Найти в Дзене
Zumrud Life Turkey - Russia

«Сквозь призму танца». Цикл картин «Балерины» Бориса Мессерера

Борис Асафович Мессерер — советский и российский театральный художник, сценограф, живописец и график. Он родился в 1933 году в Москве в семье блестящего балетного танцора, балетмейстера и хореографа Асафа Мессерера и актрисы немого кино Анель Судакевич, ставшей позднее художником по костюмам кино, театра и цирка. Борис Мессерер получил образование в Архитектурном институте, обучаясь у известных архитекторов М.А. Туркуса и Б.С. Мезенцева, будучи студентом в то же время занимался акварельной живописью в мастерской А.Ф. Фонвизина и следовал наставлениям А. Г. Тышлера. После окончания института работал художником-постановщиком в театре и кино, создавал декорации и костюмы для спектаклей и фильмов.Его сценографические решения отличались оригинальностью и глубиной, часто становились самостоятельными произведениями искусства. Среди наиболее известных работ Мессерера — оформление спектаклей Большого театра, Театра имени Евгения Вахтангова, Московского Художественного театра имени Чехова и

Борис Асафович Мессерер — советский и российский театральный художник, сценограф, живописец и график. Он родился в 1933 году в Москве в семье блестящего балетного танцора, балетмейстера и хореографа Асафа Мессерера и актрисы немого кино Анель Судакевич, ставшей позднее художником по костюмам кино, театра и цирка.

Борис Мессерер получил образование в Архитектурном институте, обучаясь у известных архитекторов М.А. Туркуса и Б.С. Мезенцева, будучи студентом в то же время занимался акварельной живописью в мастерской А.Ф. Фонвизина и следовал наставлениям А. Г. Тышлера.

После окончания института работал художником-постановщиком в театре и кино, создавал декорации и костюмы для спектаклей и фильмов.Его сценографические решения отличались оригинальностью и глубиной, часто становились самостоятельными произведениями искусства. Среди наиболее известных работ Мессерера — оформление спектаклей Большого театра, Театра имени Евгения Вахтангова, Московского Художественного театра имени Чехова и других театров.

Кроме театральной деятельности, Борис Мессерер занимался живописью и графикой. Его жизнь была тесно связана с театром, балетом, оперой. Именно поэтому неудивительно, что одной из самых ярких серий работ художника стал цикл картин под названием "Балерины".

Эти произведения отражают восхищение художника красотой, грацией и артистизмом балерин. Картины передают атмосферу сцены и закулисья, эмоции исполнителей и магию танца.

Каждая картина этого цикла – это словно застывший миг времени, волшебное мгновение мира танца. Балерина, стоящая у станка или кружащаяся по сцене, превращается в символ чего-то большего, чем просто танец. Она становится воплощением грации, гармонии, мечты, надежды...

Балерины предстают перед зрителем в разных образах: в пачке, в костюме, в движении или отдыхающие после выступления. Образы героинь вдохновлены знаменитыми танцовщицами, такими как Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Светлана Захарова и другие.

Мессерер не изображает своих героинь идеальными и без изъянов. Напротив, он показывает зрителю, насколько трудна эта профессия, как много усилий стоит за каждым танцевальным движением, чтобы со сцены все выглядело красиво, легко и непринужденно. В этом проявляется особое внимание мастера к деталям: напряжённые пальцы ног, крепко сжатые руки, слегка согнутые колени... Всё это создаёт ощущение реальности происходящего, делает картины более живыми.

Но самое главное достоинство этих полотен заключается именно в том, что они вызывают эмоции. Глядя на них, можно представить запах подмостков театра, тихий шёпот зрителей в зале, волнение артиста перед выходом на сцену.

Рассмотрим некоторые картины этого цикла более подробно. Они были представлены в экспозиции  «Калейдоскоп времени» в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре в Москве. Эта выставка посвящена творчеству Бориса Мессерера. В экспозиции — работы из личной коллекции художника, собрания ММОМА, а также из Государственной Третьяковской галереи и Российского национального музея музыки

  • Картина «В балетном классе» (1972-1974)
«В балетном классе» (1972-1974)
«В балетном классе» (1972-1974)

Картина отражает профессиональную атмосферу балетного класса, где изображены балерины в процессе занятий и репетиций. Художник своим произведением подчёркивает важность дисциплины, вдохновения и мастерства в балете, а также передаёт дань уважения к традициям русского балетного искусства.

Центральное место занимают балерины у станка. Одна поправляет пуанты на ногах, готовясь к репетиции, другая - или закончила занятие, или сделала небольшой перерыв для отдыха, оперлась ногой на стул.

  • Три балерины (2020-2021)
Три балерины (2020-2021)
Три балерины (2020-2021)

На полотне изображены три изящные фигуры балерин в балетных пачках во время своего отдыха.

  • Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель (2022-2023)
Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель (2022-2023)
Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель (2022-2023)

Это произведение Бориса Мессерера продолжает тему балетной эстетики, столь важную в творчестве художника. Картина фокусируется на моменте подготовки балерин, когда они завязывают ленты своих пуантов.

В изображении подчёркнута деликатность, сосредоточенность и грация героинь. Мессерер умело передаёт текстуры тканей, мягкость движений и свет, придавая картине поэтичность и живость.

Работа отражает не только внешний образ балерин, но и тонкую психологическую атмосферу закулисной подготовки, репетиций.

