Ислам – монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» и «принятие» (имеется в виду – покорность законам Бога и принятие учения пророка Мухаммеда). В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами, и их насчитывается 1,2 млрд. человек.
В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда. Главная священная книга ислама – Коран.
С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (т.е. ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе, Авраама (Ибрагима), Моисея (Моис), Иисуса (Исса). (Соломона они называют Сулейманом, Давида – Даудом, Иосифа – Юсуфом и т.д.) Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.
Аллах
Аллах – по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него никто не обладает этими качествами. Согласно канонам ислама, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие – невозможным. Ему, по мнению мусульман, нет равных, и в этом выражается его единственность.
Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» – «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Арабы, исповедующие другие авраамические религии – например, христиане, используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском тексте Библии слово «Бог» переведено как «Аллах» или как «Рабби» (Господь). Но имя Эллах (Элох, Элоах) встречается в Ветхозаветной книге Бытия.
Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога применяется слово «Аллах», даже в не арабоязычной среде. В доисламской Аравии, у язычников, Аллах считался единственным Творцом, но поклонялись идолам для приближения к Аллаху, приписывая Богу сыновей и дочерей.
Сущность Аллаха
Согласно канонам ислама, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. В некоторых комментариях к каноническому Корану Аллах характеризуется «отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью…».
Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой, наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах – творец всех форм жизни.
Всё в мироздании совершается только по воле Аллаха. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Кроме Аллаха, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам.
Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Язычество, суеверия, поклонение стихиям и мифическим персонажам – тягчайшие грехи перед Аллахом, которые он прощает лишь при искреннем раскаянии.
Коран
Коран – священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым вечным и не сотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Гавриил (Джабраил) передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.
Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 глав (сур) и около 6 600 стихов (аятов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, духовности и этическим проблемам. В Откровениях же мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству – «Мы направили тебя, Мухаммед, посланником, только как милость к обитателям всех миров».
Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожии. Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимые отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.
Мухаммед
Мухаммед (ок. 570 год – 8 июня 632 года) – пророк ислама. Согласно постулатам ислама, Мухаммед – последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.
Откровение снизошло к пророку Мухаммеду, когда ему было 40 лет. Речения, которые ему сообщал, согласно преданию, архангел Гавриил (Джибраил), Мухаммед пересказывал своим сподвижникам. Позднее они были собраны и записаны его секретарями и составили священную книгу мусульман – Коран. Благодаря проповедям и усилиям первых мусульман ислам постепенно стал распространяться среди населения Мекки. Мухаммед активно выступал против суеверий, критиковал язычество. Язычники, защищая свои обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над ними, преследовали их, пытали и даже убивали. После этого мусульмане решили переселиться из Мекки в Медину.
В Медине Мухаммед провозгласил братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявил о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. В Медине было образовано первое в истории мусульманское государство. Вместе со своими приверженцами в 629 году Мухаммед бескровно завоевал Мекку.
Мухаммед умер в 632 году, оставив после себя величайшее наследие. Исламская религия, постулаты которой он сформулировал, оказала большое влияние на развитие мировой цивилизации.
Столпы веры (идеологические основы религии).
Иман – это понятие тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
- Вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
- Вера в ангелов. Ангелы – существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
- Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
- Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
- Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
- Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть – в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.
Пять столпов ислама
Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:
Шахада – соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама.
Намаз – совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных ветвях эти нормы отличаются незначительно.
Закят – материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят – это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
Саум – соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
Хадж – совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
Ислам как образ жизни
Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.
Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются табак, алкоголь, наркотики и азартные игры.
Семья
Семья в исламе – это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее, допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание.
Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, но позволяет им брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
Мораль ислама
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
- Правдивость.
- Надёжность и верность.
- Искренность.
- Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора.
- Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца.
- Сила нравственная и физическая.
- Терпимость и умение прощать.
- Скромность.
- Достоинство и самоуважение.
- Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.
- Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам.
- Щедрость.
- Терпение.
- Разумное управление своими средствами.
- Общительность, доброе отношение к окружающим.
- Пристрастие к чистоте и красоте.
- Отвращение ко злу и к греху.
Основные конфессии ислама.
Сунниты
• Суннитские правовые школы
• Суфизм
o Тарикаты
o Хаджи-мюриды
• Салафия
o Ваххабизм
• Джамаат таблиг
Шииты
• Шииты-двунадесятники
• Исмаилизм
o Друзы
o Карматы
• Зейдиты
• Алавиты
• Ахл-е Хакк или Йарсан
• Кайсаниты
• Гулат
• Рафидиты
Хариджиты
Идейные течения в исламе
Исламские течения в России
• Суфизм на Северном Кавказе
Прочие течения и секты
• Васатыя
• Хабашиты
Религиозно-политические идеологии
• Исламизм
• Панисламизм
Наш комментарий
Мусульмане утверждают, что Ислам – окончательная религия, и после Ислама никакой религии не будет. И подтверждением этого якобы является то, что Миссия и избранность от евреев перешла к мусульманам. Но ведь суть своей Миссии – это способность взять на себя мировое социальное лидерство, обеспечивать не декларативную, а реальную эволюцию социума во всех его областях.
Надо понимать, что для того, чтобы к кому-то перешла избранность, социальная миссия, к ним должна как минимум перейти «открытость» душ ко всему новому, которой обладают евреи (подразумевается открытость к разного рода духовным импульсам, прозрениям искусства, науки, политики, экономики и многого другого, касающегося социума), а этого не случилось.
И если 2,2 млрд христиан в своей массе могут сравниться в вопросе такого лидерства с 13 млн евреев (в 180 раз меньшим количеством) хотя бы в абсолютных цифрах (в относительных цифрах они тоже сравнения не выдерживают), то мусульмане даже в абсолютных цифрах близко не подходят. Так какая избранность перешла от евреев к мусульманам? Избранность убивать? Или избранность держать весь мир за глотку с нефтью?
К тому же, если на то пошло, то «избранность» к мусульманам должна перейти уже от христиан, а не от евреев. Но не тут-то было. В общем, с «избранностью» у мусульман серьёзные проблемы. Они её серьёзно не понимают.
Также, кстати, как они не понимают «джихад», что означает «духовная борьба» (духовная борьба с самим собой), но никак не физическая и, тем более, не военная. Это типичный пример подгонки чего-то под свои взгляды по форме и полное игнорирование сути.
К тому же и ислам тоже не вполне монотеизм, а некое приспособление верований бедуинских племён Аравии к «Единому Богу». По своей глубинной (невидимой невооружённым глазом) сути – это 2-я форма неоязычества со всеми его атрибутами. Ведь мусульмане говорят – ваш Бог не верный, а это означает, что наш Бог «правильнее» вашего (иначе бы не было «неверных»). Значит, по отношению к Богу у мусульман есть понятия «наш» и «ваш».
Потому что если бы они и на самом деле считали Бога Единым, то какие проблемы. Каждый поклоняется одному и тому же богу, только немного по-разному. Но если форма поклонения имеет значение, а суть отходит на второй план, то это уже не то, что ты хотел бы сказать. Это и есть вторая форма неоязычества.