Найти в Дзене

Странная болезнь / Il Male oscuro. Италия, 1990

Странная болезнь / Il Male oscuro. Италия, 1990. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Сузо Чекки Д'Амико, Тонино Гуэрра, Марио Моничелли (по роману Джузеппе Берто). Актеры: Джанкарло Джаннини, Эммануэль Сенье, Стефания Сандрелли, Витторио Каприоли и др. Комедия. Драма. Премьера: 23.02.1990. Писатель и сценарист (Джанкарло Джаннини) находится в творческом и психологическом кризисе… В год выхода этой картины в европейский прокат отзывы о ней в итальянской прессе были неоднозначными. Кинокритик Джан Луиджи Ронди (1921-2016) напомнил читателям, что роман «Странная болезнь» Джузеппе Берто, опубликованный в 1964 году, был автобиографическим рассказом о неврозе. Он был написан почти автоматически, настолько навязчиво и скрытно в своём настойчивом, непрерывном течении, что невроз почти материализовался на глазах читателя… Сузо Чекки д’Амико и Тонино Гуэрра, переписывая роман для Марио Моничелли, предпочли просто превратить его в роман о невротике, отдав центральному персонажу всё то простр

Странная болезнь / Il Male oscuro. Италия, 1990. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Сузо Чекки Д'Амико, Тонино Гуэрра, Марио Моничелли (по роману Джузеппе Берто). Актеры: Джанкарло Джаннини, Эммануэль Сенье, Стефания Сандрелли, Витторио Каприоли и др. Комедия. Драма. Премьера: 23.02.1990.

Писатель и сценарист (Джанкарло Джаннини) находится в творческом и психологическом кризисе…

В год выхода этой картины в европейский прокат отзывы о ней в итальянской прессе были неоднозначными.

Кинокритик Джан Луиджи Ронди (1921-2016) напомнил читателям, что роман «Странная болезнь» Джузеппе Берто, опубликованный в 1964 году, был автобиографическим рассказом о неврозе. Он был написан почти автоматически, настолько навязчиво и скрытно в своём настойчивом, непрерывном течении, что невроз почти материализовался на глазах читателя… Сузо Чекки д’Амико и Тонино Гуэрра, переписывая роман для Марио Моничелли, предпочли просто превратить его в роман о невротике, отдав центральному персонажу всё то пространство и значение, которые имели в книге как язык, так и, в конечном счёте, психоаналитические приёмы» (Rondi, 1990).

Рецензензия, опубликованная в Segnocinema была более позитивной: «Не всё, или, скорее, очень мало, восстановлено со страниц Берто, но есть великолепный Джаннини, который обеспечивает эмоциональный накал, достойный ситуации» (Segnocinema. 1990).

Однако в XXI веке «Странная болезнь» оценивается итальянскими киноведами, как правило, положительно.

Журналист Валерио Тальяферри считает, что «Моничелли представляет нам если не лучшую, то одну из лучших адаптаций Берто, и делает это благодаря двум выдающимся сценаристам и поистине первоклассному актёрскому составу. Однако этот фильм не пользовался особой любовью у современных критиков, а зрители считали его «узкоспециализированным» и не относящимся к классике великой итальянской комедии, одним из величайших представителей которой был Моничелли. Но, как всегда, истинные художники лучше понимаются со временем. И поэтому, возвращаясь к нему сегодня, спустя более тридцати лет, мы лучше ценим его повествование и, прежде всего, косвенную критику нашего общества – основополагающую черту всех работ тосканского режиссёра, которые составляют великое наследие, оставленное им нам» (Tagliaferri, 2022).

С такого рода оценкой согласен и кингокритик Игнацио Сенаторе: «Моничелли переносит на экран скучный и многословный роман Джузеппе Берто, но чтобы превратить его в отличный фильм, ему пришлось бы изменить ему и наделить его страстью и энергией, которых нет в тексте» (Senatore, 2021).

В 1990 году Марио Моничелли получил премию «Давид ди Донателло» за лучшую режиссуру. «Серебряные ленты» были вручены сценаристам и композитору «Странной болезни».

Жаль, что ни одна из наград не досталась Джанкарло Джаннини, который, на мой взгляд, сыграл в этом фильме превосходно, погружая своего персонажа в состояние перманентного нервоза с мастерством, достойным всяческого уважения…

Киновед Александр Федоров