Новый асфальтобетонный завод ГК "АБЗ-1", который построят в границах Петербурга, не только пройдёт все этапы экологических и государственных экспертиз, но и будет строиться как современное экопредприятие "закрытого типа". Проект также предполагает размещение производства в промзоне, более чем в полукилометре от ближайшей жилой застройки, — дистанция выполняет нормативы санитарной защиты и позволяет сформировать буфер, снижающий шум и пылевую нагрузку.
"Это промзона, и альтернативы, собственно, нет. Юридических оснований отказать им в строительстве не было. Люди часто жалуются, если рядом с ними хотят поставить завод, — это нормально. При этом завод закрытого типа при соблюдении всех экотехнологий опасности для них не представляет — на таком расстоянии загрязняющий воздух туда не долетит. Может быть, запах, но запах — это не загрязнение воздуха. К тому же посмотрите на место: рядом с этим же посёлком трасса, загрязнение от машин, которые по ней ездят, будет больше, чем от такого завода, особенно если на предприятии правильно стоят очистные фильтры", — говорит директор Ассоциации экологического партнёрства (АсЭП), председатель комитета по природопользованию и экологии Санкт-Петербургской ТПП Борис Крылов.
В пресс-службе компании "АБЗ-1" в свою очередь заверили, что завод будет строиться "с учётом мировых "зелёных" трендов", а также пообещали лучшие решения по очистке выбросов, пылеподавлению и шумозащите.
"Мы оснащаем предприятия современным производственным оборудованием для минимального воздействия на окружающую среду и целенаправленно инвестируем в "зелёные" технологические решения. Это наш осознанный выбор, а не просто следование модным трендам. Мы собственными силами разрабатываем и патентуем уникальные материалы, например специальное вяжущее для производства цветных асфальтобетонных смесей. В Петербурге и Ленобласти применяем ресурсосберегающие технологии и используем материалы, которые меняют подход к отрасли в целом: резиноасфальт (с использованием переработанных шин), RAP-асфальт (с использованием переработанного асфальтобетона), асфальтобетонные смеси с пониженной температурой. Уже сегодня эти инновации вносят реальный вклад в сохранение окружающей среды", — комментирует руководитель Научно-исследовательского центра "АБЗ-1" Наталья Майданова.
Стоит отметить, что современные асфальтобетонные заводы в новых проектах действительно уходят от открытой схемы производства. Индустрия переориентируется на формат закрытого типа, где все ключевые процессы происходят в герметичных корпусах. В таких установках применяется многоступенчатая система пылеулавливания: сначала инерционные и циклонные фильтры, затем рукавные фильтры — в современных отраслевых стандартах такая система постепенно становится новой нормой. За счёт изолированных камер выбросы не контактируют с внешней средой и уровень пыли на границе санитарной зоны обычно сравним с фоновыми показателями промзон.
Отдельное направление — закрытая схема логистики внутри площадки. В классических АБЗ машины загружаются под открытым навесом, а мельчайшие частицы минерального порошка и остатков смеси могут выноситься потоками воздуха. В новых конфигурациях погрузка происходит внутри корпуса: по сути, в технологической "коробке", оборудованной локальными фильтрами и системой аспирации. Это снижает рассеивание пыли по пути следования транспорта и исключает повторный подъём частиц при движении самосвалов по территории. Такой подход проектировщики относят к обязательным элементам модернизации, когда завод размещается в городской черте или в районах с высокой экологической чувствительностью.
"Если всё будет сделано правильно, тогда вообще вопросов к ним не будет. Мы сталкивались с тем, что предприятия, особенно которые ориентированы на, скажем так, европейские стандарты экологии, оборотные производства, где, допустим, стоки все зацикливаются и так далее, — что они действительно не наносят ущерба местной экологии. Когда нормативы соблюдаются, то бывает так, что местные жители даже не знают, что какое-то производство рядом с ними находится. Это возможно", — резюмировал эколог, руководитель природоохранных проектов МОО "Зелёный фронт" Егор Леонтьев.
По оценкам отраслевых экспертов, новый завод группы компаний "АБЗ-1" должен закрыть растущий спрос на качественные покрытия, связанный с реализацией нацпроекта "Инфраструктура для жизни" и расширением дорожной сети агломерации. Горячая асфальтобетонная смесь требует минимального времени доставки для максимального качества, что определяет необходимость размещения производств в черте города.
"Мы все хотим хорошие дороги с современным покрытием. Мы все хотим, чтобы развивался наш транспортный каркас, строились новые магистрали. У этого процесса есть свои особенности. Асфальтобетонную смесь нужно привозить на место укладки горячей, в оптимальном состоянии — это влияет на качество. При серьёзных объёмах необходимо короткое плечо доставки", — подчеркнул во время прямой линии губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Директор департамента экологического проектирования Института проектирования, экологии и гигиены Ирина Синильщикова также прокомментировала часто обсуждаемую тему вырубки зелёных насаждений при подготовке площадки. "Что касается переживаний за судьбы деревьев в промзоне, где появится будущий завод, то спешу вас успокоить: в рамках таких работ всегда по закону проводятся компенсационные мероприятия. Компания выплачивает в бюджет города немаленькую сумму на восстановление зелёных насаждений, а объёмы компенсации рассчитываются по установленной методике", — пояснила она.
В городских нормативах компенсационный принцип закреплён давно: порубочный билет выдаётся на основании акта и только после оплаты восстановительной стоимости зелёных насаждений. На этом основании и был выдан порубочный билет осенью 2025 года.
ГК "АБЗ-1" сейчас завершает проектирование объекта. Получить заключение независимой экспертизы на проект строительных работ и согласование Роспотребнадзора по санитарно-защитной зоне компания планирует в I квартале 2026 года. Экономически завод должен закрыть потребность мегаполиса в качественных смесях для строительства М-32, М-49 и КАД-2, однако ключевым условием его появления остаётся соблюдение экологических требований в полном объёме.