Вступление
Символистская поэзия требует особого внимания к звуковой организации текста и синтаксическим приемом – именно эти аспекты формируют неповторимую музыкальность бальмонтовской лирики. Давайте вместе погрузимся в звуковой и образный мир стихотворения, чтобы глубже понять, как Бальмонт создает атмосферу таинственного шепота камышей.
Историческая справка
1.
Пан в греческой мифологии – бог ДИКОЙ ПРИРОДЫ, покровитель пастухов. «Пан» – с древнегреческого – это ВСЁ, ВЕСЬ. Отсюда – ПАНдемия (нечто, охватившее весь народ – демос) , ПАНический (тотальный) страх, ПАНорама (зрелище целиком, всеохватное).
Пан – дух леса, но также и его душа, его музыка. Свирель сделана им из тростника, в который превратилась нимфа, не захотевшая разделить с Паном его любовь к ней. Поэтому согласно легендам, мелодии, звучащие в лесу, очень красивые и печальные, но их может услышать только чуткий и восприимчивый человек.
Врубель создал образ Пана, который совмещает черты человека и животного, руки которого – как узловатые части дерева, глаза – как крошечные озера. Пан – дух, душа леса, зоркая и чуткая, но и символ того восприятия мира, которое разделяли Врубель, Бальмонт и многие другие творцы.
2.
В конце XIX – начале XX века в творческой среде (художников и поэтов) получил популярность ПАНтеизм (от ПАН – всё, ТЕОС – божество): такое мировосприятие, когда ВСЁ в природе воспринимается как одухотворенное, каждое природное явление имеет душу, может чувствовать. Божественное начало пронизывает каждый природный объект, а человек – такая же часть Природы, как растения и животные.
Разделяя с людьми, жившими в отдалённые от нас времена, их отношение к Природе как к живой и одухотворенной, Бальмонт обращается и к теме суеверий, древних верований, которые сопутствовали такой картине мира. Для него суеверия представляют историко-культурный интерес. Он их использует для создания художественных образов. Одно из таких суеверий – это представления о болоте как о гиблом месте, которое само способно затянуть в свою трясину и утопить неосторожного человека. Отсюда же и представление о том, что над поверхностью болота по ночам могут появляться души тех, кого болото в свое время утянуло на дно.
Тест
Вопрос 1
Читаем две начальные строчки 1-й строфы:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Обратите внимание на порядок слов – он ОБРАТНЫЙ: сначала указаны время и место действия (и то, и другое – неприятные для обычного человека), затем – характер действия (страшноватый в указанных обстоятельствах), потом – само действие, и только в самом конце – действующее лицо: Камыши.
Какое суждение вы разделяете:
- Такой порядок слов (вместе с наполняющим их содержанием) возбуждает любопытство и создает атмосферу таинственности: ведь лишь в самом конце сообщается, КТО же действующее лицо.
- Такой порядок слов поэтапно разворачивает атмосферу страха и ужаса.
Вопрос 2
Вы заметили, что появление КАМЫШЕЙ в качестве действующего лица сопровождается фонетическим аккомпанементом – аллитераций: нагнетанием шипящих.
Как вы думаете:
- это усиливает атмосферу страха;
- это помогает создать впечатление шороха и шелеста.
Вопрос 3
Чтобы проверить, правильно ли вы почувствовали окружающую героя-рассказчика атмосферу, дочитаем 1-ю строфу до конца:
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Подтвердилась ли ваша версия? Что чувствует лирический герой (=герой-рассказчик)? Выберите подходящий вариант, соответствующий характеру его поведения.
- Лирическому герою не страшно – ему интересно. Им овладело любопытство. Он хочет понять и смысл разговора камышей, и природу огоньков. Он стоит и наблюдает достаточно долго.
- Лирический герой очень напуган: мысли мечутся в его голове, возникающие вопросы не дают покоя. От страха он словно прирос к месту и не может уйти.
Вопрос 4
Меняется ли самочувствие героя-рассказчика, стоящего возле болота?
Остановимся на первой строчке 2-й строфы:
Полночной порою камыши шелестят.
Вы заметили, что она начинается так же, как первая строчка 1-й строфы:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Но, вместе с тем, – впечатление получается разное.
С каким суждением вы согласитесь:
- Сначала героя словно окутывала и обволакивала атмосфера тайны. Но потом он к ней привык, поэтому сообщает о шелесте камышей как о факте.
- Сначала героя охватывал неясный ужас от тех звуков, что он слышал на болоте, то потом его смутный страх перерос в уверенность: он знает, что эти звуки издают камыши.
Вопрос 5
Прочитаем 2-ю строфу целиком.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То Месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
Посмотрим на болото глазами героя. Какая картина является более точной?
- Герой видит жаб и змей, обитающих в камышах. Слышит шелест камышей, чувствует запах тины, ощущает сырость.
- Герой видит отражение месяца в болотной зыби, слышит шелест камышей, свист змей, чувствует запах тины, ощущает сырость.
