Найти в Дзене
Женские грёзы

"Кумпарсита" - реалистичный фильм-мелодрама о любви и предательстве

Всем привет! После долгого перерыва я решила возобновить работу своего дзен-канала. И сегодня я начну с небольшой статьи о фильме "Кумпарсита", созданном в 1993 году режиссером и сценаристом Александром Полынниковым. Интересный факт, так как Александр Полынников больше известен как талантливый оператор, а фильмов, где он бы выступил в качестве сценариста и режиссёра не так много. "Кумпарсита" - один из них. Жанр фильма - мелодрама. Он повествует нам о том, что любовь и страсть - это не обязательно одно и то же. Официальный постер фильма. (Яндекс-картинки) Еще один интересный факт о фильме. Работа актрисы Анны Назарьевой, сыгравшей главную роль Ани Лисичкиной в фильме, была очень хорошо оценена кинокритиками. Назарьева была удостоена Приза имени Веры Холодной. А вот печальный факт, что по-настоящему значимых и весомых ролей Анне Назарьевой это не принесло. В основном она снималась в отечественных сериалах, таких, как "Возвращение Мухтара", "Мачеха". Гораздо более известен партнер Анны

Всем привет! После долгого перерыва я решила возобновить работу своего дзен-канала. И сегодня я начну с небольшой статьи о фильме "Кумпарсита", созданном в 1993 году режиссером и сценаристом Александром Полынниковым. Интересный факт, так как Александр Полынников больше известен как талантливый оператор, а фильмов, где он бы выступил в качестве сценариста и режиссёра не так много. "Кумпарсита" - один из них. Жанр фильма - мелодрама. Он повествует нам о том, что любовь и страсть - это не обязательно одно и то же.

Официальный постер фильма. (Яндекс-картинки)
Официальный постер фильма. (Яндекс-картинки)

Еще один интересный факт о фильме. Работа актрисы Анны Назарьевой, сыгравшей главную роль Ани Лисичкиной в фильме, была очень хорошо оценена кинокритиками. Назарьева была удостоена Приза имени Веры Холодной. А вот печальный факт, что по-настоящему значимых и весомых ролей Анне Назарьевой это не принесло. В основном она снималась в отечественных сериалах, таких, как "Возвращение Мухтара", "Мачеха".

Гораздо более известен партнер Анны Назарьевой по съемочной площадке Андрей Смоляков. Думаю у этого актёра немало поклонников и, возможно, его имя станет либо приятным бонусом, либо причиной посмотреть этот полузабытый фильм родом из лихих 90-х.

Андрей Смоляков В "Кумпарсите"
Андрей Смоляков В "Кумпарсите"

В целом советую этот фильм тем, кому нравится атмосфера 90-х без прикрас. Это кино - прекрасное свидетельство той ушедшей эпохи, отражающее свое время. Фильм реалистичный, и всем его героям сопереживаешь по-настоящему, веришь до конца.

Читайте далее с осторожностью, так как статья содержит спойлеры.

Фильм начинается с прекрасного танца Ани Лисичкиной (Анны Назарьевой) и Саши Зайцева (Сергей Хрусталёв) под всем известную мелодию "Кумпарситы", в честь которой и назван данный фильм. Кумпарсита считается самым известным в мире произведением в жанре танго. А с чем у нас ассоциируется танго? Любовь и страсть. И вот с самых первых кадров фильм настраивает нас на этот лад.

Страстное танго Кумпарсита. Кадр из фильма
Страстное танго Кумпарсита. Кадр из фильма

Аня в этом танце настолько шикарная, яркая, манящая девушка, что неудивительно, что мужчины могут воспылать к ней страстью, закономерным итогом которой стало рождение на свет дитя.

Вот только ребенок не входит в планы Ани, и она хочет оставить его в больнице. И не смотря на то, что этот поступок ужасен, понять юную Аню можно... На улице 90-ые, кризис, разруха. Сама Аня из детдома, жить с ребенком ей негде. А возвращаться обратно туда, откуда она вышла, девушка не хочет. Так Аня, может, и сама того не желая, причиняет своему ребенку такую же боль, как ей когда-то причинили ее родители, ведь она также младенцем попала в детдом.

Аня Лисичкина в исполнении Анны Назарьевой
Аня Лисичкина в исполнении Анны Назарьевой

Врач на выписке пытается пристыдить Аню. Но это не имеет результата. И вот вроде бы зрителю нужно осудить главную героиню за этот поступок. Но кого я вижу перед собой? Совсем еще юную девчонку, грустную, с непростой жизненной историей, трудным детдомовским детством. Видно, что тяжело ей принять это решение, хоть она этого и не показывает, наоборот, старается сделать вид, что ей все равно, даже имя выбирать ребенку не хочет, а я вижу, что это всего лишь ее способ избежать привязанности к малышу, а значит испытать меньше боли. И не могу я ее осудить, хоть и принять ее поступок тоже не могу. Вот такие жизненные обстоятельства, такие рамки, так она чувствует сейчас. И так ли уж виновата Аня, что стала такой? Если она не видела настоящей семьи? Если не познала материнской любви и ласки? Другое дело, что это эгоистично думать о себе, обрекая своего сына на тот же путь.

