Самое болезненное и самое опасное признание, которого избегают церковные историки: христианизация славян - это не просто замена одного пантеона другим, а планомерная и очень стратегическая попытка уничтожить память, а не переписать её. Когда кто-то говорит о крещении Руси, многие представляют себе красивую легенду: князь принял новую веру, народ последовал за ним, старые идолы пали, и - всё. Однако реальность была совсем иной, и никакого мягкого перехода не существовало. То, что происходило, больше напоминает не религиозную реформу, а масштабную операцию по зачистке древней памяти, культов, символов и образов, потому что со славянами это было невозможно. Борьба за память оказалась важнее борьбы за веру.
Христианство не смогло встроить славянских богов в свой пантеон, хотя в Европе многие языческие божества были «переодеты» в святых, а славянских богов попытались стереть подчистую, заменить пустотой, страхом или демонизацией. Причина в том, что славянская система мировоззрения оказалась слишком цельной, слишком сложной и глубокой, чтобы её можно было подчинить новой религии. Если германские или кельтские культы могли существовать параллельно с католицизмом, то у славян мир делился на Явь, Навь и Правь, и эта система оказалась совершенно несовместима с христианской двухуровневой моделью; славянские боги были не отдельными персонажами, а воплощениями сил, стихий, законов, состояний; культ предков был сильнее, чем культ богов; ритуалы и магия были частью бытовой жизни, а не «религиозной надстройкой»; волхвы обладали реальной властью - духовной, социальной, информационной.
Христианство могло заменить только то, что было слабым или фрагментарным, поэтому миссионеры выбрали стратегию не замены, а уничтожения. Истинная цель христианизации: уничтожить посредников силы, а не идолов: идола можно сломать за минуту, а систему верований - никогда.
Чтобы новая вера укоренилась, нужно уничтожить тех, кто эту веру поддерживает, поэтому первое, что сделали христиане, - физически и идеологически устранили волхвов, которые были опаснее, чем любые идолы, поскольку обладали авторитетом, управляли обрядами, знали устройство миров, хранили родовую память, могли «разговаривать» с силами природы, лечили, защищали, проводили ритуалы, были носителями знаний, которые нельзя было контролировать. А если человек слушает волхва - он не будет слушать священника. Так что христианизация славян - это война не с богами, а с носителями знаний.
Демонизация - самое удобное оружие, и славянских богов не заменили святыми, а смешали с нечистой силой, превратили в демонов, духов тьмы, соблазнителей. Велес "обернулся" дьяволом.
Мара превратилась в смерть и «злую силу»,
Леший - в нечистого духа,
Домовой - в беса.
Русалки стали «утопленницами».
Перуна обозвали «языческим громом» и переименовали в святого Илью-пророка. В детстве я услышала о нём от бабушки, в роду которой были потомственные священнослужители. А кто такой Перун, узнала уже гораздо позже...
Народ должен был бояться самих слов, связанных с прежней верой, и это сработало: через несколько поколений потомки славян уже боялись собственных богов сильнее, чем нового бога.
Христианство, введённое на Руси Князем Владимиром в 988 году, фактически положило конец развитию Солнечного культа. Но новая религия ещё долго не могла вытеснить остатки язычества из сознания народа. Одни славяне оставались верны Даждьбогу, Хорсу и Перуну, другие - смешивали две веры, «сливая» своих богов с христианскими святыми, третьи поклонялись домовым - то ли нечисти, то ли духам рода.
Появился термин "двоеверие", с которым долгое время боролось духовенство. Чтобы «стереть» древнеславянские традиции, церковные и светские власти запрещали старые праздники на официальном уровне или пытались подгонять их под себя. Христианство исказило суть праздников и ритуалов. Почти каждый славянский праздник был связан с циклом природы, предками, родовыми силами, и миссионеры оставляли праздник, но меняли смысл: Купальская ночь стала временем рождение Иоанна, Коляда - Рождеством, Масленица - подготовкой к посту, проводы зимы - церковными неделями. Слишком сильные ритуалы объявляли грехом. Так христиане уничтожали связь народа с природой и предками.
Славяне передавали знание устно, но часть традиций фиксировалась в узорах, символах, руноскриптах, гравировках, татуировках, орнаментах.
Именно поэтому уничтожали амулеты, резные деревянные символы, священные узоры, древние книги и бересты как носители памяти, а память - враг идеологической чистоты.
Некоторые боги формально могли бы быть «допущены» в христианский фольклор, но их лишали сути: Макошь стала «покровительницей рукоделия», а не судьбы; Мара стала просто «страшилкой», а не богиней переходов; Лада - «матерью-не пойми-чего», хотя её культ был связан с гармонией мира. И это было обнуление, уничтожение функций родных славянских божеств, а боги без функций - это уже не боги.
У славян боги - не персонажи, а силы мира, которые невозможно «переименовать». Велес вовсе не «бог скота», а хранитель Нави, мудрости, переходов, договоров. Перун - не «бог грома», а закон, порядок, власть. Мара - не «богиня смерти», а цикл, зима, переход, завершение. Род - не «создатель мира», а сама ткань мироздания. Но поскольку заменить силы мира невозможно, христиане решили уничтожить веру в саму структуру мира, разрушить само понимание того, как работает мир, - ведь триединство миров (Навь, Правь, Явь) - настолько совершенная система, что если человек её понимает, то становится свободным от догм - ему не нужны посредники, страхи, грехи, запреты и, уж тем более, церковная власть. Он живёт в законе природы, а не в законе религии, а такой человек опасен. Поэтому систему нужно было сломать - это и есть главная цель христианизации.
Простая замена «Перун = святой» не сработала бы, потому что святой - это человек. Перун же - сила, а святой - это пример поведения. Перун - закон мироздания, а святого можно любить. Перуна - бояться и уважать. Ни один святой не мог заменить Мокошь, которая прядёт судьбы; Велеса, который ведает тайнами Нави; Сварога, который создаёт саму структуру мира. Ничего сопоставимого по масштабу христианство предложить не могло, поэтому выбрали стратегию: не можешь заменить - уничтожь. Уничтожить богов значит уничтожить народную идентичность. Память о богах - это способ понимать себя, понимать природу, чувствовать род, осознавать свой путь, жить в гармонии с миром. Уничтожить богов - значит уничтожить связь поколений. Если народ забывает, кто он - он становится удобным для управления.
И всё-таки наши родные боги не исчезли. Славянская вера пережила: погромы, запреты, демонизацию, изгнание волхвов и выжила в орнаментах, сказках, песнях, поверьях, бытовых традициях, тайных ритуалах, словах, обрядах рода. Она выжила потому, что была слишком глубокой, чтобы её возможно было стереть полностью.
Христианизация не заменила славянских богов - она попыталась стереть саму память о мире наших предков. Но сегодня, спустя столетия, имена богов возвращаются, символы оживают, смыслы восстанавливаются, а народ ищет свои корни. Потому что стереть то, что связано с самой природой человека и мира, невозможно. Попытка заменить веру обернулась провалом. Но попытка стереть память народа получила продолжение сегодня, и вопрос "Позволим ли мы стереть то, что делает нас народом?" стоит так же остро, как тысячу лет назад.
Источник: "Ювелирная мастерская Брокка" https://dommagii.com/vse-oberegi
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк и оставьте комментарий. Подписывайтесь на мой канал!