Вопрос 6
Как вы понимаете смысл 2-й строфы? Что происходит с героем, когда он произносит эти слова:
Трясина заманит, сожмет, засосет.
- Герой наблюдает болото уже давно. Он ощущает и сырость, и запах тины; он пристально всматривается в болотную зыбь, и в воображении его возникает образ болотной трясины как гибельного места.
- Герой охвачен ужасом от всего, что он видит и слышит. Жабы, змеи, багровый след месяца в болотной зыби, запах тины. Ему кажется, что болото заманивает его и готово уничтожить.
Вопрос 7
Прочитаем последнюю, третью строфу.
«Кого? Для чего? — камыши говорят, —
Зачем огоньки между нами горят?»
Но Месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Удалось ли лирическому герою расшифровать, кого и о чем спрашивают камыши? С какой версией вы соглашаетесь?
- Герой не смог расшифровать разговор камышей. Ему в шелесте камышей то слышатся разные вопросы, то чудятся вздохи погибших в болоте людей.
- Герой обнаружил, что камышей, как и его самого, волнует смысл болотных огоньков. Он также понял, что камыши спрашивают у Месяца, который мог всё видеть, о судьбе того, кого поглотила трясина.
Вопрос 8
Прочитайте текст целиком. Теперь вы уже готовы раскрыть секрет лирического героя (=героя-рассказчика): страшно ли ему на болоте ночью или он спокойно прислушивается, присматривается, наблюдает, старается понять смысл того, что видит и слышит?
- Герою очень страшно, но какая-то сила словно приковывает его к болоту, и он никак не может уйти.
- Герою совсем не страшно: он всматривается и вслушивается, чувствует себя спокойно рядом с болотом.
Вопрос 9
От ответа на предыдущий вопрос зависит то, правильно ли вы разгадаете главную загадку: какой он, этот лирический герой? С каким мнением вы согласитесь?
- Герой – сам ощущает себя частью Природы. Природа для него – живое и одухотворенное целое: всё в природе, с его точки зрения, дышит и чувствует, размышляет и задается вопросами, испытывает разные эмоции.
- Герой – человек, случайно попавший ночью на болото. Он подвержен страхам и суевериям: ему чудится, что в шелесте камышей, в отражении месяца, в болотных огоньках есть загадочный смысл, который его пугает.
Вопрос 10
Прочитайте текст еще раз. Какая в целом атмосфера создается вокруг лирического героя?
- Это атмосфера постепенно нагнетаемого страха. Героя пугает всё: ночная тьма с мигающими огоньками; звуки, похожие на человеческую речь; запах тины и ощущение сырости; отражение багровой полоски месяца в болотной ряби.
- Это атмосфера тайн, которые Природа открывает лишь ночной порой: всё вокруг не просто живое и одухотворенное, но думающее и чувствующее: и Камыши, и Месяц, и болотная Трясина.
Вопрос 11
Что в большей степени говорит в пользу первого мнения?
- Обилие пугающих образов и даже самих слов: «умирающий лик», «вздох погибшей души», «тоскливо… шуршат камыши», «Месяц… печально поник», «Трясина заманит, сожмет, засосет».
- Упоминание гнездящихся жаб, свистящих змей, багрового Месяца.
Вопрос 12
А что подтверждает второе мнение?
- Откровенные признаки ночной жизни: шевеление болотных жаб, свист змей, шелест камышей, мигание болотных огней.
- Природные объекты ведут себя и чувствуют, как люди: Камыши задают вопросы; «тоскливо» шуршат; Месяц молчит и «печально» опускает свой лик. Трясина готова заманить и утопить неосторожных путников.
Вопрос 13
Особенность того мира, который окружает его лирического героя, требует от автора текста использовать приём, суть которого – в ассоциативном перенесении свойств и качеств человека на природные явления, животный и растительный мир. Как же называется этот приём?
- сравнение
- метафора
- олицетворение
Вопрос 14
Какую роль играет использование в тексте повторов (слов, словосочетаний, целых фраз)?
- Повторы – знак того, что лирический герой напуган, и ему в голову стучатся одни и те же мысли и переживания: повторяясь, они как будто приковывают его к месту и не дают уйти от гибельного болота.
- Повторы усиливают атмосферу таинственности: создают впечатление, будто сама природа ворожит и привораживает; они также подтверждают единую природу человека и природных объектов: сходство мыслей и переживаний.
Ключи
Вопрос 1 - 1; вопрос 2 - 2; вопрос 3 - 1; вопрос 4 - 1; вопрос 5 - 2; вопрос 6 - 1; вопрос 7 - 2; вопрос 8 - 2; вопрос 9 - 1; вопрос 10 - 2; вопрос 11 - 1; вопрос 12 - 2; вопрос 13 - 3; вопрос 14 - 2.
P.S.
Если вы ещё не посмотрели наше короткое видео о стихотворении К. Бальмонта «Камыши», то сейчас самое время: оно здесь