Найти в Дзене

Как стоики сдают экзамены

Когда т.н. современные стоики приводят пример использования концепции современного Стоицизма к экзаменам, они прежде всего предлагают сосредоточиться на использовании дихотомии контроля: разделить, что в нашей власти, а что нет. Обычно заявляется, что в нашей власти сама добросовестная и ответственная подготовка к экзаменам, а вот конечный результат не находится в нашей власти, потому что может зависеть от многих факторов, например, от личной неприязни к вам преподавателя. На первый взгляд выглядит логично. Но никакого отношения к сути Стоицизма это не имеет. Сейчас объясню почему. Во-первых, вы не можете в полной мере контролировать то, как вы подготовитесь к экзамену. Например, из-за простуды у вас может подняться температура, из-за чего у вас сильно снизится способность работать с информацией и готовиться к экзамену. А во-вторых, почему вы не можете контролировать отношение к вам преподавателя? Например, можно вести себя с ним более уважительно, одеться на экзамен менее вызывающе

Когда т.н. современные стоики приводят пример использования концепции современного Стоицизма к экзаменам, они прежде всего предлагают сосредоточиться на использовании дихотомии контроля: разделить, что в нашей власти, а что нет. Обычно заявляется, что в нашей власти сама добросовестная и ответственная подготовка к экзаменам, а вот конечный результат не находится в нашей власти, потому что может зависеть от многих факторов, например, от личной неприязни к вам преподавателя.

На первый взгляд выглядит логично. Но никакого отношения к сути Стоицизма это не имеет. Сейчас объясню почему.

Во-первых, вы не можете в полной мере контролировать то, как вы подготовитесь к экзамену. Например, из-за простуды у вас может подняться температура, из-за чего у вас сильно снизится способность работать с информацией и готовиться к экзамену.

А во-вторых, почему вы не можете контролировать отношение к вам преподавателя? Например, можно вести себя с ним более уважительно, одеться на экзамен менее вызывающе или установить с ним хорошие доверительные отношения ещё до экзамена.

Если мы используем любые вещи из материального мира или то, как мы проявляемся и действуем в материальном мире, мы никогда не сможем провести чёткую грань между тем, что мы сейчас полностью контролируем, а что нет.

В одном из интервью, приводя пример собеседования, Пильюччи отвечает: «Идея здесь заключается в том, чтобы сосредоточить нашу энергию на том, что зависит от нас, и одновременно развивать равнодушие к тому, что от нас не зависит. Например, я готовлюсь к собеседованию. В этой ситуации естественно беспокоиться о том, получу ли я эту работу. Но это неправильный подход, потому что решение принимаю не я, а мой интервьюер, и на него влияют факторы, находящиеся вне моего контроля (например, конкуренция, с которой я сталкиваюсь в борьбе за эту должность).

Вместо этого мне следует сосредоточиться на том, что зависит от меня: составить как можно лучшее резюме, тщательно подготовиться к собеседованию, одеться соответствующим образом в день собеседования и сохранять концентрацию, отвечая на вопросы, которые определят, получу ли я работу или нет. Что касается исхода, я морально готов к обоим вариантам: если получу работу — хорошо. Если нет — попробую ещё раз где-нибудь».

Точно так же, как и в примере с экзаменом, я могу привести аргумент, что человек не может контролировать ни то, как он подготовится к собеседованию, ни то, способен ли он будет удерживать концентрацию внимания во время собеседования, потому что это зависит от состояния тела, которое от человек в полной мере не контролирует. Точно так же от человек в полной мере не контролирует свой внешний вид на собеседовании. По дороге на собеседование кто-то может случайно пролить кофе на его тщательно подобранную и отглаженную одежду. Или до собеседования может произойти какое-то ЧП, например, пожар, из-за которого человек просто не сможет одеться подходящим образом.

Теперь о конкуренции с другими соискателями на должность, которая, по мнению Пильюччи, от нас не зависит. Почему? Например, существуют криминальные и не очень криминальные способы дискредитировать конкурентов в глазах работодателя или вообще полностью от них избавиться. В данном случае это только вопрос желания и готовности идти на крайние меры :)

Как вы видите, в умственную игру «что в конкретных ситуациях мы можем контролировать, а что нет» можно играть бесконечно.