Внимательный зритель сразу задается вопросом, а кто же отец ребенка? Врач намекает, что это кто-то из детдомовских. И режиссер тоже делает такой обманный ход. Ведь затем нам показывают партнера Ани по танцу Кумпарсита и по детдому - Сашу Зайцева, встречающего девушку из роддома. Саше Аня говорит, что ребенок умер. А потом хочет прыгнуть с моста... Саша останавливает.

Саша встречает Аню из роддома
Саша встречает Аню из роддома

Нам рассказывают историю и молодого человека Ани - Саши, такого же детдомовца. В отличие от Ани Саша успел пожить с родителями и познать их любовь. Когда Саше было 10 лет, отец умер, а мать уехала в Афганистан, затем попала в тюрьму, Сашу отправили в детдом... Однако у него сохранился дом в деревне Боровое. Туда-то он и зовет свою любимую, не желающую вновь возвращаться в "зверинец". Зверинцем ребята называют детдом, в котором сиротам давали "звериные" фамилии - Волкова, Львова, Лисичкина....

Ребята продают туфли, в которых Аня когда-то танцевала Кумпарситу и отправляются в деревню.

Саша. Кадр из фильма
Саша. Кадр из фильма

К сожалению, в деревне их встречает только разруха... И даже автобусы больше не ходят в это местечко. Довезти их до цели соглашается только один из местных. Все развалилось вместе с Советским Союзом.

Аня и Саша приезжают в деревню
Аня и Саша приезжают в деревню

Тем не менее, молодость всегда оптимистична. И Саша с Аней рады, что у них теперь есть свой дом, где они могут начать новую жизнь. Местные жители в лице бабушки Дарьи тоже в большом удивлении, что в забытой всеми деревне могут взяться новые люди.

Саша и Аня встречают местную бабушку Дарью
Саша и Аня встречают местную бабушку Дарью

Бабушка Дарья быстро вспоминает мальчика Сашу и интересуется у него светскими городскими новостями ("коммунистов-то выгнали"). Взамен сообщает, что из всех жителей когда-то большой деревни Боровое остались только она да дед Филимон.

Бабушка помогает ребятам от всего сердца. Приносит и молока козьего домашнего, и еды, и дров. Всё-таки какие чистые, светлые и добрые были раньше люди! Всем готовы поделиться, при этом, ничего не прося взамен.

Но вот Ане всё равно пока неуютно в деревне, да и мучается она тем выбором, что сделала, оставив сына. К этому моменту многие зрители, уверена, вовсю осуждают девушку, строящую жизнь подальше от своего малыша.

Другой житель деревни дед Филимон учит Сашу премудростям крестьянской жизни и столярному мастерству. Однако и он также удивлен, что могли в деревне, из которой уехали даже местные, забыть городские жители.

Дед Филимон  и Саша
Дед Филимон и Саша

Дед Филимон знакомит Сашу с местной достопримечательностью - церковью, вековой красавицей. На что молодой человек справедливо вроде бы замечает, для кого это все, если нет людей.

Церковь в деревне
Церковь в деревне

Дед Филимон рассказывает Саше свою философию жизни. Церкви строили, чтобы ангелы прилетали к нам, людям. Церкви разрушили, вот и ангелы покинули нас. Восстановим церкви, и возродятся души. Что ж, оставляю на суд читателей теорию деда Филимона. Оцените, верна она с вашей точки зрения или нет?

Саша узнает личную историю деда Филимона. Тот остается в этой деревне ради своей Дарьи. Вот уж 30 лет он предлагает ей выйти за него замуж, но та всё отказывается.

Ребята, узнав о несчастии Филимона, решают устроить импровизацию свадьбы. И у них это получается.

Свадьба бабушки Дарьи и деда Филимона
Свадьба бабушки Дарьи и деда Филимона

Вот только счастье деда Филимона было недолгим. Получив исполнение желаемого, переехав наконец к своей любимой, на следующий день он умирает. Что ж, надеюсь, что хотя бы он умер счастливым. Ведь сбылась его мечта.

Постепенно мы узнаем и историю Ани... Как так случилось, что юная девочка стала матерью. Оказалось, что соблазнителем стал руководитель детдомовского танцевального кружка Андрей Петрович (Андрей Смоляков). Как многие юные девушки, Аня влюбляется в учителя. Вероятно, девушка ищет в мужчине намного старше её - уверенность, фигуру отца, которого у неё никогда не было, надеясь найти в нём заботу и любовь, в которой так нуждается.