  • Интерьер с балериной (1969)
Интерьер с балериной (1969)
Интерьер с балериной (1969)

На картине изображён интерьер, в котором находится балерина во время отдыха, в состоянии расслабленности и покоя. Картина создает атмосферу спокойствия и сосредоточенности. Внимание уделено деталям интерьера, которые гармонично взаимодействуют с фигурой балерины, передавая тонкую связь между артисткой и её окружением.

Художник использует мягкую палитру и точную проработку оттенков, чтобы подчеркнуть утончённость балетного мира и внутреннее состояние героини. Картина раскрывает красоту искусства в будничной, повседневной обстановке.

  • Балерина с виолончелью (1974)
Балерина с виолончелью (1974)
Балерина с виолончелью (1974)

Эта работа отражает синтез двух искусств — танца и музыки — через образ грациозной балерины и виолончель. Картина иллюстрирует взаимосвязь между танцем и музыкой, подчеркивая, что оба вида искусства дополняют друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Виолончель ассоциируется с глубиной и выразительностью звука, что усиливает впечатление от фигуры балерины. Форма виолончели контрастирует с плавностью линий тела балерины, создавая визуальное напряжение и привлекая внимание зрителя к деталям композиции. Виолончель играет важную роль в формировании художественного образа, обогащая его смысловыми слоями и эмоциями.

Картина отражает творческую философию Мессерера, где танец и музыка нераздельны, показывая, как визуальное искусство может передать ритм, звук и пластичность.

  • Балерины, завязывающие туфли (1974)
Балерины, завязывающие туфли (1974)
Балерины, завязывающие туфли (1974)

В картине художник передает атмосферу подготовки к выступлению, репетиции, запечатлев моменты, предшествующие самому танцу.

Фигуры балерин представлены в движении. Акцент сделан на руках и ногах, передающих одновременно тонкость и деликатность движений и энергичность, характерные для артистов балета.

Картина "Балерины, завязывающие туфли" стала символом трудолюбия и преданности искусству, показывая зрителям, что за красотой выступления стоят многие часы напряженной работы, подготовки, репетиций, где оттачивается мастерство артистов балета и их танец доводится до совершенства. Этот аспект особенно важен для понимания природы профессии артиста балета, где каждый жест и движение требуют тщательной отработки и внимания к мельчайшим деталям.

  • Балерины, отдыхающие на диване (1974)
Балерины, отдыхающие на диване (1974)
Балерины, отдыхающие на диване (1974)

Картина демонстрирует двух балерин, расслабляющихся и отдыхающих после выступления или репетиции на мягком диване. Художник мастерски передает атмосферу покоя и умиротворенности, используя мягкие тона и плавные линии. Борис Мессерер изобразил на картине закулисную жизнь балерин, подчеркивая их красоту, хрупкость и грацию.

Интерьер, изображенный на картине, также играет важную роль в передаче настроения и атмосферы произведения. Мягкий диван, окруженный светлыми стенами, создает ощущение комфорта и спокойствия. Цветовая гамма интерьера, включающая теплые оттенки бежевого и коричневого, усиливает чувство уюта и гармонии.

Художник использовал светлые тона и мягкие переходы цветов, чтобы подчеркнуть легкость и воздушность момента. Интерьер служит фоном, на котором фигуры балерин выделяются особенно ярко.

  • Балерины у станка (1972-1974)
Балерины у станка (1972-1974)
Балерины у станка (1972-1974)

Центральное место на картине занимают две балерины, стоящие у классического балетного станка. Их позы и движения переданы с большой точностью и выразительностью, подчёркивая элегантность и грациозность танца. Фигуры балерин вписаны в интерьер репетиционного зала, который также является важной составляющей композиции.

Цветовая палитра картины состоит преимущественно из мягких оттенков белого, серого и светло-коричневого, что позволяет сосредоточить внимание на фигурах балерин и подчеркивает их хрупкость и изящество.

Мессерер показывает балерин не только как идеализированные образы, но и как профессионалов, чья красота и грация достигаются упорным ежедневным трудом.

Работы художника символизируют идею постоянного самосовершенствования , что является фундаментом искусства балета и творчества в целом.

Цикл «Балерины» Бориса Мессерера — это художественное свидетельство сложности и красоты балетной профессии, глубокое всестороннее исследование личности танцовщицы.

Картины цикла отличаются тонкой передачей внутреннего мира героинь, гармонии тела и души, ритма движений и эмоционального состояния балерин. Каждая работа уникальна по композиции, цвету и технике исполнения. Основными мотивами становятся подготовка к спектаклю, репетиции, ожидание выхода на сцену, моменты отдыха после выступлений.

Картины Мессерера передают красоту и грацию человеческого тела, динамику движений, создают атмосферу загадочности и таинственности закулисного театрального пространства. Художником часто используются контрастные цветовые решения, создающие эффект освещения сцены

Серия картин «Балерины» Бориса Мессерера стала важной частью культурного наследия советского периода и продолжает вызывать интерес зрителей сегодня. Она представляет собой яркий образец взаимодействия живописи и классического балета, раскрывающего эстетику русской культуры конца XX столетия.

Цикл картин «Балерины» стал настоящим гимном красоте, грации и внутренней силе балерин, воплощением идеала женственности и элегантности, вечному источнику вдохновения для многих поколений художников и ценителей прекрасного.