А как же тогда стоики готовятся к экзаменам?

Давайте вспомним Эпиктета, который учит нас, что всё материальное, начиная с собственного тела, от нас не зависит. А зависят от нас только наши представления, желания, стремления и уклонения. О чём более подробно я писал в 4 статьях, разбирая 1 главу «Энхиридиона». Ссылки: 1, 2, 3, 4.

Начнём с представлений. Мы можем считать (представлять), что если мы не сдадим экзамен, то нас отчислят из вуза, мы не найдём себе нормальную работу и будем влачить жалкое существование. И такие представления, скорее всего, будут вызывать у нас негативные эмоции.

Но эти представления о последствиях заваленного экзамена полностью находятся в нашей власти. И мы можем их изменить. Например, вы можете представить себе, что после несданного экзамена и отчисления у вас высвободится огромное количество времени, которое вы раньше тратили на учёбу; перед вами откроются новые возможности для самореализации и опыта, который вы не сможете получить, просиживая дни за институтской скамьёй. Ваша жизнь может даже наполниться новыми знакомствами и приключениями, особенно если после отчисления вас сразу заберут в армию :)

Надеюсь, моя логика понятна. То, как вы себе представляете происходящие в вашей жизни события, влияет на ваше эмоциональное состояние. Даже привычная для нас пословица «Что ни делается — всё к лучшему» может улучшить эмоциональное состояние в трудные минуты, потому что благодаря этой фразе человек может начать переоценивать или изменять свои представления о сложной или тяжёлой ситуации, которая с ним происходит или уже произошла.

Вот так можно работать с представлениями, которые, согласно учению Стоицизма, полностью находятся в нашей власти.

Теперь перейдём к любимой теме современных стоиков — Amor fati, «Люби свою судьбу». Современные стоики трактуют её как любовь или принятие того, что с вами происходит. Но на самом деле, если даже использовать понятие «любовь» (которое стоики в контексте судьбы не использовали), то Amor fati означает «любить предопределённость своей судьбы» (об этом я подробно писал в статье «О предопределённости судьбы в Стоицизме»). То есть у стоиков было представление о том, что вся наша жизнь и всё происходящее в нашей жизни уже заранее предопределено Высшими силами.

Если брать пример с экзаменом, то с точки зрения Стоицизма уже заранее предопределено, сдадите вы экзамен или его завалите. Если брать пример с собеседованием, то уже заранее предопределено, возьмут вас на работу или нет.

Возьмите какое-то важное для вас предстоящее событие: экзамен, собеседование на работу, деловые переговоры, предстоящую хирургическую операцию — в общем, любое дело, из-за которого вы волнуетесь или переживаете — и рассмотрите его с позиции того, что конечный результат, как и ваша жизнь в целом, уже заранее предопределён Высшими силами.

Вы сможете почувствовать, как место волнений и переживаний занимает спокойствие и умиротворение. Потому что понимание того, что вы можете только стремиться к тому, чтобы как-то изменить свою жизнь, но не в силах изменить свою уже предопределённую судьбу, как актёр, который в театре играет роль Ромео, не может изменить сценарий и финал, — вот это понимание по-настоящему освобождает. Это и есть Стоицизм.

То, что я написал выше, не может являться оправданием безответственности или халатности. Стоики считали, что, несмотря на предопределённость судьбы, наша задача — стремиться к тому, чтобы добросовестно выполнять данную нам роль. Эпиктет учил, что если Зевс дал мне роль нищего или раба, я буду стремиться исполнить её наилучшим образом.

Так что если Зевс дал вам роль студента, то ваша задача — стремиться выполнять её наилучшим образом, что подразумевает, что вам нужно стремиться к тому, чтобы добросовестно учиться и готовиться к экзаменам. И делаете вы это не для себя, а для Зевса.

Вот так стоики, в частности, готовятся к экзаменам, проходят собеседования и в целом живут свою жизнь.

P.S. Ссылка на подборку моих статей о Стоицизме в Дзене. Вопросы по учению Сенеки и Эпиктета можно задать в их в чате "Тот самый Стоицизм" в Телеграме. Желающие записаться на личную консультацию могут писать прямо в Телеграм.