Андрей и Аня танцуют Кумпарситу
Андрей и Аня танцуют Кумпарситу

Однозначно считаю, что ответственность за всё произошедшее должен нести взрослый мужчина, воспользовавшийся наивностью юной девушки, тем, что она совершенно не знает ни этого мира, ни жизни, ни вообще мужчин. Но вот сам Андрей считает по-другому. Он воспринимает связь с Аней как ошибку, хотя судя по кадрам именно он изначально соблазнял её, давая надежду, что она нравится ему как женщина. Однако воспользоваться - это одно, а брать ответственность за свой поступок - это другое, и последнее дано не всем.

Андрей оставляет крайне неприятное впечатление. Он женат, у него есть ребенок, он жалеет сам себя, но не жалеет никого вокруг. Ему не нужна любовь Ани, но он с удовольствием пользуется ей. Мы видим перед собой большого мальчика. Аня ищет надежного мужчину, фигуру отца, а находит незрелого юношу. И это отнюдь не Саша Зайцев, как может показаться зрителям в начале фильма, а Андрей.

Андрей Смоляков в роли Андрея
Андрей Смоляков в роли Андрея

Все, до чего смог додуматься в итоге Андрей, узнав о беременности девушки, это отвести Аню на аборт. И вот тут впервые зритель восхищается нашей главной героиней. Она наотрез отказывается делать аборт, говорит, что хочет любить малыша также, как и Андрея. Тому ожидаемо все равно. Он считает, что сделал все, что мог, остальное - трудности Ани.

Андрей и Аня. Кадр из фильма
Андрей и Аня. Кадр из фильма

Согласитесь, что на этом фоне поступок Ани, оставление ею ребенка, не кажется нам таким уж чудовищным? Сложно представить через что прошла эта девчушка, ведь она сама еще учится в школе, а уже стала мамой. Да еще и без какой-либо поддержки. Она боится вернуться в детдом, ведь отец ее ребенка продолжает там работать, а она ему не нужна.

Но Аня и не представляет, что иногда жизнь дает нам шанс там, где мы не ждали. Как правильна поговорка: "Не все то золото, что блестит". Ведь тот самый надежный и ответственный мужчина, которого она искала, всегда был рядом с ней. И это Саша Зайцев. Видя его любовь, заботу и преданность, защиту, она понимает его ценность. Аня осознает, как ей дорог Саша, что он единственный, кто по-настоящему дорожит ей, та самая опора, которую мы ищем в жизни. Именно он - настоящий человек, настоящий мужчина, заслуживающий любви и преданности.

Аня и Саша
Аня и Саша

Аню мучает совесть, по ночам снятся кошмары... Ведь она оставила своего малыша в доме малютки и солгала Саше, что он умер. Аня решает признаться в этой лжи, так как больше терпеть муки совести невыносимо. К её облегчению Саша радуется тому, что ребенок жив.

Аня признается Саше в своем грехе
Аня признается Саше в своем грехе

И всё же, Аня решает для себя расставить окончательно все точки над "и". Она приходит к отцу ребёнка - Андрею. В ней ещё теплится надежда, что она и её малыш ещё нужны хоть немного Андрею.

Однако естественно циник Андрей отказывается от ребенка, сообщает девушке, как и прежде, что это только ее проблемы, ребенка он знать не желает и пытается сунуть ей деньги на пеленки. Тогда Аня решается также соврать Андрею о смерти малыша, как когда-то сказала Саше.

Аня приходит к Андрею
Аня приходит к Андрею

После этого Аня исправляет свою ошибку. Она забирает малыша в деревню, чтобы воспитывать его в семье с Сашей.

Однако будет ли хеппи-энд у этой истории? Тут может каждый решить сам для себя. Режиссер Александр Полынников оставляет это на суд внимательного зрителя. Ведь землю, на которой находится деревня, продали под международный кемпинг, все дома будут снесены. Все, что интересует хозяев новой России, это церковь пятнадцатого века. Вот о ней они позаботятся, перенесут в другое место, а что будет с людьми их не волнует совершенно. Ребят, только вроде бы начавших счастливую жизнь, или снова отправят в детдом, или того хуже, в тюрьму - за самовольное занятие государственной собственности и не принадлежащего им по закону дома.

И всё же, хочется верить, что у Ани и Саши все получится, и они будут счастливы. Они заслужили. Пусть это и нереалистично. Но ведь не зря проросло это зернышко любви там, где это казалось невозможным?

Делитесь в комментариях, смотрели ли вы этот фильм? Нравится ли Вам эта история?