Найти в Дзене

"Дорогие друзья-приятели" (Италия, 1994): комедия по-итальянски

Дорогие друзья-приятели / Cari fottutissimi amici. Италия, 1994. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Сузо Чекки Д'Амико, Пьеро Де Бернарди, Марио Моничелли (по повести Родольфо Анжелико «Стеклянная чаша»). Актеры: Паоло Вилладжо, Массимо Чекерини, Витторио Рэп, Марко Грациани и др. Комедия. Премьера: 4.03.1994. Август 1944-го. Флоренция, освобожденная американцами. Бывший боксер решает собрать труппу для выступления на местных ярмарках… В год выхода этой комедии в прокат она была встречена итальянской прессой довольно сдержанно. Кинокритик Джан Луиджи Ронди (1921-2016) писал, что эта картина «скорее, горькая, чем комическая… В ней часто присутствует пикантный тон, с убедительными попытками морализировать эпоху, в которой, несмотря на невзгоды, радость выживания делала всех более великодушными. Однако персонажи, за исключением тренера в центре с его фирменным стилем и цветовой гаммой, зачастую несколько схематичны. Повторяющиеся эпизоды с его участием, за редкими

Дорогие друзья-приятели / Cari fottutissimi amici. Италия, 1994. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Сузо Чекки Д'Амико, Пьеро Де Бернарди, Марио Моничелли (по повести Родольфо Анжелико «Стеклянная чаша»). Актеры: Паоло Вилладжо, Массимо Чекерини, Витторио Рэп, Марко Грациани и др. Комедия. Премьера: 4.03.1994.

Август 1944-го. Флоренция, освобожденная американцами. Бывший боксер решает собрать труппу для выступления на местных ярмарках…

В год выхода этой комедии в прокат она была встречена итальянской прессой довольно сдержанно.

Кинокритик Джан Луиджи Ронди (1921-2016) писал, что эта картина «скорее, горькая, чем комическая… В ней часто присутствует пикантный тон, с убедительными попытками морализировать эпоху, в которой, несмотря на невзгоды, радость выживания делала всех более великодушными. Однако персонажи, за исключением тренера в центре с его фирменным стилем и цветовой гаммой, зачастую несколько схематичны. Повторяющиеся эпизоды с его участием, за редкими исключениями, демонстрируют недостаток жизненной силы, а юмор, пронизывающий их — то тут, то там, зачастую подавляется сухими фигурами, не располагающими ни к размышлениям, ни к смеху» (Rondi, 1994).

С ним был согласен и кинокритик Микеле Ансельми: «В течение 113 минут «Дорогие друзья-приятели» воспроизводят классические ситуации дорожных приключений, иногда добиваясь комического эффекта, но чаще упуская возможность… Но в меланхоличном финале, где мудрый «комический лидер», лишённый всего, борется под солнцем с собой прежним, Моничелли демонстрирует первоклассный режиссёрский талант, показывая нам, каким мог бы быть фильм, если бы он был написан и снят менее поспешно» (Anselmi, 1994).

В XXI веке комедия «Дорогие друзья-приятели» оценивается итальянскими киноведами и кинокритиками неоднозначно.

Карло Черути полагает, что «история группы боксёров, путешествующих по недавно освобождённой Тоскане, могла бы быть очень интересной, но, к сожалению, сценарий несколько испортил первоначальную идею, местами лишённый креативности и весьма фрагментарный. Тем не менее, актёры превосходны, превосходная обстановка, остроумия предостаточно, фильм уморительный, и темп держит (Ceruti, 2010).

Марсель Давинотти сожалеет, что в этой комедии «Моничелли — очень уставший и невдохновлённый режиссёр…, и то же впечатление производят актёры… Но реконструкция послевоенной Италии (действие происходит в 1944 году) довольно тщательная, и если бы не несколько вопиющих оплошностей…, опустошение, которое должно было быть ощутимым в те дни, прекрасно передано, даже через солнечную, яркую цветную съемку, мастерски подчёркивающую средиземноморские пейзажи.. Фильм так и не взлетает — и быстро садится на мель в отмели посредственности. Скучно и однообразно» (Davinotti, 2009).

Зато кинокритик Игнацио Сенаторе, напротив, считает, что Моничелли снял «восхитительный плутовской роуд-муви, наполняя диалоги характерным тосканским акцентом» (Senatore, 2022).

Оценивая «Дорогих друзей-приятелей», я, скорее, на стороне Карло Черути и Марсель Давинотти. Восхитительной эту вполне заурядную ленту может, по-моему, считать только тот зритель, которые не видел лучших работ Марио Моничелли…

Киновед Александр Федоров

Волшебный друг: маэстро Нино Рота / Un amico magico: il maestro Nino Rota. Италия, 1994. Режиссёр Марио Моничелли. Сценаристы: Сузо Чекки Д'Амико, Марио Моничелли. В кадре рассказывают: Сузо Чекки Д'Амико, Федерико Феллини, Марио Моничелли, Лино Вертмюллер, Франко Дзефирелли и др. Документальный фильм. Премьера: 28.06.1994.

В 1994 году Марио Моничелли поставил документальный фильм о великом итальянском кинокомпозиторе. О жизни и творчестве Нино Роты (1911-1979) рассказывают с экрана кинематографисты, которые его хорошо знали…