Доброго времени суток дорогие друзья, подписчики, читатели и гости моего канала. Киноринхи, приапулиды и лорициферы являются параллельной (сестринской) эволюционной группой по отношению к остальным линяющим животным (членистоногим, тихоходкам, онихофорам, нематодам и т. д.). Строение их древнейших представителей указывает на вероятную организацию общего предка всех линяющих животных. До 2020 года были известны раннекембрийские виды приапулид и лорицифер. Теперь найдены и формы, относящиеся к третьему типу — к киноринхам. Это позволяет смело утверждать, что все типы линяющих животных, известных в современности, уже существовали в кембрийское время.
Киноринхи — мелкие морские животные, населяющие верхние слои грунта. Их тело длиной около 1 мм разделено на сегменты, внешняя сегментация подчеркнута рядами тонких шипов вдоль края сегмента (рис. 2). Сегментация затрагивает в основном линяющий внешний хитиновый покров, но и во внутреннем строении она тоже прослеживается: в повторяющемся строении косых спинно-брюшных мышечных пучков и, по-видимому, кольцевых пучков, а также в организации нервных ганглиев. Эта сегментация может быть (и скорее всего) не гомологична сегментации настоящих членистых животных, поэтому сегменты киноринхов называют зонитами.
Конечностей у киноринхов нет, зато имеется хоботок (точнее — интроверт), который может выворачиваться внутрь и наружу. На интроверте имеются ряды загнутых шипиков-скалид, с их помощью киноринх, вытягивая хоботок, закрепляется на субстрате и подтягивается. Так он передвигается. Различного вида выросты и шипы имеются и на наружной кутикуле.
Киноринхи обитают между частицами ила и песка, на поверхности водорослей и детрита, в широком диапазоне глубин (до 5 км), солености (они в обилии встречаются и в эстуариях, и в пересоленных озерах с соленостью до 60‰) и температур (0–40оС). Питаются мелкими органическими остатками и микроводорослями — им годится любая малоподвижная органика подходящего размера. Пищу они захватывают с помощью того же интроверта: частицы пищи застревают или накалываются на скалиды и прилипают к специальному клейкому секрету, который выделяется клетками интроверта. Когда интроверт втягивается внутрь, пища снимается с него и отправляется в кишку.
Киноринхи не очень известны среди широкой публики, но зато биологи присматриваются к ним со всем вниманием. Их изучение связано с вопросами ранней эволюции животных, при разделении ветвей первичноротых и вторичноротых, происхождения линяющих животных в целом и членистоногих в частности. По своим анатомическим признакам они сближаются с приапулидами, лорициферами, нематодами — всеми теми, кого помещают в основание ствола линяющих животных (Ecdysozoa).
По своим генетическим маркерам они сближаются с приапулидами, но не с лорициферами. Сейчас по комплексу всех признаков их объединяют с приапулидами в группу Scalidophora, считая ее сестринской по отношению к большинству других линяющих (лорициферам, тихоходкам, членистоногим, онихофорам, нематодам).
Если разделение этих ветвей произошло в таком далеком эволюционном прошлом, то следует ожидать и ископаемых представителей всех этих групп в не менее далеком геологическом прошлом. И действительно, остатки животных, близких к приапулидам и лорициферам были найдены в слоях раннего кембрия. О чем я писал в предыдущих статьях.
Осталось найти ископаемых киноринхов в раннем кембрии. Именно их нашли и описали китайские палеонтологи из Нанкинского института геологии и палеонтологии, университета Чаньян и Политехнического университета Виргинии.
Сохранность остатков оказалась превосходной и исследователи подробно описали и даже составили трехмерную реконструкцию типового экземпляра описанного вида Эокиноринха (лат. Eokinorhynchus rarus) можно посмотреть на видео. Их нашли в фосфатоносных слоях возрастом 535 млн лет в местонахождениях Шанли и Шисян (провинция Шеньси). Фосфатизация (phosphatic fossilization) — одна из форм минерализации, при которой сохраняются мягкие части анатомии животных, да еще и в объеме. Ископаемые извлекаются из породы с помощью кислот, например, уксусной, которая растворяет известняк, но не растворяет фосфат кальция (апатит и его производные). Так что в итоге после растворения тонны породы у исследователя остается десяток-другой превосходных объемных окаменелостей.
Ученые причислили найденные окаменелости к киноринхам, ориентируясь на общий план строения: есть голова со скалидами, которая вворачивается внутрь, есть шейный отдел с радиальными замыкательными пластинами, туловищный отдел с различными шипами и разделенный на сегменты-зониты, прослеживается пятилучевая симметрия ротового и шейного отделов, видны остатки продольной и кольцевой мускулатуры (а у нематод, например, ее нет). Что позволяет рассмотреть эволюцию мышечных волокон.
Кроме того, с современными киноринхами и приапулидами этих ископаемых сближает строение скалид, как крупных, так и мелких: все они оказались полыми внутри. Но у Eokinorhynchus rarus небольшое число зонитов — их около 20, тогда как у приапулид сотни мелкокольчатых сегментов.
Теперь точно известно, что древнейшие киноринхи были сегментированными животными, и сегментация для этой группы первична. Ученые аккуратно призывают заинтересованных читателей самим порассуждать на тему о сегментации предка всех линяющих животных: «... кембрийская летопись киноринхов предлагает новую «палеонтологическую» оценку конвергентной эволюции сегментации линяющих.».
Так что теперь в палеонтологическую летопись вписана еще одна строчка — киноринхи. Вместе с ними на той же геологической странице раннего кембрия записаны и приапулиды с лорициферами. Ученые предлагают пересмотреть материал по отдельным фосфатизованным склеритам — вдруг некоторые из них окажутся полыми скалидами киноринхов, благо, теперь их есть с чем сравнивать. Тогда отдельно разбросанные слова палеонтологической летописи могут сложиться в осмысленные предложения. Именно так — медленно, но неизбежно — проступает для нас научная истина.
Особая благодарность за предоставленный материал сайту ЭЛЕМЕНТЫ.РУ и расположенной в ней статье под авторством Елены Барисовны Неймарк.