположить:

Дали был гениальным продуктом своего времени эпохи, когда можно было шокировать, но при этом оставаться загадочным. Сегодня загадок нет: все есть в сторис. Его безумие было бы оцифровано, разобрано на пиксели и, возможно, забыто на следующий день. Но его главный секрет превратить личную боль и одержимость в универсальный художественный язык по-прежнему актуален. Возможно, новый Дали сейчас не кричит о себе на улице, а тироитт таинственные NFT или создает вирусные AR-инсталляции. Ведь суть не в усах, а в умении заставить мир смотреть на реальность через свою, самую причудливую, призму.

#Сальвадор_Дали #искусство_и_психология #эпатаж #личный_бренд
#современное_искусство #культура_отмены #арт_хайп #история_искусства
#провокация