Буддисты 14 декабря отметят Зул. Далекие от этой религии люди часто называют его калмыцким Новым годом, хотя на деле у этого дня мало общих смыслов с европейским праздником. Тем не менее, это очень важное событие для жителей Калмыкии. Что оно означает и почему называется праздником Тысячи лампад, расскажет ОТР.
Праздник Зул — это калмыцкий Новый год или почитание памяти Цонкапы
Для буддистов 14 декабря наступит праздник Тысячи лампад. Сами они не называют торжество Новым годом — так об этом дне говорят только те, кто не имеет к нему прямого отношения. Калмыцким Новым годом, например, его называют русские. У государствообразующих наций вообще часто прослеживается тяга приравнивать торжества разных народностей друг к другу. Внимание на это в разговоре с ОТР обратил исследователь мифологии Дмитрий Пауков.
«Если взять наши тюркские народы, татар и прочие мусульманского вероисповедания, то что только не называли их Новым годом. Только они сами это Новым годом не называли никогда», — заявил он.
Буддистский праздник 14 декабря является днем почитания памяти Цонкапы. Он не подходит под определение Нового года хоты бы потому, что в этот момент для буддистов не начинается новый этап летоисчисления, как в случае с европейским праздником или Рождеством Христовым.
«Здесь же суть в том, что они отмечают как день рождения, но это день рождения каждого калмыка. То есть в Калмыкии изначально не праздновали дату рождения, как мы с вами празднуем. Кто-то родился, условно говоря, 5 сентября, и каждый год 5 сентября ему добавляется по году. <...> У калмыков такого не было. Они не фиксировали эту дату. И летоисчисление всем добавляло по год в первый же Зул. Родился ребенок за полгода до Зула, но как бы нет возраста: Зул пришел — и вот ему считают год», — пояснил эксперт.
В древности Зул связывали с рождением Вселенной, именно поэтому калмыки считают его днем своего рождения. В 2004 году торжество получило официальный статус в Калмыкии — этот день объявлен нерабочим. В буддизме праздник посвящен реформатору, философу и основателю тибетской школы геулг Дже Цонкапы. Буддизм — основная религия калмыков, поэтому праздник объединяет в себе два глубоких смысла. В этот день читают молитву силам, отвечающим за долголетие. Но речь идет не о целой нации или народе, а о каждом конкретном человеке. Так что Зул — скорее, праздник роста, а не перехода в новый для всех цикл летоисчисления.
«Условно говоря, какого-то 2026-го, какого-то года у них в этот момент не наступает. Он не добавляется. У каждого прибавляется по своему году. Но, в принципе, этот день в Калмыкии называется Днем прибавления. У каждого калмыка прибавился свой год к его лично прожитому. У праздника изначально не было сути в переходе в какой-то новый год. Суть его — это память о духовном учителе Цонкапе, основателе целой серьезной ветви буддизма, втором Будде. Это именно повиновение, это его уход из жизни в нирвану», — разъяснил Пауков.
Как проводят праздник Зул буддисты
В Калмыкии Зул отмечают не так, как в остальном буддистском мире, что как раз связано с большим количеством смыслов. Например, принято проводить генеральную уборку дома и приводить в порядок одежду накануне торжества. Сам праздник важно встречать в чистоте и обновках. Хозяйки запасают топленое масло, собирают ковыль для обрядовых фитилей и пекут пшеничные пирожки — броцки.
Когда на небе восходят первые звезды, празднующие приступают к основному ритуалу. Его суть заключается в изготовлении особой лампады, которую называют «ладьей жизни». Для нее лепят лодочку из теста, в которую вставляют пучки из ковыля — по одному на каждого члена семьи. В пучках должно быть столько фитилей, сколько лет человеку, и еще две-три травинки. Их пропитывают топленым маслом, а затем поджигают.
«Центральное место занимает семья, это праздник семейный. Второе занимает свет, зажигание лампады. Отмечается Зул в семейном, общинном кругу. Основное — это, конечно, как всегда, ритуальная еда и зажигание фитилей лампад и просьба, молитва о благополучии Белой таре (буддийское божество долголетия — прим. ред.)», — рассказал Дмитрий Пауков.
Семьи тихо читают молитвы и ходят вокруг лампады по часовой стрелке. Обряд символизирует очищение и благодарность за прожитый год, а также просьбу о здоровье и долгих годах. Затем перед лампадой ставят угощение — дееж. В это время монахи в храмах тоже зажигают лампады в память о Цонкапе. Утром в сам Зул хозяйки готовят калмыцкий чай с молоком и солью. Лампадки зажигают вновь и кладут к ним новые подношения, а также молятся всей семьей. После этого все садятся за праздничный стол вместе с гостями и поздравляют друг друга. Трапезу на Зул стараются сделать очень насыщенной — считается, что каким стол будет на праздник, таким и окажется следующий год. Помимо кумыкского чая и бороцок, на столе обязательно присутствуют пельмени с бараниной, сладости и топленое масло.
В день памяти Цонкапы принято выражать скорбь через употребление особой каши, сделанной из кусочков теста. Монахи в это время погружаются в молитву, а миряне несут в храм деньги, продукты и разные вещи в качестве подношений. Также в монастырях проходят торжественные процессии с факелами и скульптурным изображением второго Будды.
Что нельзя делать во время праздника Зул
Собеседник ОТР отметил, что не может вспомнить каких-то строгих запретов на Зул. Но все же в некоторых традициях есть вещи, которые делать не советуют. Например, не стоит тушить лампадку — она должна догореть сама, отметил портал kalmykia-online.ru. Но и после того, как огонь потухнет, есть свои порядки. Фитили надо удалить, а само тесто поджарить и съесть, не давая это ритуальное блюдо чужим людям. В некоторых традициях на Зул также рекомендуют воздержаться от употребления мяса и алкоголя.